Учение Аристотеля о материи и форме



Аристотель - самый универсальный ум античности, в известном смысле ее вершина. Он жил с 384-го по 322-й г. до н. э. Родной город (полис) Аристотеля - Стагира. Отец Аристотеля Никомах - врач на службе у македонского царя Аминты, отца Филиппа. Сам Аристотель с 343-го по примерно 340-й г. до н. э. был воспитателем сына царя Филиппа Македонского - Александра. Впоследствии крупнейший полководец и государственный деятель древнего мира скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену».

Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет - как слушатель, затем преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. В 335 г. до н. э. Аристотель основал в Афинах собственное учебное заведение, названное Ликеем. Обучение происходило во время прогулок по тенистому саду, поэтому школа Аристотеля называлась «перипатетической» (т. е. «прогулочной»), а члены школы – «перипатетиками», т. е. «прогуливающимися».

Аристотель был, несомненно, самым гениальным из всех учеников Платона. Он высоко ценил, но отнюдь не повторял, более того - критиковал своего великого учителя. «Платон мне друг, но истина дороже» - это изречение Аристотеля вошло в общее употребление, стало крылатым. Аристотель отвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах.

Сущность (субстанция) - единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени и места, от связей с другими сущностями. Аристотель создает первую в истории систему логики - силлогистику, главная задача которой становление правил получения достоверных выводов из определенных посылок. Для логики Аристотеля характерно убеждение в том, что сущность первичнее отношений.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний (по греч. категорий) о бытии - здесь очевидна связь теории силлогизма и аристотелевского понимания бытия.

В учении о познании Аристотель отличал знание достоверного (аподейктика) от знания вероятного, относящегося к области ―мнения‖ (диалектика).

Аристотель разделял науки на три больших раздела:

1. теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого;

2. практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования;

28

 

 

3. науки продуктивные, цель которых – производство определенных объектов.

 

По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики, психологии и математики.

Что же такое метафизика? Известно, что термин «метафизика» введен он либо перипатетиками, либо в связи с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в 1 веке до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение «первая философия» или «теология» в отличие от второй философии как физики. «Первая философия» - это наука от реальности по ту сторону физической». Собственно аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности.

Итак, метафизика – это исследование первых причин.

Аристотель признавал 4 причины:

1) материю

2) форму

3) начало движения

4) цель.

Материя (от греч. – лес как строительный материал) - пассивная возможность (потенция) становления. Материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее.

Форма - активное начало, начало жизни и деятельности, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Материя - начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи. Аристотель делит сущности на низшие (состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Вся природа - последовательные переходы от материи к форме и обратно, живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой, составляющей начало движения, причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) - фундаментальный принцип онтологии Аристотеля.

По Аристотелю бытие имеет много смыслов и сгруппировал по четырем позициям:

1. бытие как категории (или бытие в себе),

2. бытие как акт и потенция,

3. бытие как акциденция,

4. бытие как истина (небытие как ложь)

 

Категории представляют главную группу значений бытия, или, высшие роды бытия. Их десять:

1. Субстанция, или сущность.

2. Качество.

3. Количество.

4. Отношение.

5. Действие.

6. Страдание.

7. Место.

8. Время.

9. Иметь.

10. Покоиться.

 

В учении об обществе Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов, но видел высшую цель государства в достижении добродетельной жизни, следовательно, счастливой. Признавал необходимость и законность рабовладения, доказывал, что отношения рабовладения укоренены в самой природе.

В учении о душе Аристотель дает типологию различных уровней души - растительная, животная и разумная. Низшая - растительная - ведает функциями питания роста и размножения, общими для всех живых существ. Разумной душой обладает только человек, ей присущи высшие способности - рассуждение и мышление. Разум по Аристотелю вечен и неизменен, он один способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей формы, которая свободна от материи. Разум - вечный двигатель, которым движется все живое в мире. Этот высший разум по Аристотелю - деятельный, созидательный. В человеке бессмертен только разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!