Экономические взгляды Ксенофонта



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Уфимский филиал   Кафедра

«Экономика, менеджмент и маркетинг»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «История экономических учений»

 

Тема № 3

 

«Основные экономические концепции Ксенофонта. »

 

 

Преподаватель: канд. экон. наук, доцент Кожевников Е.В.

Работу выполнил/а:

Ахунзянов Э. И.

№100.28/200921, 101ИПФК-1


Содержание

 

Введение. 2

1. Содержания экономических концепции Ксенофонта. 4

2. Теоретические аспекты Ксенофонта в современных условиях. 7

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 15

 

 

                                                                                    

 

 

 


Введение

Первые зачатки экономической теории Древнего мира появляются в экономической мысли Древней Греции. “Экономика” - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает “домоводство” - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия.

История экономической мысли - это попытки понять действие экономики, основанной на рыночных отношениях. Исследование проблемы рыночного обмена дало начало, экономической науке. Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает понять характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать склонности искать простые и ясные, но неверные решения сложных проблем. [1, с. 47].

Объектом исследованияв данной курсовой выступают воззрения Ксенофонта.

Предметом исследованияявляются социально-экономические взгляды Ксенофонта.

Цель настоящей работы – изучение экономических концепций Ксенофонта.

Для достижения этой цели мы намерены последовательно решать следующие вопросы:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу экономических концепции Ксенофонта.

2. Теоретические аспекты Ксенофонта в современных условиях.


Содержание экономических концепций Ф. Кенэ

 

Афинянин Ксенофонт (430—350 гг. до н. э.), происходивший из богатой семьи, в молодости примкнувший к кружку Сократа, был ярым противником афинской демократии. Покинув Афины, он в 401 г. до н. э. поступил на службу к персидскому царевичу Киру Младшему и участвовал в походе против его брата, персидского царя Артаксеркса II. Когда Кир был убит, а греческие военачальники, командовавшие наемной армией, были изменнически перебиты, Ксенофонт участвовал в знаменитом отступлении греческого войска через всю Малую Азию до южного побережья Черного моря. Затем, предоставив своему отряду возможность соединиться со спартанским войском, выступившим против персидского сатрапа Тиссаферна, сам он со спартанским царем Агесилаем отправился в Грецию, где вскоре принял участие на стороне Спарты в битве при Коронее. Таким образом, он выступил с оружием в руках против родного города. Осужденный в Афинах за измену, Ксенофонт уехал в Пелопоннес и некоторое время проживал в подаренном ему спартанцами имении, занимаясь литературными трудами. Когда начались войны Фив со Спартой, Ксенофонт вступил в сношения с афинянами, объединившимися тогда со спартанцами в войне против Фив. Приговор об изгнании Ксенофонта был отменен; вскоре после этого он умер. [7, с. 129].

Как разнообразна была жизнь Ксенофонта.,Так же разнообразна была и его литературная деятельность. Ксенофонт был плодовитый писатель, и все его сочинения сохранились. Они написаны ясным, точным языком. Благодаря этому сочинения Ксенофонта получили широкое распространение в древности. Для историка наибольший интерес имеет его «Греческая история». В ее первых двух книгах автор является продолжателем Фукидида и доводит изложение событий до 403 г. до н. э., когда в Афинах, после свержения правительства Тридцати, была восстановлена демократия. Не исключена возможность, что Ксенофонт использовал материалы, оставшиеся после Фукидида.

Экономические взгляды Ксенофонта

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции наряду с другими сыграло произведение известного мыслителя Ксенофонта.

Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии. [7, с. 134].

Ксенофонт– греческий мыслитель, современник Платона, предшественник Аристотеля. В небольшом сочинении «Лакедемонское государство» Ксенофонт дал яркое описание социально-экономического устройства Спарты – программы действий для греческих рабовладельцев.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие - мать и кормилица всех искусств». Из орфографического словаря выясним понятие земледелие – это отрасль сельского хозяйства, возделывание земли для выращивания растений, используемых человеком. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений. [3, с. 88].

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. [3, с. 95].

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости - с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

В экономических вопросах Ксенофонт был типичным представителем своего времени, что, прежде всего, проявлялось в стремлении обеспечивать жизнь граждан за счёт рабов. Изложив примерный путь увеличения числа государственных рабов, он полагал, по-видимому, что сказанного вполне достаточно, чтобы понять, как надо действовать дальше. Основное требование Ксенофонта состояло в том, чтобы количество рабов относилось к количеству граждан, как три к одному. Если учесть, что число взрослых мужчин, обладавших полными правами гражданства, а именно эти граждане и учитывались в первую очередь при всякого рода подсчетах, составляло в Афинах в середине IV в. приблизительно 20-25 тысяч человек, то станет ясно, что план Ксенофонта предусматривал доведение численности государственных рабов, занятых в серебряных рудниках, соответственно до 60-75 тысяч. [3, с. 98].

План Ксенофонта предполагал создать государственную систему производительной эксплуатации рабов в серебряных рудниках, как посредством сдачи их внаем частным предпринимателям, так и непосредственно, через разработку серебряных месторождений самим государством. Последний момент надо подчеркнуть особо. Учитывая ограниченные возможности частных горнодобытчиков и вообще, и в конкретной ситуации кризисного времени, когда многие разорились или обеднели и не могли вести работы с прежним размахом, Ксенофонт именно рекомендовал осуществлять разведку и разработку новых серебряных месторождений силами не только частных предпринимателей, но и государства. Развитый в трактате «О доходах» план экономического возрождения Афин делает честь глубине мысли его автора. Он верно оценил значение рыночных отношений для скорейшего оздоровления экономики и финансов, и он первым указал на возможность прямого участия государства в экономической деятельности, предугадав, таким образом, практику отчасти эпохи эллинизма, в Птолемеевском Египте, а еще более—нового времени.

При всем том программа Ксенофонта выдает типичный для античности стиль мышления. Вся система преобразований имеет целью обеспечить существование афинских граждан в качестве своеобразных рантье: сами не участвуя в производственной деятельности, они смогут за счет государства, точнее за счет совместно эксплуатируемых рабов, получать необходимые для жизни средства [4, с. 168].

 


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!