Социальный строй и общественные отношения.



Формирование основных социальных слоев происходит в Японии в периоды Асикага (Муромати) (1336 - 1568 гг.) и Момояма (1568 - 1600 гг.) и завершается в эпоху Токугава созданием жесткой сословной системы основанной на законах страны и строго охраняемой сегунатом.

Это деление на сословия официально определялось формулой «си-но-ко-сё»: самураи (си), земледельцы (крестьяне) (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). Вне сословий, на самом дне феодального общества находилась группа париев (эта, хинин). Но на самом деле это была довольно сложная и гораздо разветвленная сословная система. Унаследованные нормы морали Китая, эволюционировавшие в Японии, определяли характер общественных связей. Моральные принципы, обусловливающие отношения между отцом и сыном переносились и на общественные отношения между хозяином и подчиненным. Преимущество отдавалось воинскому сословию, которому повиновались все остальные социальные классы.

Самураи. На самой вершине сословной пирамиды находилось воинское сословие (самураи, букё). В широком смысле под самураями понималось все дворянское сословие от владетельных князей (даймё) до мелких дворян. В узком и наиболее употребляемом смысле самураи – военное сословие небогатых дворян.

Возглавлял иерархическую структуру японского общества клан Токугава с сёгуном во главе. Сёгун обладал неограниченной властью военного диктатора над населением провинций, которые находились под его непосредственным контролем. Затем следовали кланы, возглавляемые феодальными правителями (даймё). Даймё принадлежали личные земли, имели собственные армии и постоянно сражались друг с другом в эпоху раннего и среднего феодализма.

Во времена Токугава число даймё составляло 260 человек, но их статус различался. Три высокопоставленные семьи (саккё) имеющие побочные родственные связи с домом Токугава занимали первые ступени иерархии. Они управляли ближайшими к Эдо провинциями, из их числа назначались на наиболее привилегированные и важные должности в центральном правительстве. За ними следовали наследственные даймё (фудаи), бывшие вассалами сёгуна еще до решающей битве при Сэкигахара. Следующую ступень занимали тодзама, некогда бывшие противники клана Токугава, но после знаменитого сражения подчинившиеся и признавшие его власть. Саккё, фудаи и тодзама подлежали дальнейшему разграничению по территориальному, имущественному, военному и др. принципам.

Военный вассал: самурай. Термин самурай (дословно можно перевести «тот, кто служит») стал распространяться со временем на всех воинов которым было дозволено было носить на поясе длинный и короткий мечи и которые находились на службе у своего господина.

Особое положение в феодальной Японии занимали ронины – самураи без хозяина.

Земледельцы (крестьяне). По своему положению на социальной лестнице земледельцы располагались сразу после самураев и пользовались определенным престижем. Это было не случайным явлением, поскольку сельское хозяйство (производство риса) считалось основой национальной экономики. На раннем этапе формирования классов, сословные рамки были в большей степени размыты, так что воины низших рангов и категорий часто были выходцами из крестьян и по необходимости всегда могли вернуться обратно в это сословие. Особое положение занимала «крестьянская аристократия» - глава округа (одзия) и сельский староста (нануси). Они имели право носить мечи и отправлять своих детей в провинциальные школы. По своему статусу они находились гораздо выше простых солдат пехотинцев и в значительной мере отличались от простого крестьянства.

Крестьяне вели свое хозяйство самостоятельно на правах наследственного держания. Феодал не мог продать или купить крестьянина, но существовала личная зависимость – прикрепление к земельным участкам. Крестьянам было запрещено покидать свои дома и переезжать в другую местность под страхом сурового наказания.

Крестьяне были связаны круговой порукой и были объединены системой «пятидворк», заимствованной из Китая. Пять крестьянских семей согласно системе коллективной ответственности (гонингуми) несли ответственность за любые действия признанные властями незаконным. Наказание для всех наступало даже в том случае, если незаконные действия совершались отдельными членами без ведома остальных. Каждая пятидворка имела своего главу (кумигасира), который подчинялся сельскому старосте (нануси, сёйя), который в свою очередь нес ответственность и сообщал о положении дел в деревне представителю военного правительства (гундай или дайкан).

Среди земледельцев было много бедняков, но верхний слой крестьянства отличался от основной массы, и по уровню жизни приближался к средним представителям класса самураев.

Ремесленники (сёкунин, ко) и торговцы (акиндо, сё).Ремесленники и торговцы составляли значительную часть японских городов. Юридически они обладали меньшими правами, чем другие сословия, но усиливающаяся экономическая мощь богатых торговцев и ремесленников обеспечивала им все возрастающее влияние в стране.

Сэнмин (парии).В самом низу социальной лестницы находились парии (сэнмин). Они делились на хинин, или «тех, кто ниже четырех социальных классов» (актеры, палачи, нищие и содержатели публичных домов), и эта (отверженные), порой жившие в отдельных деревнях и занимающиеся производством и продажей кожаных изделий, ламповых фитилей и сандалий.

Духовная культура.

Классическая поэзия, живопись, чайные церемонии, архитектура декоративных садов, аранжировка цветов (икэбана), различные виды театра – опера ноо; кукольный театр бунраку, дворцовый – букаку, храмовые – дэнгаку и кагура, городской современный театр – кабуки и ёсэ. Многообразие культурных традиций несет отпечаток различных эпох, является органичной частью живой культуры Японии. Каждый район, каждый маленький городок имеет свои особенности, исторические памятники, связанные с ними легенды, предания, обряды, праздники. Японцы строго придерживаются традиции семейной обрядности, соблюдение которых считается необходимым условием приличий и достойного общественного поведения.

Природа была всегда для Японии высшим проявлением истины и красоты. Существуют особенные ритуалы любования сакурой или снегом, осенней луной или красной листвой клена, в литературе и в искусстве воспевается каждое из времен года. Поэтическое отношение японцев к природе и сегодня остается важной особенностью японской культуры, а такие японские символы, как икэбана, бонсай, чайная церемония, по-прежнему составляют часть духовной жизни японцев.

Икебана. В Японии издревле было особенно отношение к цветам. Придворный кавалер отправлял даме письмо с прикрепленной лиловой кистью глицинии. Суровый воин, отложив окровавленный меч, откровенн любуется белой хризантемой. Монах подносил прячущемуся в темноте бронзовому Будде вазу с ветками сосны и цветущей сливы. То есть эти благоговейные подношения вошли в обычай после утверждения в Японии буддизма. Существует предание, что обычай ставить цветы в храме вел сановник Оно-но Имоко, его считают основателем школы аранжировки цветов Икэбана.

Японскому искусству присуще неприязнь к симметрии. Центр – это место, где соединятся небо и земля, точка через которую происходит сообщение человека и божества. Чтобы не нарушать космическую гармонию и не препятствовать духовному пути, ничто не должно занимать центр. Уход за маленьким деревом превращается в непрерывный диалог между природой и собственным сердцем.

Чайная церемония («тяною») признана утверждать в сердце покой и безмятежность, воплощение эстетики изысканной красоты, основатель – Сэн-Но Рикю.

Чайная церемония выглядит очень просто. Гость входит небольшую комнату, застланную татами, где над углями греется чайник. Комната пуста. В алькове – ваза с цветком, над ним на стене свиток с рисунком или образцом каллиграфии. Хозяин приветствует гостя поклоном. Затем он бамбуковым черпаком насыпает в плошку измельченный в порошок зеленый чай, заливает его небольшим количеством горячей воды, венчиком взбивает в пену, наливает в чашку и с поклоном передает её гостю. Для освоения этой на первый взгляд простой церемонии требуются годы.

Народное искусство. Производство керамики с однотонной поливкой или росписью, изготавливаются куклы из дерева, бумаги, соломы, мины (в прошлом куклы наделяли магическим смыслом, их значения сохранилось в современной обрядности). Искусство плетения из бамбука корзин, ваз, вееров распространено на острове Кюсю, производство художественных изделий из бамбука – на острове Сикоку и Хонсю. Традиционное искусство постепенно вбирает в себя элементы современности.

Самураи. Повсюду в Японии можно увидит замки – величественные символы самурайского прошлого. Первые замки строились как крепости феодалов, сражавшихся за господство над страной. В отсутствии войн, а следовательно и постоянного занятие, самураи совершенствовались в боевых искусствах и различных церемониалах, занимались медитацией дзен, развивали театр но многие виды японского искусства достигли своего расцвета благодаря самураям.

Гейши. Это профессиональная хозяйка, развлекающая посетителей в чайном домике («отяя») исполнением традиционных напевов и игрой на музыкальных инструментах. Она должна владеть навыками проведения чайной церемонии, национальными танцами и песнями, искусством аранжировки цветов, каллиграфии и игры на самисэне (трехструнной лютне).

Современные японцы мало религиозны. Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придают большое значение, проводят в рамках буддисткой направленности.

Синтоизм – это мистическая религия, процесс формирования которой уходит корнями в глубокую древность и включает в себя все присущее первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, магия, культ мертвых, культ вождей и др. Пантеон синтоистических богов огромен и не имеет ограничений. Для отправления обрядов, молитв и свершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы.

Конфуцианство в Японии было значительно слабее нежели в Китае, за индивидуумом предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и тому патрицию, которого он сам избрал.

В современной Японии существует большое количество религиозных сект, так как Сока-гаккай, которая активно развивается и Аум синрикё, которую правительство запретило.

 

Список использованной литературы

1. Арутюнов С.А., Быт японцев. - М.: Наука, 1968. – 231 с

2. Арутюнов С.А., Народ Японии: Судьба племени айнов. – М.: Наука, 19с.

3. Латышев М., Жизнь японцев. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 19с.

4. Мещерякова, А. Япония, данная нам в символах, флоре и фауне, людях и ощущениях / А. Мещерякова // Восточная коллекция. – 2002. - № 3. – С. 44 – 59.

5. Народы мира : историко-этногр. справочник / главный редактор Ю. В. Бромлей ; члены ред. коллегии С. А. Арутюнов [и др.]. – М. : Советская энциклопедия, 1988. – 624


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!