Эффект раздвигающейся рамки кадра



Оказывается, рамка кадра заставляет нас чувствовать, понимать, видеть то, что хочет автор фильма — режиссер. А больше всего режиссер хочет, чтобы нам, зрителям, было интересно. Поэтому не рассказывает сразу, чем всё кончится, а играет с нами в кошки-мышки, придумывает ловушки, заманивает в тупики, а потом выводит оттуда. И как раз рамка кадра — один из элементов этой игры.

Ведь рамка кадра может раздвинуться. А там, за рамкой, может быть такое! Что-то страшное, смешное, трогательное, забавное, милое — да что угодно.

Один из способов раздвинуть рамку кадра называется отъезд. Камера буквально отъезжает или отходит от какого-то предмета. Мы поначалу видели его крупным планом, потом средним, а в самом конце видим уже на общем плане. А крупным планом теперь видим то, чего раньше не видели, что скрывалось, пряталось за рамкой кадра.

Давайте посмотрим самое начало мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»:

Внутри какой картины мы оказались? Да, внутри тех самых «Богатырей» Васнецова, о которых мы говорили в начале занятия.

Сначала мы видели богатырей важными, величавыми, мощными — такими, какими они предстают на полотне Васнецова. Но потом камера отъезжает, и мы видим, что всё это ненастоящее, понарошку — грозное небо нарисовано на холсте, кони игрушечные, а богатыри сидят с голыми ногами.

А теперь посмотрим не мультфильм, а фильм с живыми актерами. Это всенародно любимая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» — про то, как из-за поломки машины времени царь Иван Грозный оказался в 20 веке, а люди из 20 века попали в 16-й. Там есть один персонаж, который всем подряд жалуется и при этом обманывает своих слушателей.

Мы думаем, что он, как и раньше в фильме, рассказывает это человеку — соседу или сотруднику милиции. Но камера отъезжает и открывает то, что прятала рамка кадра. Оказывается, персонаж рассказывает это собаке. И в этой игре, в том, как раздвигается рамка кадра, прячется комический эффект. Мы не ожидали это увидеть, и поэтому нам смешно.

Домашнее задание. Создание маленького фильма с эффектом раздвигающейся рамки кадра

А теперь давайте придумаем сами такую игру в прятки. Поможет нам в этом диалог, который нам нужно будет досочинить. Даны четыре реплики, пятую мы придумаем.

o — Ты слышишь?

o — Нет.

o — Прислушайся!

o — Не может быть!

И давайте пофантазируем: что же такого услышали герои и чего не слышим и не видим мы, зрители.

Что скрывается за рамкой кадра? Это дети увидели ежика, притаившегося в кустах? Мама и мальчик встретились с монстром, живущим под кроватью? Или дети, заблудившиеся в лесу, услышали, как их зовут родители? Придумайте еще варианты!

Это будет первым шагом к выполнению домашнего задания.  Вам надо будет снять фильм — на обычную видеокамеру, фотоаппарат или мобильный телефон. В фильме должны быть эти четыре фразы и придуманная вами пятая. Фильм должен быть снят одним куском и длиться одну минуту. В фильме должен быть отъезд, то есть смена крупности: от крупного к общему. Ну и, конечно, в нем должны быть загадка и отгадка: кто или что скрывается за рамкой кадра. Один фильм делает группа из трех человек. У каждой группы будет куратор — член семьи или учитель.

Что нужно сделать для выполнения этого задания:

· Придумайте историю, в которой будет этот диалог.

· Какие герои в ней будут действовать?

· Кто из героев какую фразу будет произносить? Нужно отдать первую и третью фразу одному герою, а вторую и четвертую — другому.

· Придумайте пятую фразу и кто ее будет произносить.

· Будет ли действовать кто-то еще?

· Запишите на бумаге всё что придумали: кто что делает, что будет в кадре.

· Отрепетируйте с актерами диалог, проследите, чтобы они знали слова наизусть и могли произносить их без запинок.

· Найдите место съемки.

· Порепетируйте с актерами на месте съемки: они должны знать, где стоять, что делать, как и куда передвигаться.

· С помощью секундомера посчитайте, сколько длится диалог. Важно, чтобы это не занимало больше минуты!

· Теперь проведите репетицию с оператором. Найдите место для камеры и оператора, придумайте, что будет в кадре в начале фильма, что в конце и с какой скоростью должна отъезжать камера.

· Произведите съемку.

· Сделайте несколько дублей, то есть повторений, чтобы потом, дома, выбрать лучший вариант. Всё, ваш фильм готов!

· Отправьте учителю.

· Ждите приглашения на Школьный кинофестиваль!

Урок 2. Кинофестиваль

просмотр того, что получилось, и обсуждение работ.

Это будет Школьный кинофестиваль с самым настоящим жюри. В жюри можно предложить войти одному участнику каждой съемочной команды.

В публичном пространстве (библиотека, актовый зал) организуется просмотр работ. В начале просмотра выходит учитель и рассказывает о тех задачах, которые стояли перед юными кинематографистами. После просмотра каждой работы съемочная группа выходит для защиты фильма. Ребята кратко рассказывают о том, как решали поставленные задачи, жюри задает уточняющие вопросы и т.д.

У каждого члена жюри должен быть оценочный лист, подготовленный учителем, в этом листе по пятибалльной шкале выставляются оценки по шести категориям:

1. Удалось ли авторам соблюсти заданную длительность фильма?

2. Получился ли отъезд от крупного плана к общему?

3. Работает ли отъезд на историю, делает ли ее интересной, а финал — неожиданным?

4. Оригинальна ли задумка в целом?

5. Соответствует ли задумке воплощение?

6. Есть ли нестандартные решения, которые стоит отметить?


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!