Разнообразие идейно-художественных позиций писателей в освещении темы революции и гражданской войны.



Главной темой литературы 20-х годов стала тема революции и гражданской войны. Произведения этой тематики различны по жанрам, по характеру отношения к революционному процессу, но каждый художник осознает значимость изображаемых событий.

Идея преображения человека в ходе революционной борьбы главенствует в романе Д. Фурманова «Чапаев», созданном на основе личных впечатлений, дневниковых записей автора, служившего в дивизии Чапаева. Но писатель не ограничивался ими, он изучал архивы, читал газеты, беседовал с участниками событий. Действие романа разворачивается весной и летом 1919 года на Восточном фронте. Все в романе подчинено задаче как можно полнее и ярче создать образ народа, поднявшегося на борьбу за новую жизнь. Главный герой – реальный, сложный, противоречивый человек. Он горяч, суеверен, наивен, но революция открывает в нем незаурядный талант организатора, полководца, вызвала стремление расти, приносить пользу народу. Описание гражданской войны носит в романе героико-революционный характер.

 Роман Фадеева «Разгром» также создан на основе личных впечатлений писателя. Желание Фадеева сказать о виденном всю правду и одновременно выстроить повествование в заданном идеологическом ключе входит в сложное соотношение. По сюжету романа молодой интеллигент Мечик попадает в партизанский отряд на Дальнем Востоке. Здесь его идеальные представления о революции проходят жесткую проверку. Мечик не выдерживает этого испытания, ломается нравственно, предает своих товарищей. Антипод Мечика - шахтер Морозка, сквернослов, хулиган, который остался верен долгу, революции и погиб ради своих товарищей. Ключевые эпизоды романа связаны с тем, что Мечик не в состоянии принять жестокость гражданской войны. У корейца отбирают свинью, чтобы накормить отряд, и обрекают большую семью на голодную смерть, раненому Фролову дают яд, чтобы он не затруднял передвижения отряда. Мечик ужасается, но его нравственная потрясенность воспринимается командиром отряда Левинсоном и автором интеллигентской слабостью, ведущей к предательству. Левинсон в отличие от Мечика понимает, что новая жизнь не придет сама по себе, ее нужно завоевывать в крови, грязи, в жестоких боях. Нужно делать то, что на пользу революции, а старая мораль в этой борьбе мешает. Ради светлого будущего позволено переступить важнейшие нравственные законы.

Проблема трагического непонимания интеллигенции и революции была остро поставлена И. Бабелем книге новелл «Конармия». Писатель летом 1920 года добровольцем вступил в ряды Первой Конной, назвавшись чужим именем из-за антисемитских настроений бойцов. Бабель вел дневник, который и послужил материалом для его рассказов, однако рассказчик Лютов - это обобщенный образ интеллигента, попавшего в чуждую среду, сталкивающегося с новой моралью. В новелле «Мой первый гусь» Лютов, стремясь заслужить одобрение конармейцев, грубо толкает кулаком пожилую женщину, собственноручно рубит голову ее гусю, приказывает ей зажарить птицу. И конармейцы принимают его, « парень нам подходящий», хотя совсем недавно издевались над ним. Сам же герой не в состоянии оправиться от потрясения, а война ставит перед Лютовым все более серьезные проблемы. Раненый в живот конармеец Долгушов («Смерть Долгушова») просит Лютова пристрелить его, но Лютов не может сделать этого. Убивает Долгушова Афонька Беда, который готов застрелить и Лютова за его слабость. Бабелю важно понять меру необходимости в жестокости на войне. «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают» Это противоречие мучительно для героя Бабеля, столкнувшегося с той революцией, которая есть, с теми людьми, которые ее осуществляют ценой своей и чужой крови.

Итак, проза 20-х годов, посвященная теме революции и Гражданской войны, отличается документальностью, напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом. Основными проблемами в произведениях становятся проблемы поиска человеком его места в годы общественных преобразований, моральной ответственности человека за все происходящее, конфликт между абстрактной идеей и ее конкретным воплощением.

Создавая образы героев революции, многие писатели обращали внимание прежде всего на внешность, поступки своих персонажей, которые выглядели достаточно безжизненно – сильные, прямолинейные, не знающие, что такое страх и сомнение. Такое изображение не соответствовало принципам художественности. Но литературные приемы, позволяющие воссоздать переломное время в своеобразных, близких времени формах, продолжали развиваться и совершенствоваться. 

                                      

1.Практическое задание

Дать толкование понятий «роман–утопия» и «роман–антиутопия». Примеры произведений.

    

                       

Рекомендуемая литература

 1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования.- 4-е изд., стер – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

 2. Роговер Е, С. Русская литература XX века: Учебное пособие. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2014.

3. Баевский В.С. История русской литературы XX века. Компедиум. – М., 2003.

4. Библиотека Мзареуляна – русская поэзия XX века. www/llg/Ru/-din/library/

5. Емельянова Т.В. Литература. 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений: в2 ч. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2018.

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!