Область проявления бинарных оппозиций в современной культуре.
Область проявления бинарных оппозиций практически не ограничена: они присутствуют в биологических ритмах: день/ночь, лето/зима, заявляют о себе в сфере культуры, употребляются в стихотворных формах, которые построены на бинарном чередовании ударных и неударных слогов и т. д.
Бинарные оппозиции задают некий набор архетипических структур, являющих себя в мифах. Миф понимается сегодня не как феномен древней литературы, а как состояние сознания. Мифологическое сознание в современном мире суть массового сознания. Реклама как феномен массовой культуры обращается к иррациональной, мифологической составляющей человеческого сознания, следовательно, основывается на бинарных оппозициях, задающих архетипические структуры. Имидж в рекламе - это отражение действительности, целью которого является управление общественным мнением как одним из способов существования массового сознания [4].
Фридрих ницше о бинарной оппозиции природа-культура.
Ницше противопоставляет разум и чувство, приветствуя чувство (страсть) как символ жизни и клеймя истину (разум) [5].
Последователь Ницше, представитель философии жизни Т. Лессинг в подтверждение тезиса своего учителя пишет: «Человек, которому все время приходится размышлять, раздумывать, рефлектировать о том, что же действительно истинно и хорошо, подтачивает свою способность к решению и действию... И мы уже не отдаемся с полной решительностью великому морю жизни и перестаем доверять всемогуществу инстинктов, тем менее трагичной, тем более уютной, мелкой, узкой и не героичной должна стать жизнь [5].
|
|
Высокое искусство Ницше рассматривает как противостояние дионисийского и аполлоновского начал. Аполлоновское начало – критическое и рациональное. Аполлон символизирует умеренность, стремление к гармонии и покою, в аполлоновском начале «красота одерживает победу над страданием», в нем выражается «мудрость бога». Дионис, в свою очередь, символизирует стихию жизни, бурной природы, не покоя. Дионисийское – чувственное, иррациональное. Его следует понимать по аналогии с опьянением или наркотическим напитком – здесь творец сам поднимается до уровня божества [5].
Так, культура, по Ницше, развивается, преодолевая противоборство двух начал. Попеременно побеждает то пластическое искусство, красота, умеренность, то все отвергается, опрокидываются традиции в морали, искусстве. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию [5].
У человека, считает Ницше, чем сильнее проявляется воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. И как можно жить, не думая о смерти, а, зная о ее неумолимости и неизбежности, не бояться ее?
|
|
Увлечение идеями немецкого философа Ф. Ницше во многом прослеживается в творчестве философов, культурологов, литераторов, психологов, деятелей искусства, которые принадлежат ХХ столетию.
В этом ряду: О. Шпенглер, З. Фрейд, М. Хайдеггер, Л. Шестов, Б. Шоу, Т. Манн, Г. Гессе, А. Камю, Ж. П. Сартр, Х. Ортега-и-Гассет и многие другие деятели мировой культуры.
Заключение
Бинарные оппозиции важны также тем, что мы не можем постичь мир до конца. Эта невозможность компенсируется тем, что мы можем выявить и обозначить альтернативные точки зрения по любой проблеме. А это, безусловно, способствует приросту знания. Обращение к идеям бинаризма означает попытку решения одной из вечных загадок европейской культуры, выявления ее своеобразия, установления перспектив ее развития.
Не исключено, что бинаризм - это излишне упрощенный взгляд на мир. Но ведь именно к достижению простоты и стремился всегда человек. Бинарные же оппозиции придают нашей жизни больше простоты и ясности, делают ее более пригодной для существования и более комфортабельной. Использование бинарного принципа позволяет выстраивать доступные пониманию ментальные структуры, опора на которые будет способствовать углубленному осмыслению сложного и противоречивого окружающего нас мира.
|
|
литература
1. Интернет-ресурс// Источник: https://vikent.ru/enc/1373/.
2. А.В. Бакулина «Принцип двоичности в природе и культуре»/текст научной статьи//Интернет-ресурс// https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-dvoichnosti-v-prirode-i-kulture.
3. Н.В. Соловьева «Бинарные оппозиции как основополагающие элементы мифологической и фольклорной картин мира»/Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика/текст научной статьи//https://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/7625.
4. С.В. Маслова, А.В. Усова «Бинарные оппозиции в современном массовом сознании/ТПУ/текст научной работы/https://cyberleninka.ru/article/n/binarnye-oppozitsii-v-sovremennom-massovom-soznanii.
5. А.В. Горбатов «Введение в культурологию и историю цивилизаций»
Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!