С первых веков существования наметились расхождения между восточной и западной ветвями христианства.



В западной господствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов.

Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускало мистическое слияние с Богом.

Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности. Языковые различия и территориальная разобщённость Запада и Востока способствовали их нарастанию. Всё это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолён и до сих пор. Христианство по византийскому образцу принимали народы, входившие в ареал государственного и культурного влияния Византии.

Культура Византии

В первые века Средневековья Византия оставалась хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отражение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя — собор Святой Софии.

Характерная для Византии централизация находила отражение в стремлении византийской культуры к определённому единству эстетических идеалов и форм. Искусство представлялось отражением Божественной Красоты, которой предназначено спасти мир. Искусство должно было воспроизводить не изменчивый и не совершенный земной мир, а Идею, Божественный образ бытия, вечный и неизменный, открывающийся внутреннему просветлённому взору. В Византии родился уникальный жанр искусства — иконопись.

Икона (от греч. eikon — изображение, образ) — это символическое изображение, в котором присутствует религиозное таинство. Икона пишется красками в соответствии со строго соблюдаемыми правилами (канонами). Изображение на иконе двухмерное, плоскостное, третье измерение — догматическое, духовное, богооткровенный смысл. Образ на иконе предельно обобщён, включает малое количество деталей, но должен воплощать в себе неисчерпаемый запас духовной энергии. Византийская иконопись стала источником средневекового искусства Руси. Из поздневизантийской иконы произросла итальянская живопись, предвосхитившая Возрождение.Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного... Храм заключал в себе всё пространство: небо — купол, рай — алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и апсида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто ещё не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей.

Византия была страной христианской учёности. Философ и богослов Иоанн Дамаскин, создавший философско-теологическую систему, не уступающую западноевропейской схоластике, начал свой труд «Источник знания» знакомым нам всем выражением: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Здесь был создан первый христианский учебник «Шестоднев» Василия Великого, в городах действовало много школ. Главная константинопольская школа по уровню преподавания превосходила западноевропейские университеты. Развивались разные области знаний — математика, астрономия, медицина, география, изучение природы и др. В Византии грамотность была распространена намного шире, чем в Западной Европе. Из Византии античное наследие греков проникало в Западную Европу, особенно через области, активно с ней контактировавшие. Из Византии через «моравских братьев» Кирилла и Мефодия (IX в.) пришла азбука и грамотность в славянские земли и на Русь. Традиции византийской культуры и после её гибели продолжали жить в культурах других православных стран, они нашли развитие в Московском государстве, считавшем себя религиозным и отчасти государственным преемником Византии. В конце XIX — начале XX в. византийские художественные формы были переосмыслены в искусстве модерна и неовизантийском стиле архитектуры.

Вопросы:

1. Назовите хронологические рамки существования Византии?

2. В чем было важное отличие общественного строя Византии от других стран Европы?

3. Какие можно выделить особенности развития византийского феодализма?

 

 

 

 


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!