Теоретические аспекты Ксенофонта в современных условиях.
“Экономика” - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает “домоводство” - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков. . [6, с. 345].
О зарождении экономической науки (теории) и ее предмете
Зарождение экономической науки (теории) связано с появлением трактата Ксенофонта «Ойкономика» («Домострой»). Данное слово означало правила ведения хозяйства. В русском переводе это произведение известно, как «Домострой», а также как «О хозяйстве» и «О домоводстве».
Следует заметить, что здесь впервые дается обоснование справедливости не в морально-этических понятиях, а в рыночных, т. е. дается рыночное понимание справедливости. Таким образом, видим, что Ксенофонт не только дал название новой отрасли знаний, но и впервые достаточно ясно описал предмет экономической науки (теории), что дает основание считать его первым в истории науки экономистом-теоретиком.
Но есть и другая точка зрения, согласно которой зачинателем экономической науки (теории) является древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.), поскольку он выдвинул и проанализировал такое явление экономики, как стоимость товара, т. е. сосредоточил свое внимание на установлении сути общественной величины затрат, лежащих в основе обмена продуктов человеческого труда. [6, с. 347].
|
|
Как видим, первоначальное целостное восприятие домоводства как науки о «хорошем управлении хозяйством», включавшем нравственно-этические идеи, стало дробиться на отдельные направления. Целостность заменилась частностями, а Ксенофонт перестал восприниматься как основатель экономической науки (теории). Непризнание Ксенофонта экономическим теоретиком было характерно и для российских исследователей конца ХIХ–ХХ веков.
Непризнание Ксенофонта первым экономистом-теоретиком связано не с тем, чего он не довершил, не дописал, не сформулировал, а с тем, что идущие за ним экономисты-теоретики свернули с того методологического пути, который был выдвинут Ксенофонтом. В знаменитой российской книге «Домострой» (редакция Сильвестра, 1547) которая своими корнями восходит к трактату «Ойкономика» Ксенофонта, имеются целые разделы о единстве хозяйственной деятельности с нравственно-этическим поведением людей В ней приведены житейские правила разумного ведения хозяйства, организации семейной жизни и соблюдении при этом справедливых этических норм, которыми должно было руководствоваться московское общество ХV–ХVI веков[6, с. 351].
|
|
Теоретическая идея воплощения в хозяйственную практику нравственно-этических и экономических отношений в их единстве, как это вытекает из нового понимания предмета экономической науки (теории), успешно может быть реализована в системе стратегического планирования. Именно наличие такого единства позволяет резко повысить достоверность в определении будущего социально-экономического развития территории. При этом достоверно предсказать будущее развитие можно лишь во взаимной связи с другими науками — историей, социологией, политологией и т. д. Поэтому нужен междисциплинарный подход, основанный на выявлении пограничных, стыковочных идей, в первую очередь организационных и мотивационных. В связи с этим требуется поиск показателей и механизмов практического воплощения идей, включающихся в современное понимание предмета экономической науки (теории), произрастающее из базовых положений работы Ксенофонта «Ойкономика» («Домострой») [6, с. 353].
Проведенное исследование показало несколько новых моментов в развитии экономической науки (теории).
Во-первых, современная экономическая наука (теория) требует уточнения своего предмета. Обращение к работе Ксенофонта «Ойкономика» («Домострой») и рассмотрение на ее основе не только экономических, но и нравственно-этических начал в отношениях между людьми в процессе их хозяйственной деятельности позволило соединить начало и конец сути экономической науки (теории).
|
|
Во-вторых, исследование также показало, что важнейшим направлением должно стать введение в теорию и практику нравственно этических ценностей, используемых людьми в процессе своей хозяйственной деятельности. Особенно это важно при выполнении работ по стратегическому развитию территорий.
В-третьих, исследование высветило необходимость превратить элементы нравственно-этических отношений, возникающих в хозяйственной деятельности, из какого-то своеобразного орнамента в сущность самой практики. [6, с. 356].
Заключение
Экономические взгляды древнегреческих мыслителей исторически были отправной точкой для формирования экономической науки и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие научных знаний. Общей характеристикой экономических представлений Древней Греции является отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Распространена также идея разделения труда как основы экономической и политической жизни.
|
|
Экономические идеи выдающегося древнегреческого философа Ксенофонта, проблемы, на которые он впервые обратил внимание, стали центральными для многих последующих поколений исследователей в области экономики.
В развитии экономической науки (теории) постепенно наступает новый, более высокий этап теоретического осмысления действий людей, совершаемых ими в процессе хозяйственных поступков. Он состоит в рассмотрении экономических и нравственно-этических отношений не как самостоятельных и независимых друг от друга действий, а как единого целого, подобно тому, как сам человек представляет собой не проявление своих отдельных свойств, выражающихся изолированно от других, а всегда в единении с другими, поскольку человек есть нераздельная цельность. [6, с. 356].
Список использованной литературы
1. Шапкин, И. Н. История экономических учений : учебник для бакалавров / И. Н. Шапкин ; под редакцией И. Н. Шапкина, А. С. Квасова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 492 с. — URL: https://urait.ru/bcode/444072
2. Благих, И. А. История экономических учений : учебник для академического бакалавриата / И. А. Благих, А. Н. Дубянский ; под редакцией А. Н. Дубянского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 611 с. — URL: https://urait.ru/bcode/426183 6
3. Иваницкий, В. Л. История экономических учений : учебник для вузов / В. Л. Иваницкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 282 с.— URL: https://urait.ru/bcode/470556
4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений : учебник / Я.С. Ядгаров. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 480 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1039524
5. Гловели, Г. Д. История экономических учений : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Д. Гловели. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 776 с.— URL: https://urait.ru/bcode/466277
6. Бочко В. С. «Ойкономика» Ксенофонта: ее значение для современной экономической науки // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18. № 3. С. 341-356. https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-3.2
7. Сергеев, В. С. История Древней Греции : учебник для вузов / В. С. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 391 с.
Периодические издания (Журналы):
«Вестник Финансового университета»
Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки https://dvs.rsl.ru/
Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!