Литературные журналы и группировки



Информационная карта части дисциплины с применением дистанционных образовательных технологий

Наименование дисциплины по учебному плану

Литература

Группы

М9-РМ21о-1

В соответствии с расписанием

28.01.2022

  часы тема в соответствии с рабочей программой форма контроля сроки сдачи на проверку
Лекционные занятия 2     Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор)   Тема 6.1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов Практическое задание   31.01.2022 строго до 16.20!!!  
ФИО преподавателя

Азорина Галина Валентиновна

 

Контактные данные для обратной связи

 galazor@yandex.ru

 

 

Раздел 6. Литература 20-х годов (обзор)

Тема 6.1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов

Противоречивость развития культуры в 20-е годы

Существует несколько научных делений истории русской культуры ХХ века на периоды, каждое из которых вполне обоснованно. Однако при любой периодизации 1917 год всегда является границей, водоразделом истории России ХХ века. Для культуры нашей страны этот год стал переломным. Главной темой произведений искусства стала революция. Конечно, новые тенденции развития культуры не могли проявиться на следующий день после революционного переворота – процесс шел медленно, но в определенном революцией направлении.

 Создававшиеся веками ценности ставились под сомнение, отвергались, взамен прежних предлагались новые духовные ориентиры. Русская интеллигенция в большинстве своем испытывала весьма противоречивые чувства по отношению к произошедшему. Многие уже давно ожидали подобного развития событий.

 Победа большевиков и установление советской власти диктовали правила идеологической борьбы. Марксизм из одного философских направлений в ряду многих стал «единственно верным» учением, обязательным для всех. Лозунг времени – «Кто не с нами, тот против нас» - не предполагал каких-либо колебаний. Более того позиция «с нами» подразумевала не просто лояльность, но ее безоговорочную поддержку и пропаганду.

В послереволюционной России одной из первоочередных задач стало создание «нового человека», свободного от «пережитков капитализма». Задача глобальная, но, как казалось руководителям страны, вполне разрешимая за короткий срок. Они считали, что люди, родившиеся в новом обществе, будут совсем иными, а тех, кто несет груз «проклятого наследия капитализма», надо перевоспитывать, переделывать, создавать из них людей будущего. Возникло понятие «человеческого материала». В процессе строительства социалистического общества, по мнению большевиков, будет формироваться человек с коллективной психикой. Культурная программа ближайших десятилетий предполагала демократизацию (народ становился и главным героем, и творцом новой культуры); ликвидацию неграмотности; привлечение на сторону революции интеллигенции старой школы и использование культурного наследия в целях построения нового общества; формирование у трудящихся научного мировоззрения, вытесняющего религиозное.

Многие представители русской интеллигенции, которые не приняли революцию, эмигрировали, уехали из страны виднейшие ученые: микробиолог С.Н. Виноградский, геолог Н.И. Андрусов, авиаконструктор И.И. Сикорский, химики В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин, историк Н.П. Кодаков, композиторы С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, И.Ф, Стравинский, художники М.З. Шагал, К.А. Коровин; балетмейстер С. Лифарь, балерина А.П. Павлова и многие другие.

 В 1921 году в Париже представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции, среди которых были известные политические деятели Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, А. В. Бобрищев-Пушкин, был издан сборник «Смена вех», в котором предлагалось принять революцию как свершившийся факт, отказаться от борьбы с советской властью, признать ее единственно законной и перейти к сотрудничеству с ней. Большинство сменовеховцев считало, что большевизм избавился от утопии мировой революции и превратился во власть, которая ставит задачей экономическое возрождение государства и стремится превратить Россию в великую державу. Не так важно, коммунистическая или капиталистическая будет власть, если эта цель будет достигнута. Задача интеллигенции - поддержать эти преобразования.

Многие партийные и государственные решения того времени направлены на привлечение специалистов старой школы к сотрудничеству с советским правительством. Но вместе с тем производились аресты и увольнения ученых и деятелей культуры, которые не поддерживали или критиковали новую власть. XII конференция РКП(б) в августе 1922 года объявила старую интеллигенцию, стремившуюся остаться политически нейтральной, «врагами народа». В том же году из России на пароходе «Обербургомистр Хакен», названном позже «философским пароходом», было выслано около 300 деятелей науки и культуры: философов, литераторов, профессоров, журналистов. Среди них были философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, социолог П.А. Сорокин, писатель М.А. Осоргин.

Наряду с этим партия, развивая высшую школу, заботилась о появлении «новой интеллигенции». Рабочие и крестьяне получали значительные льготы для поступления в вузы. Открывались рабфаки (рабочие факультеты) – подготовительные курсы, куда принимали рабочую молодежь по комсомольским и партийным путевкам и готовили к учебе в вузе. Создавались учебные и научные учреждения идеологического характера: советские партийные школы (совпартшколы), Коммунистическая академия, Институт красной профессуры.

К концу 1920-х годов культура стала частью государственной политики, а с разработкой пятилетних планов развития народного хозяйства включалась в них как обязательный раздел – «культурное строительство».

 

Литературные журналы и группировки

Сразу после Октябрьской революции 1917года исполнительный комитет Петрограда обратился к интеллигенции с предложением обсудить насущные вопросы развития новой культуры. На призыв откликнулись А. Блок, В. Маяковский. Приняли революцию Д. Бедный, В. Брюсов, С. Есенин.

 Однако сотрудничать с новой властью были готовы далеко не все писатели и поэты. Среди них были представители декадентских течений: Мережковский, Гиппиус, писатели - реалисты: А. Толстой. А. Куприн, И. Бунин. Пролетарский писатель М. Горький, создавший первое произведение соцреализма, после свержения самодержавия опубликовал в газете «Новая жизнь» цикл статей под названием «Несвоевременные мысли». Писатель считал, что в революции на первый план выступили «анархизм низов» и «фантазирование верхов», что «революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека», Горький сожалеет, что «человек оценивается так же дешево, как и раньше», оценивает революцию как «негодный эксперимент на живом теле России». Сотрудничать с новой власть писатель начинает только в 1918 году, он много делает для спасения русской интеллигенции от голодной смерти, расстрелов (Замятин, Ремизов, Ходасевич, Чуковский, Шаляпин), организует издательство «Всемирная литература», открывает Дом ученых и Дом искусств. «Неотступное присутствие» революции в жизни каждого определило направление развития, задало вектор движения литературного процесса, который отныне разделился на три ветви:

1. Эмигрантская литература, издаваемая на Западе (Бунин, Куприн, Толстой, Цветаева, Белый).

2. «Потаенная литература», созданная в Советском Союзе, но не издававшаяся на родине, так как авторы не разделяли взглядов большевиков ( Волошин, Мандельштам, Булгаков).

3. Советская литература, издаваемая в стране отстаивающая идеалы революции, отвечавшая требованиям метода социалистического реализма (Фадеев, Серафимович, Тихонов, Иванов, Фурманов).

Советская литература периода 1917-1929 годов отличалась многовариантностью, развивалась весьма противоречиво, в эти годы возникает около 30 литературных группировок, по мнению А.А. Богданова, это было связано с тем, что любое произведение искусства отражает опыт и мировоззрение одного класса и непригодно для другого. После революции продолжали существовать и возникали новые литературные группы и объединения: «Серапионовы братья», Всероссийское общество крестьянских писателей, «Рабочая весна», «Октябрь», «Молодая гвардия», «Перевал», ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), имажинисты, ВОКП(Российская ассоциация пролетарских писателей), ЛЕФ (Левый фронт искусств) и множество других.Все они стремились найти новые формы и методы литературного творчества.

Так, конструктивисты, К.Зелинский, И. Сельвинский, А. Чичерин и др., основными эстетическими принципами объявили: в прозе – ориентацию на «конструкцию материалов» вместо интуитивно найденного стиля, монтаж или «кинематографичность», в поэзии – освоение приемов прозы, особых пластов лексики (профессионализмы, жаргон и т. д.), отказ от «слякоти лирических эмоций», стремление к эпическим жанрам.

Молодые писатели, входившие в группу «Серапионовы братья» (название заимствовано из одноименного сборника новелл Э.Т.А. Гофмана), стремились осваивать «технологию» искусства в самом широком диапазоне: от русского психологического романа до остросюжетной прозы Запада. Они экспериментировали, стремясь к художественному воплощению современности. В эту группу входили М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Н. Тихонов и др. 

Самыми крупными и заметными литературными группировками этого периода были РАПП (1925), Пролеткульт, ВОКП, ЛЕФ.

Пролеткульт (1917- 1932) – массовая культурно- просветительская и литературно-просветительская организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения была создана по инициативе А. Луначарского, в 1920 году в рядах группировки насчитывалось более 80 тысяч человек, Цель группировки - создание пролетарской культуры с нуля, требование освобождения от влияния прошлого, отрицание необходимости учиться у классиков. Писатель не должен учиться, его задача - творить. Издавалось 20 журналов.

Представители Российской ассоциации пролетарских писателей выдвигали концепцию развития литературы «союзник или враг», отталкивания писателей - попутчиков, призыв ударников в литературу, основным направлением литературы признавали психологизм, « живого человека», считали, что новая пролетарская культура должна быть создана самими представителями пролетариата. Идеология партийности литературы отражалась в журнале «На литературном посту», главными идеологами были Фадеев, Фурманов, всего же группировка объединяла более четырех тысяч человек.

Левый фронт искусства (1923-1928) : исповедовали теорию социального заказа, художника воспринимали как ремесленника, способного выполнить любой заказ, отрицали вдохновение, выступали против художественного вымысла в литературе, предлагали буквально фотографировать действительность, пропагандировали производственное искусство, человека воспринимали как некую систему, функционирующую как механизм. Задачей искусства считали прямое вторжение в жизнь, приближение будущего. Предрекали смерть романа и расцвет малых жанров. В организацию входили приверженцы футуризма: Маяковский, Брик, Крученых.

Всероссийская организация крестьянских писателей (1921- 1932) была создана на базе многочисленных кружков писателей-самоучек. В уставе группировки ставилась задача всестороннего художественного отражения всех бытовых, социальных, экономических особенностей жизни крестьянской массы, позднее предлагалось соединение пролетарской идеологии с и крестьянских образов. Особый крестьянский писатель должен был иметь пролетарские идеологические устремления, так как это соответствовало проводимой в стране политике «раскрестьянивания». В организации состояли такие представители крестьянской литературы, как Есенин, Клюев, Клычков. Издавался журнал «Жернов».

Итак, существование многочисленных группировок связано и с идейным размежеванием, и с разными художественными пристрастиями, и с отстаиванием своих узкогрупповых интересов. Как бы ни оценивались группировки 20-х годов, очевидно, что в то время их не могло не быть, а издержки группового творчества окупались плюрализмом творческих методов.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!