Хозяйство. Материальная культура.



Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

«Народы Азии: японцы».

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки: Русский язык и История

Форма обучения: очная

      Выполнил обучающийся: Искалиева Лунара Адилжановна 5 курс, группа ОБ-РИ-51
  Руководитель: Евгеньев А.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России  
  ____________    ________       (оценка)                          (подпись)
   

 

Оренбург, 2021 г.

План:

Этногенез и этническая история

Хозяйство. Материальная культура

Социальный строй и общественная организация

Духовная культура

Список использованной литературы

 

Этногенез и этническая история

По данным археологии, люди проникли на Японские острова довольно рано, но наиболее изу­ченные археологические памят­ники, уже содержащие керамику, относятся к сравнительно недав­нему времени — примерно 10 тыс. лет назад. Не исключено, что их оставили предки айнов — народа, живущего сейчас на севере ост­рова Хоккайдо. Их около 16 тыс. человек и к нашему времени они уже практически утратили свою самобытную культуру. Исследование класси­ческой культуры айнов показало, что их далекие предки были свя­заны с более южными региона­ми Восточной и Юго-Восточной Азии. Во II тыс. до н. э. юг японских островов засе­лили люди, говорившие на языках австронезийской группы. На островах Кюсю, Сикоку и на юге Хонсю айны жили бок о бок с австронезийскими племенами, с которыми интенсивно смешивались.

Носители собственно древнеяпонского язы­ка переселились на японские острова из Кореи в V в. до н. э., племена культуры яей, и вплоть до 4 в. н. э. происходил процесс культурного взаимодействия и смешения этих пришлых племен с местным австронезийско-айнским населением. В 4 в. первое японское «царство» Ямато утверждает свое господство над центральной и южной Японией. В 6-7 вв. в состав формирующейся японской народности влилось значительное число переселенцев из Кореи и Китая. Формирование японского этноса завершилось в основном в 8 в. н. э., когда были окончательно ассимилированы последние австронезийские племена на юге Кюсю (племена кумасо, или хаято). С этого времени и вплоть до XIX в. Япония практически не испытывала ни крупных внешних войн и завоеваний, ни новых существенных переселений.

Период с конца XII в. и до буржуазной революции Мэйдзи 1868 г. можно назвать эпохой классического феодализма в Японии. В это время власть императора стала чисто номинальной. Именно в это время в 17-18 вв. окончательно сложились черты японской традиционной культуры, которые зафиксировали европейские наблюдав. и которые в той или иной мере продолжают сохраняться в повседневном быту японцев по сей день.

Современная Япония — однонациональная стра­на. Около 99% ее населения — японцы. Среди них выделяют несколько этнографических групп, некогда имевших свои культурные особенности. В значитель­ной мере их сохранила одна из таких групп на остро­вах Рюкю. Корейцы – 0,5 %, китайцы и айны – 0,5%.

Языковая ситуация в Японии очень сложна: в стране существует три больших группы диалектов и множество говоров. Каждый японец обычно знает по крайней мере два разговорных языка: во-первых, государственный и литературный язык, которым владеют практически все японцы, и, во-вторых, свой местный диалект. Сложность в общении состоит в том, что диалекты очень различают­ся фонетически.

Хотя японский язык построен на той же иероглифической основе, что и китайский, общность двух языков ограничивается письменностью. Японцы не имели исконно японской письменности и свои древние хроники записывали китайским письмом. Китайские иероглифы в японском тексте читались на японский лад и нередко обозначали другие реалии, чем в тексте китайском. Это побудило японцев обратиться к слоговой азбуке. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) используется в основном для записи падежных окончаний, послелогов и иных грамматических пока­зателей.

 

Хозяйство. Материальная культура.

Традиционным хозяйственным занятием японцев является пашенное земледелие. В Средние века в свя­зи с дроблением земельных наделов на мелкие участ­ки и обнищанием крестьян возродилось мотыжное земледелие. В традиционном сельском хозяйстве япон­цев очень много операций выполняется вручную. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, развито шелководство.

Большое место в жизнеобеспечении классическо­го японского общества занимает рыболовство. Здесь даже сложился особый хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и собирателей. При этом ры­баки всегда были одной из беднейших групп населе­ния.

Традиционное сельское жилище японцев — одно­этажный каркасный дом с раздвижными стенами и полом, покрытым соломенными циновками татами, — и в наши дни остается без каких-либо существенных изменений. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а столы, стулья, кресла ставят только в гостиной. В основном японцы сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками и спят на матрасах.

В традиционной Японии архитектура и стиль дома зависели от положения их владельца – зажиточные самураи использовали для постройки своих жилищ самые лучшие материалы и привлекали к работам самых искусных плотников. Дом такого самурая обычно был обнесён стеной с воротами, размер и украшение которых соответствовали положению хозяина дома в самурайской иерархии. В основании дом имел прямоугольник и был одноэтажным (сейчас традиционные дома всё-таки делают уже двухэтажными). Всю конструкцию приподнимали на сваях (на 60-70 см), что предохраняло её от сырости и плесени, а также от небольших толчков землетрясений. Главными героями в конструкции являются опорные столбы, которые врывали в землю или ставили на каменные «подушки». Важную роль в сооружении японского дома играет крыша – она значительно больше крыш, сооружаемых на Западе, и призвана защитить дом от палящих солнечных лучей и сильных дождей или снега.

В традиционном японском доме очень мало мебели. В лучших домах в гостиной находились встроенная доска для письма, полочки для демонстрации книг, а также токонома (ниша) – эстетический центр всего дома, где мог висеть свиток (гакемоно) с изречениями или рисунком, стоять букет цветов или ценный предмет искусства. Свитки могут меняться в зависимости от времени года или же по желанию хозяев.

Небогатые ремесленники и поденщики с большинстве своём жили в нагайях («длинных домах»), которые были рассчитаны на несколько семей. Передняя дверь каждого отсека выходила на узенькую кухню с земляным полом. В ней размещалась глиняная печь, место для дров, а в стены были вколочены деревянные колышки для горшков и кувшинов. Человек или целая семья жили и иногда даже работали в единственной комнате размерами три на три метра. Жители подобных помещений страдали от духоты летом, а зимой мёрзли, пытаясь согреться теплом очага, на котором готовилась пища. Естественно, что в таких жилищах не было водопровода и всем жителям приходилось пользоваться общим колодцем и уборной, расположенной во дворе.

Жилища крестьян значительно различались по размеру и оформлению, но были у них и общие черты, в частности, разделялись помещения для проживания и помещения для работы. Рабочие помещения с земляным полом использовались семьёй для выполнения сельскохозяйственных работ и для содержания домашних животных. Здесь же находилась глиняная печь и сточная труба для уборки после приготовления пищи. В беднейших домах земляные полы, выстланные мешками с соломой, были и на жилой половине, которая отделялась от рабочей зоны невысокими перегородками. Зажиточные крестьяне достраивали дополнительные комнаты, полы в которых были деревянными, а вдоль стен располагались очаги для приготовления пищи и отопления помещений в зимнее время. Можно даже предположить, что дома деревенской элиты не сильно отличались по убранству и количеству помещений от домов богатых купцов и самураев.

Одежда – знак богатства и положения в обществе. Одежда простого народа – стержень, вокруг которого развивалась бытовая культура японцев. Классической простотой отличается покрой японского платья. Покрой платья почти одинаков у мужчин и женщин. В основе конструкции японского костюма лежит прямоугольник. Такая одежда соединяла в себе простоту(её легко кроить), элегантность (прямо ниспадающие складки, большие плоскости для вышивки и росписи) и функциональность (свободно запахивающая одежда удобна в жарком и влажном климате). Повседневные одежды шили из грубого шёлка, полушёлка и текстиля из пеньки типа русской посконины (для бедняков).

Женский костюм периода Хэйан – это ослепительная по красоте тканей и колористического решения одежда, получившая название «дзюни-хитоэ» («платье двенадцати слоёв»). Костюм состоял из множества надеваемых друг на друга различных по цвету одежд, каждая из которых была несколько короче предыдущей: нижняя одежда из белого шёлка – наии; красная шёлковая юбка со складками – утибакама; лёгкое платье без подкладки – хитоэ; пять шёлковых одежд разного цвета – итсутсугину; блестящий красный халат – утигину; верхний халат – уваги; каригину из блестящей парчи; юбка – мо.

Мужской костюм. В окончательном варианте мужской костюм сформировался в следующем составе: нательная плечевая и поясная одежда и верхняя плечевая и поясная одежда. Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времён феодализма до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.

Больше всего своеобразия сохранила пища японцев. В ней выделяют две ча­сти: 1) сюсёку— «главную пищу», — состоящую из риса или каких-нибудь других круп и лапши, и 2) фукусё-ку— «дополнительную пищу», — куда входят различ­ные рыбные, овощные и мясные приправы. Мяса японцы употребляют очень немного. Основа питания японцев – рис – восходит к появившейся в Японии в энеолите культуре рисоводства.

Перечисленные три основных компонента японского хозяйственно-культурного типа (рыболовство и приморское собирательство, рисоводство, а также огородничество в широком смысле слова) и сегодня являются основой японской культуры питания. Среди продуктов из риса наибольшим разнообразием форм и функций в японской культуре отличаются моти – толстые лепешки, как правило, небольшого размера, приготовленные из толченого вареного риса.

Важное место в хозяйственной и культурной жизни японцев издавна занимали возделывание зерновых и огородничество. После выделения рисосеяния в самостоятельную сферу культурно-хозяйственной деятельности японцев, все остальные «дары земли» стали также представлять собой самостоятельный пласт японского рациона питания. Причем, пласт этот всегда был многогранный и обширный. Условно в нем можно выделить блюда на основе зерновых культур, на основе бобовых, а также блюда овощного происхождения. Наибольшее значение для японской системы питания имели блюда из муки зерновых. Как и рис, они относились к числу крахмалистых продуктов, и поэтому играли роль основных блюд. Японская кухня своей главной целью считает наслаждение пищей, которая сохранила вкус натуральных продуктов в том виде, в каком они существуют в природе, и требует применения наименьшего количества искусственных добавок.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!