Социокультурный статус философии в современном обществе. Проблема научной рациональности и формы её эволюции в современной философии науки.



 

Литература:

1. Мамардашвили М. Как я понимаю философию... — М., 1990.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? — М., 1991.

3. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарий будущего. М., 1996, с. 43-48.

4. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.

5. Современная философия науки: Хрестоматия. – М., 1996.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

7. Степин В.С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М., 1994.

Современная философия - это диалог культур, философских культур, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Однако это и есть поиск своего бытия, бытия философии современности, устремленного к первоначалам, которое соответствует динамике современной науки. Мысль обращается к мудрости, от системы мирообъяснения – к бытийственному миропониманию, к видению. Она устремляется к освоению мира в его полиструктурности и многообразности, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. Философия становится и открытием новых горизонтов «опыта души», глубинной сопричастности человека всему миру. Язык становится центром состояний сострадательности бытию и сопричастности ему, а понимание – не способом познания, а способом бытия.

При этом философия и искусство в каком-то смысле выполняют задачу терапевтического лечения логически-смысловых структур и догматики языковых выражений средствами поэтики, стилистики текста, новым языком, удерживающим чувства, поступки, воления человеческих отношений, избегая овеществления в условиях прагматического и рационального общества и тотальной регламентации.

Введение сознательных и жизненных явлений в научную картину мира символизирует неклассический, а осознание их культурно-исторической ценности – постнеклассический, социокультурный идеал рациональности.

Если классическая наука была ориентирована на исследование мира объектов, мира вещей, то современная наука в большей степени ориентируется на рассмотрение мира, включающего человека с его деятельностью, детерминированной соответствующими социокультурными установками. Этот новый тип предметности как раз и предполагает укоренение в науке нового типа рациональности. Последний оказывается сопряжен с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к коммуникации индивидуальных сознаний, формирующихся в различных культурах.

При таком подходе рациональность оказывается наделенной новыми отличительными четами. Она характеризуется открытостью, рефлексивной экспликацией ценностно-смысловых структур, включаемых в механизмы и результаты объективно-истинного постижения мира.

В отличие от «закрытой», «открытая рациональность» отличается критической рефлексией исходных предпосылок концептуальных систем, она предполагает движение мысли не только в рамках заданной парадигмы, но имманентно включает возможность сопоставления полученных результатов с теми, которые выработаны в иных культурных традициях.

В конце ХХ века стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном пространстве полифонического взаимообогащения и взаимопроникновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, категориально мироохватывающие интуитивно - эмоционально - понятийно - ценностно упорядоченные устремления человека к приобщенности универсальному пониманию космоса - природы – общества - человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира единому бытию, трудности восприятия альтернативного многозначного иррационализма создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: материализм – идеализм, объективизм - субъективизм, рациональное - иррациональное. В этом процессе сталкиваются стремление к системной законченности концептуальных построений с логически четким и ясным терминологическим аппаратом, очищенным от субъективности, и возведенным в “систему” принципиальная внесистемность, поэтизирование философского логоса, афористичность мысли и слова, ассоциативность живого языка, ценностно-эмоциональное видение мира, которые и претендуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей.

Современные философские течения не отражают новые реальности бытия и радикальную смену мира бытия человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духовного. Философия постмодерна ХХ века своеобразно представляет и новые особенности производства субъективности, которое столкнулось с крахом тоталитарной мысли и идеологии, реальностями интеграции и диалога культур. Возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, террору. Сознание в его размышлениях о разуме проходит как бы по рядам противоречий, из которых фиксирует определенный срез проблем рациональности, что не позволяет увидеть проблему в целостности. Этому способствует постнеклассическая парадигма, которая вводит в анализ утопию и миф, рассказ и рефлексию, традицию и ритуал, жест и тело, власть и культуру, метафизику любви и смерти, топологию тела и прочие составляющие, которые замещают собой Логос, рациональность, Разум в их представленности в самоценных смысловых структурах. Эта философская парадигма связана с переключением акцентов на индивида, этико-эстетическим, коммуникативно-временным, переживаемым освоением мира, культуры, структур повседневности, практики общественного бытия, желания и жеста, воли и ненасилия, справедливости и свободы. Бытие понимается как совокупность возможностей его реализации, и современная теория познания, связанная с деятельностью, гуманитарными науками, искусством и традицией, наукой и мистикой все больше раскрывается как культурно-историческая.

Философия стремиться раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практика. Закономерно, что современная философия становится практической философией, - философской антропологией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педагогики, права и т.п.

Становление философии конца ХХ - начала ХХI века сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях - на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи происходят из невысокого уровня ее осознания человечеством, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций западной цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности. Ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!