Глубина делает интереснее не только кадр, но и историю
Чиркова К.В., ст. группы ОАБ-44.03.05 - 42
Цикл уроков по теме "Изобрети кино заново" в общеобразовательной школе для 4 класса
Урок 1 . Из чего состоит кино?
Для начала давайте ответим на простой вопрос: из чего состоит кино, из каких «кирпичиков»?
Дети отвечают: изображение на экране, актеры, слова персонажей, музыка, сюжет (история)
Попробуем проверить, что в получившемся списке самое важное, а без чего можно обойтись.
Может ли фильм быть без звука?
Смотрим фрагмент фильма Петра Чардынина «Пиковая дама» (экранизация Пушкина, 1910)
Это момент, когда появляется привидение — призрак графини. То, что тогда было страшным, сегодня кажется забавным. Но самое главное — мы не можем услышать, что говорят персонажи, кино тогда еще не умело записывать звук. Звука нет, а кино есть.
Может ли быть фильм без актеров?
Смотрим фрагмент советского документального фильма «Взгляните на лицо» Павла Когана (1966)
Это не актеры, а обычные люди, которые просто пришли в музей. Получается, актеров нет, а кино — есть!
А может ли быть фильм без истории, сюжета?
В качестве ответа смотрим фильм Годфри Реджио «Коянискаци»
Это документальный фильм, который полностью состоит из видов природы. Только природа и прекрасная музыка. И всё. Истории нет, а кино есть.
И все-таки, без чего кино ну никак не может обойтись? Дети отвечают.
Это изображение, картинка. Главное в кино — то, что мы видим на экране. Без этого кино не бывает. То, что мы видим на экране, называется кадр.
|
|
Кинооператор
За изображение в кино отвечает специальный человек — оператор: он стоит за камерой и снимает фильм. Именно он (конечно, вместе с режиссером) решает, что войдет в кинокадр, а что останется за его границами. Давайте ненадолго встанем на его место. Для этого нам понадобятся листы бумаги и ножницы. Вырежьте разные фигуры — круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, любые фигуры. И давайте посмотрим через них на то, что нас окружает.
Дети выполняют упражнение. Обратите внимание на то, как рамка кадра ограничивает мир вокруг, попросить подвигать кадр влево-вправо, чтобы выбрать более удачный ракурс или найти рядом с собой какую-нибудь историю, которую интересно разместить в своем кадре.
Мы вырезали разные фигуры, чтобы проверить — могут ли быть кадры разной формы. Бывают ли на свете треугольные, круглые фильмы? Дети отвечают.
К сожалению, нет. Но когда кино только появилось, люди искали, какой должна быть форма кадра. Например, были попытки сделать кадр круглым:
«Нетерпимость», Дэвид Уорк Гриффит (1916) Или даже вот таким:
Месть кинематографического оператора, Владислав Старевич (1912)
|
|
Что это за фигура? Дети отвечают.
Замочная скважина. Это кадр из знаменитого на весь мир мультфильма, который сделал в 1912 году в России Владислав Старевич. Он называется «Месть кинематографического оператора». Персонажи этого фильма обидели оператора, и он решил снять их скрытой камерой, через замочную скважину. Но таких кадров сейчас не бывает. Какая форма используется в наше время? Дети отвечают.
Прямоугольник. Но почему именно прямоугольник? Как вы думаете? Дети отвечают.
А какая форма у картины или рисунка? Дети отвечают. Предполагаемые ответы: квадрат и прямоугольник.
Да, именно так, квадрат и прямоугольник. А какая из них встречается чаще всего? Давайте посмотрим несколько знаменитых картин и определим, какой они формы.
Исаак Левитан, Иван Шишкин, Виктор Васнецов и др.
Каждый раз на вопрос: «Какая это фигура?» дети отвечают: «Прямоугольник».
Почему-то большинство художников предпочитают именно прямоугольник, причем не стоящий, а как бы лежащий на боку, растянувшийся, ленивый. Давным-давным, больше ста лет назад, люди, которые изобрели кинематограф, тоже удивились. Они и их помощники ходили по музеям и рассматривали картины. И выяснили то же, что и мы с вами: большинство картин именно прямоугольные. Изобретатели кино могли сделать кадр любой формы, но хотели найти ту форму, которая наиболее привычна, удобна.
|
|
Но почему именно эта форма для нас удобна? Дети отвечают.
Именно эта форма больше других похожа на наше поле зрения. Мы видим, конечно, не правильный прямоугольник, а как бы загибающийся, похожий на полусферу. Но прямоугольник (а не круг, не треугольник и не квадрат) все-таки ближе всего. Из этих прямоугольников с картинкой внутри и состоит кино.
Глубина
У этого прямоугольника есть одна тайна — это его глубина. Глубина кадра — это как раз то, что делает его интересным. Плоский кадр (например, котик на фоне стены) — неинтересный кадр. Но как можно проникнуть в глубину кадра? Сделать это нам поможет еще одна его уникальная особенность — крупность. Каким мы видим, например, человека в кадре? Если целиком, скажем, мальчик или девочка с головы до пяток, то это общий план. Если примерно половину, например, мальчик или девочка от пояса или груди до макушки или от пояса до пяток, то это средний план. А если перед нами меньшая часть чего-либо, допустим, глаз мальчика или варежка девочки, то это называется крупным планом.
|
|
Давайте посмотрим фрагмент знаменитого фильма Надежды Кошеверовой «Золушка» (1947) и научимся различать крупности.
Общий план
Крупный план
Средний план
Запомним: общий план — предмет целиком, средний — наполовину, крупный — меньшая часть предмета.
Бывают кадры, где видны несколько предметов. И у каждого своя крупность. Давайте посмотрим два кадра из фильма «Александр Невский» (1938) великого отечественного режиссера Сергея Эйзенштейна:
Будем внимательны: одна часть кадра дана крупно, а другая — общим планом. Какая? Дети отвечают.
Рыбацкую сеть мы видим крупно, а Александра Невского — средним планом. А в этом кадре какие крупности?
Александра Невского мы видим на среднем плане, а вошедшего рыбака — на общем.
Глубина делает интереснее не только кадр, но и историю
Но ведь кино — не застывший кадр. Мы видели на примере «Золушки», что предметы и персонажи могут двигаться, причем на разных крупностях. Очень интересно это использовано в мультфильме «Аленький цветочек» (1952). Давайте посмотрим самое начало этой сказки.
Как здесь использована глубина кадра? Дети отвечают.
Какие-то предметы расположены ближе к нам, какие-то дальше. Из-за этого получается объемный, а не плоский кадр.
Но предмет может двигаться из глубины, прямо на нас. Движение предмета из глубины кадра может даже напугать, и на этом приеме построен один из первых фильмов в истории кинематографа. Он называется «Прибытие поезда». На его первом показе зрители бросились врассыпную, дамы визжали, кто-то из мужчин залез под стул.
Давайте посмотрим этот коротенький фильм (он идет меньше минуты) и попробуем угадать, чего же испугались первые кинозрители. Дети отвечают, что могло испугать зрителей.
У этого страха две причины. Первая — в те времена поезда были еще новинкой, и они действительно были страшными: громкими, шипящими, выпускающими жуткий дым из трубы — в общем, похожими на огнедышащего монстра. А вторая причина — как раз то, о чем мы сегодня говорим. Испугались они глубины. Поезд из маленькой точки постепенно превратился в огромное чудовище, которое неумолимо приближалось к зрителям, и казалось, что через секунду оно прорвет экран, окажется прямо в зале, задавит и поглотит всех присутствующих. А ведь кинофильмов посетители до этого не видели — и перепутали изображение с реальностью.
Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!