Развал СССР и самоликвидация научного атеизма



Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования

«Тобольская духовная семинария Тобольско – Тюменской Епархии Русской Православной Церкви»

«Московский Патриархат»

Иконописное отделение при Тобольской Духовной семинарии

 

 

Реферат на тему:

«Атеизм»

 

Выполнила ученица 3 курса

 Иконописного отделения

Чирикова Кристина

 

 

г. Тобольск, 2020 г.

Содержание

 

 

1.  Введение …………………………………………………………1 

2.  Атеизм

2.1.  Атеизм и исторические формы свободомыслия ……….....2

2.2.  Становление атеизма ……………………… ..……….…….3

2.3.  Воинствующий атеизм…..………………………………….5

2.4.  Научный атеизм в СССР…………………………………....6

2.5.  Развал СССР и самоликвидация научного атеизма ……...6

2.6.  Атеизм в современном мире ………………………..….…..7

3.   Заключение: Как  проповедовать о Христе  в  современном

обществе? ………………………...……………………………....9

4.  Список использованной литературы…………………………...12

 

Введение

 

 

Попытки найти на протяжении многих веков исторического развития общества какой-либо атеистический народ, или племя не увенчались успехом. И в наше время большая часть населения Земли, в том числе известные мыслители, признанные  деятели культуры и искусства, выдающиеся ученые по-прежнему верят в существование Высшего Разума, Бога.

Атеизм, осознанное безверие, в настоящее время являются уделом небольшого количества людей. Но тем ни менее следует отметить, что современный наш мир вполне способствует развитию в обществе атеистических воззрений. Суета, погоня за удовольствиями и материальными благами, призывы жить только для себя, в своё удовольствие мешают сосредоточиться, задуматься об истинном предназначении человека, взглянуть на себя со стороны.

Известный хирург и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), живший в бурные времена атеистическое режима в Советском Союзе,  писал из ссылки своему сыну, беспокоясь о его воспитании в отсутствии отца: «Никогда ещё развращающее влияние среды не было так страшно, как теперь, никогда ещё слабые юные души не подвергались таким соблазнам». С тех пор прошло около ста лет, развращающее влияние среды ещё более усилилось.

Воспитанию будущих атеистов в России способствует и атеистическое по своей сути современное школьное образование, которое продолжает пропагандировать материалистическое мировоззрение. В учебниках по биологии до сих пор утверждается, будто человек - не создание Божие, а произошёл от обезьяны.  Какой морали и нравственности тогда от него ожидать, если природные инстинкты должны у такого «животного» существа брать верх? 

 

Атеизм и исторические формы свободомыслия

Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм. Его история прослеживается с самых древнейших времен.

Впервые понятие «свободомыслие» в научный обиход ввел английский мыслитель А. Коллинз в книге «Рассуждение о свободомыслии» в 1713 году. Он считал, что свободно мыслить и рассуждать о религиозных вопросах является правом всех людей. Коллинз призывал подвергать «смелой критике разума» священные книги и сочинения богословов. В философских системах, особенно идеалистических, разум рассматривается как самостоятельная сущность, а  Бог существует только в человеческих ощущениях.

Идеи атеизма начали развиваться с первыми философами, которые занимались созерцанием окружающего их материального мира. Они получили широкое распространение в Древней Греции. Самыми первыми атеистами называют греческого поэта Диагора, жившего в V веке до н.э., и афинского государственного деятеля Крития, который говорил о религии, как о человеческом изобретении для заключения человека в рамки морали. Греческие философы первыми стали отрицать наличие души и жизни после смерти. Они призывали жить лишь заботами и радостями земной жизни.

К формам свободомыслия относят -  богоборчество, религиозный нигилизм, индифферентизм, религиозный скептицизм, пантеизм, деизм, и, наконец, атеизм.

Самой ранней формой свободомыслия называют богоборчество - осуждение богов за попущение злу, несовершенство мира, где есть место несправедливости, жестокости и людским страданиям.

Следующей формой свободомыслия является религиозный нигилизм, который опирается наопределенныефилософские учения. Религиозный нигилизм выразился в отвержении духовных ценностей культуры. По сути - это эгоистический бунт человека, считающего, что ему «все позволено». Он выражается в попрании всякой морали, прогматическом отношении к жизни и людям.

Индифферентизм переводится с латинского как безразличие, безучастие.По сути, является всего лишь леностью мысли.

Следующая форма свободомыслия - антиклерикализм, в переводе с латыни - против Церкви. Это социальное идейное движение, направленное против влияния Церкви на духовное и нравственное состояние светского общества.

Понятие скептицизм родилось в античной философии. Скептицизм исследует сомнения в истинности религии, в возможности познания мира.

Более зрелым проявлением свободомыслия являются концепции пантеизма и деизма. Пантеизм в переводе с греческого означает – всё Бог. Он признает существование Бога и мира. Только Бог обитает не в потустороннем мире, а внутри самой природы. Таким образом, происходит отождествление Бога и природы.

Специалисты рассматривают две формы пантеизма: религиозно – мистическую (растворение природы в Боге) и материалистическую (растворение Бога в природе).

Следующей формой религиозного свободомыслия, также порожденной философией, является деизм. Его основатель Э. Чербери («Трактат об истине», 1624 г.) Эта форма свободомыслия была в Англии особенно популярна. Деисты  признают, что Бог сотворил мироздание, но вместе с тем утверждают, что после сотворения мира Бог перестал принимать какое – либо участие в земных событиях. Он никак не вмешивается в  дальнейший ход истории вселенной. Бог является всего лишь безличной первопричиной возникновения мира.

 

 

Становление атеизма

Наиболее последовательной формой свободомыслия является атеизм. Атеизм в переводе с греческого означает – безбожие. Он опирается на философию материализма. Атеизм отрицает существование сверхъестественных сил, Бога, бессмертной души, потустороннего мира.

Понятие «Атеизм» отличается от понятия «свободомыслия» своей конечной теоретической обоснованностью. Свободомыслие – по своей сути, даёт человеческому разуму право на свободное критическое рассмотрение религии, право на независимое от религии исследование человека и окружающего мира. Свободомыслие  формировалось на протяжении истории народов, не имея, однако, полной  философской обоснованности  во всех своих взглядах, пока не достигло завершающей своей формы – атеизма.

Атеизм представляется своего рода альтернативой богословию, это  предельная форма свободомыслия, полное безбожие. Атеизм, не ограничиваясь отрицанием и критикой религии, основывается на материализме и идеях гуманизма.

Теоретический атеизм получил широкое распространение в ХIХ веке, в Европе. Он связан с такими философскими направлениями как позитивизм, антропологическая философия, анархизм, материализм, философия жизни. Под влиянием одной из гипотез происхождения видов – эволюции Дарвина, которая была механически перенесена на общественную жизнь и толкование религии, атеизм начали рассматривать как научное мировоззрение.

К известным атеистам XIX века относятся идеолог анархизма социалист П. Ж. Прудон (1809-1865), утверждавший, что «Бог – это зло»; материалисты  Л. Бюхнер (1824-1899), К. Фохт (1817-1895), Я. Молешотт (1822-1893), естествоиспытатель Э. Геккель (1834-1919), автор книги «Мировые загадки».

Во второй половине ХIХ века формируется наука «религиоведение».

Важную роль в развитии атеизма сыграл Л. Фейербах. Он призывал создать новую религию без Бога, в центре которой находился бы человек.

В России к атеизму примкнули Н.П.Огарев, Д.И. Писарев. М.А. Бакунин…

Основателями марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они считали, что религия была  создана для удерживания в рабской зависимости народных масс от господствующих классов – эксплуататоров. Маркс утверждал, что религия подобна опиуму. Она дает человеку обманчивое чувство облегчения от страданий, мнимое успокоение, погружает человека в фантастический мир.

Марксистский атеизм развивали И. Дицген, А. Бебель, Ф. Меринг, Г.В.Плеханов, В.И. Ленин. Марксистский атеизм в ХХ веке стал влиятельным международным движением.

Атеизм- особенно дерзкий вызов религии и Церкви. Большая часть его истории полна трагических кровавых страниц.

Воинствующий атеизм

Идеи воинствующего атеизма ярко продемонстрировало молодое советское государство, созданное большевиками после кровавой революции 1917 года, которое поставило перед собой задачу не только привести Россию к коммунизму, но и весь мир. А также перестроить самого человека. Изменить его мышление, мировоззрение, чтобы он был готов к созданию нового общества. По мысли Карла Маркса и Фридриха Энгельса, создателей коммунистической идеологии, а также их последователя, правителя советского государства Владимира Ленина, религия мешала достижению этих целей.

«Религия – это вздох угнетенной твари, – писал К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права». Религия есть опиум народа. Устранение религии как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья».

В Советском Союзе «неутомимая атеистическая пропаганда и борьба», по мнению Ленина (статья «Значение воинствующего материализма»), должна была стать общегосударственной задачей.

В первые годы советской власти был арестован глава Русской Православной Церкви - Патриарх Тихон, сотнями уничтожались священники и монахи, простые верующие, разрушались храмы и монастыри, изымались церковные ценности.

В 1922 году Ленин писал в директиве - «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам… расстрелять, тем лучше». Был создан журнал «Безбожник», а вокруг него – «Общество воинствующих атеистов СССР».

Одновременно предпринимались попытки помимо репрессивно-политических методов воздействия на религию, открыть и «научный» фронт против неё. В партийно-советских школах стали читать курсы «происхождения и классовой сущности религии», объяснялась политика советского государства к религии и церкви. Эта тенденция продолжалась до середины Великой Отечественной войны.

 

                                

Научный атеизм в СССР

В военный и послевоенный периоды взаимоотношения Православной Церкви и государства несколько смягчились. Высшее руководство обратилось за помощью к Церкви и получило ее. С согласия Иосифа Сталина было восстановлено Патриаршество в Русской Православной Церкви, сотни епископов и тысячи священников были выпущены из лагерей.

С приходом к власти истового коммуниста Никиты Хрущева начались новые гонения на церковь. Открытые прежде, уцелевшие от разрушения церкви, снова закрывались и даже уничтожались. При нем призывы к «антирелигиозной пропаганде» сменились на «научно-атеистическую».

Сам термин «научный атеизм» появился по аналогии с «научным коммунизмом». В Коммунистической партии считали, что до Маркса атеизм был ненаучным, он просто отрицал существование Бога, бессмертие души. Начиная с Маркса, атеизм стал научным, потому что «марксизм - это подлинно верное научное учение, а атеизм является частью его материалистической методологии». «Атеизм становится научным по самой своей причине, своей принадлежности к марксистскому мировоззрению».

Для борьбы  за умы создаются Институты научного атеизма при различных академиях наук. В то время религия стала рассматриваться как «пережиток прошлого». Со временем стали считать, что она уйдет сама собой, естественным путем из-за солидного возраста основных верующих – старушек, которых называли «белыми платочками».  С точки зрения научного атеизма наука и религия взаимоисключают друг друга.

В конце концов труды Маркса, Энгельса и Ленина стали теми «священными текстами», без отсылок к которым не могло появиться в свет ни одно научное издание».

                    

Развал СССР и самоликвидация научного атеизма

Во времена Михаила Горбачева, когда развалился Советский Союз, пропал и научный атеизм.  Хотя официально считалось, что при строительстве развитого общества число верующих неумолимо будет сокращаться, доля верующих стала возрастать, а атеистов уменьшаться. В обществе возникло «эстетическое отношение к религии – увлечение храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста».

В конце 1990-х годов в России сложились несколько «организованных атеистических групп». Это - «левацкий атеизм, который исповедуют в основном приверженцы коммунистической или анархистской идеологии». И – «гуманистический атеизм, выразителями которого стало академическое сообщество», сформированное советским научным атеизмом. Поскольку сейчас называться атеистом «не модно» и «не очень принято», его приверженцы стремятся открыто не афишировать свою принадлежность.

                    

Атеизм в современном мире

Современная  эпоха отличается развитием особых тенденций, которые питает всеобщая информатизация. Она вместе с «всемирной паутиной» ХХI века, которая проявляется в общедоступном пользовании интернет ресурсами, проникает даже в отдаленные уголки государств и оказывает огромное влияние на формирование личности новых поколений. Создан единый, охватывающий всю планету, социальный организм, объединяющий человечество глобализация.

«Несмотря на особо сложившиеся исторические пути развития, страны Европы и Америки, индокитайский Восток, государства исламского мира  имеют в настоящее время общие черты взаимоотношений религии и общества. Это секуляризация общества, которая в социологии определяется как процесс снижения роли религии в жизни общества».

 Архиепископ Львовский и Галицкий Августин так характеризует секуляризацию современного общества: «Важнейшей вехой нашего времени с полным основанием можно назвать сужение влияния традиционных религий в обществе и на общество. Это поистине эпохальное явление именуют секуляризацией, оно имеет западноевропейское  происхождение. Секуляризация – это освобождение мира от религиозного самопонимания и разрушение религиозной системы мировосприятия. Секуляризация открыто не проявляется как борьба с религией, и релятивизирует (делает относительной) религиозную картину мира и тем самым её обезоруживает. Секуляризация открыто не борется с религией, но она способствует росту в обществе атеизма».

Авторы учебника «Религиоведение» Кармин, Носович и Ильин считают, что «по сравнению с религией  атеизм – мировоззренческая позиция более трудная и более ответственная. Атеист – не перекладывает на Бога решение проблем морали – он сам берёт на себя обязанность решать, что есть добро и зло».[1]  Однако, сожалеют авторы учебника, для множества людей страх перед Богом и упование на его моральную поддержку оказывается необходимым.

Характеризуя современное состояние российского общества, авторы учебника Кармин, Носович и Ильин выражают недовольство тем, что российские власти, по сравнению с советскими правителями, «перегибают палку в другую сторону».[2]   Так, если во времена СССР власти заставляли почти полностью умолкнуть «голосу Церкви и нельзя было слова сказать в защиту религии», то теперь не дают открыто высказываться атеистам. «Антирелигиозная пропаганда считается чуть ли не неприличной и редко получает доступ к средствам массовой информации, а иногда и подвергается уголовному преследованию. Видимо, они сами являются атеистами. Современной цивилизации, -  чужд дух обязательного единомыслия и нетерпимости к инакомыслию, она должна дать человеку полную свободу в выборе религии или атеизма …». Однако, несмотря на эти сожаления, следует отметить, что «обязательное единомыслие», к примеру, в атеистических подходах к образованию молодого поколения, крепко укоренилось со времен воинствующего атеизма и главенствует до сих пор.

 

Заключение


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!