Проклятый дождь. ЕСЛИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОН НЕ ПРЕКРАТИТСЯ, О ПОХОДЕ ПРИДЕТСЯ ЗАБЫТЬ.
Без авторских мыслей произведение теряет глубину и философскую окраску.
Диалог – это разговор двух или нескольких героев. Отсутствие диалогов лишает текст динамики, «воздуха».
Сюжет повествования – это тема, которой посвящено произведение (любовь, природа, приключения и т.д.). Решение какой-либо сюжетной проблемы главного героя называется фабулой. Она может быть мифологического, сказочного, романтического, утопического, реалистического и др. порядка.
Типы фабул:
коллизия – столкновение противоположных сил и стремлений;
интрига – основное развитие сюжета (тайные желания, слабости, зависимость человека и т.д.);
перипетия – неожиданный поворот сюжета (неудача, осложнение). Весьма ценится в детективных, приключенческих, фантастических и военно-патриотических произведениях;
экспозиция – короткий рассказ, предшествующий возникновению конфликта. Перерастает в завязку сюжета;
кульминация – решающий момент в развитии сюжета;
развязка – концовка, в которой завершается основное событие и проясняются судьбы героев;
пролог – вступление (в романах, повестях и поэмах);
эпилог – завершение (в романах, повестях и поэмах).
части – это основные доли масштабного текста (романа или поэмы). Делятся на главы для удобства чтения.
Главы – это небольшие составляющие произведения (романа или поэмы).
Отсутствие интриги приводит к потере читательского интереса, отсутствие развязки – к ощущению незавершенности. Без глав текст выглядит слишком массивным, что утомляет читателя.
|
|
Основные виды сюжета: человек против человека; человек против природного явления; человек против животного или внеземного существа.
Частитекста (события, описания, диалоги, авторские мысли) располагают в определенном порядке. Это обеспечивает их гармонию, взаимодействие.
Иванов вошел в дом (событие). Красиво, уютно, тепло! (описание). Не беда, что стены старые, – они простоят еще лет двести (мысль героя).
Петровы здесь живут? – спросил Иванов.
Здесь, – ответила молодая хозяйка. (Диалог).
Нарушение последовательности означает, что в произведении – хаос.
Не беда, что стены старые, – они простоят еще лет двести. Иванов вошел в дом.
Петровы здесь живут? – спросил Иванов.
Красиво, уютно, тепло!
Здесь, – ответила молодая хозяйка.
Еще одно важное взаимодействие частей текста – соразмерность главной и второстепенной информации. В любовном романе на первый план выходят взаимоотношения мужчины и женщины, а бытовые события занимают незначительное место. В детективе особая роль отведена сыщику, который идет по следу преступника, а остальное служит лишь дополнением.
|
|
Самый яркий пример ошибочной соразмерности – рассказ Андрея Растворцева «Оберег». Целую главу автор посвятил рыбалке, хотя сюжет был построен на василиске, нападающем на грибников. О том, что касалось агрессивной твари, Растворцев будто забыл, и продолжил приключенческую историю только в концовке.
СТИЛЬ
Стиль (художественный стиль) – это построение предложений. Состоит из двух основных разделов, которые называются стилистическими фигурами и тропами.
Стилистические фигуры.
Анафора – повторение сродных звуков, слова или группы слов в начальных частях речи (в поэзии и в прозе).
Черноглазую девицу,
Черногривого коня….
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Эпифора – противопоставление анафоре.
Эполетцы из фестончиков, внизу фестончики….
Н.В.Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А.Блок).
Параллелизм – расположение тождественных или сходных элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
|
|
Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор?
А.Пушкин).
Антитеза – противопоставление понятий, положений, образов.
И мира нет, и нет нигде врагов;
Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь – и в небесах летаю;
Всем в мире чужд – и мир обнять готов.
Петрарка).
Эллипсис – намеренный пропуск слов, несущественных для смысла.
День в темную ночь влюблен,
В зиму весна влюблена.
Жизнь – в смерть….
А ты?.. Ты в меня!
(Г.Гейне «Оставь меня!»).
Оксюморон – намеренное противоречие. С психологической точки зрения – способ решения необъяснимой ситуации.
И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой еще вчера
Стонавший слабо над могилой.
А.Пушкин, «Полтава»).
Известные выражения в прозе: «Горячий снег», «Мертвые души».
Градация – нарастание.
Минуту!.. вспыхнули! Пылают – легкий дым.
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!