Период классической философии античности.



Нравственная философия Сократа

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) - звезда первой величины на небосклоне Древней Греции. Философский интерес Сократа к проблематике человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней натурфилософии к философии практической, моральной. Сократа мучает другая проблема: «В чем природа и 25

последняя реальность человека?». В молодости Сократ посетил Дельфы и его поразило изречение, начертанное над входом в храм Аполлона: «Познай самого себя» Этот призыв Сократ сделал своим девизом. Познай самого себя, а через это - смысл, роль и границы человеческого познания вообще, по сути, весь мир и свое место в нем.

Сократ считал, что он мудрее других не потому, что он действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не стоит перед мудростью Бога. Отсюда его знаменитое изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю». Истинное знание - знание в сущности божественное, от Бога. Оно не имеет ничего общего с мнением толпы, случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Человек не может сравняться с Богом в мудрости, но и того, что ему доступно, достаточно для нравственной жизни. Добро и зло, по Сократу, - следствие наличия или отсутствия знания, познания.

Сократом сформирован вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Под душой он понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал, как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

Из тезисов Сократа следуют выводы, часто называемые «парадоксами», которые здесь уместно будет прояснить.

1. Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок – это всегда невежество.

2. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию.

 

Эти два положения получили название «сократовского интеллектуализма», который сводит моральное благо к факту сознания, из чего еще не ясно, почему можно знать добро и не делать его.

3. До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности. Одна справедливость, другая – честность, третья – воздержанность, четвертая умеренность, пятая – мудрость и т.д. Более того, добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить все, относящееся к человеческой жизни и ее ценностям, власти разума.

Диалектика как метод Сократа связана с его открытием сущности человека как «психэ», ибо замечательным образом был найден способ освободить душу от иллюзий знания. По целям метод Сократа имеет этическую природу (воспитание души) и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический. беседовать 26

 

(быть в диалоге) с Сократом означало держать «экзамен души», подвести итог жизни, выдержать именно «моральный экзамен». Диалектика Сократа состоит из двух существенных моментов: «опровержения» и «майевтики». Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску «незнания» и наводящее страх оружие – иронию (симуляцию).

Учение Платона об идеях

После казни Сократа один из его лучших учеников Аристокл, получивший за свои широкие плечи прозвище Платон («широкоплечий» или «широколобый»), надолго покинул Афины. Тяжело переживая смерть учителя, Платон (427-347 д.н.э) 12 лет странствовал по Средиземноморью, общаясь с крупнейшими учеными и философами. За это время он испытал и почести, и унижения. И даже был продан в рабство. Но после того как его выкупили, он приехал в Афины и в 386 году до и. э. основал свою школу-Академию (сущ. более 900 лет), а члены школы стали называться академиками.

Философское наследие Платона обширно. Оно составляет 34 произведения, которые почти целиком сохранились и дошли до нас. 23 из них, бесспорно, принадлежат Платону, авторство же остальных у историков философии вызывает дискуссии. Эти произведения написаны в основном в форме диалога, а главным действующим лицом в них по большей части является Сократ.

Платон стал первым греческим философом, создавший целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся поверх физического космоса. Мир идей вечен (т.е. не порождѐн) и неизменен (неразложим). Мир идей, по Платону, иерархизирован таким образом, что на вершине его находится идея Блага. Свои идеи Платон поместил в «место над небесами»; названное им Гиперуранией.

Материальное бытие создается Творцом. Этим Демиургом является разум, творческий ум. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является идея блага. Демиург создаѐт физический мир по идеальным образцам (идеям) и приводит вещи из беспорядка в порядок. Идея — это чистая форма Прекрасного в себе, гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу.

Теория познания Платона - «врождѐнные идеи», припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи. 27

 

Ложь есть то, чего нет, т. е. она — небытие. Знать же небытие невозможно. Отсюда, если мы не знаем, что такое ложь, то мы не можем знать и то, что такое истина.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 29; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!