Особенности византийского феодализма



Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы.

Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду.

Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу — военную или государственную.

Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Европе, однако имели и существенные отличия.

1. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории.

Государство могло конфисковывать пожалованные владения.

Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то

3. византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях.

4. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной. В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти.

5. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами.

6. Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность.

7. Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определённого размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности.

8. Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства.

Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе.

10. Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов. Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора.

Император определял место человека в аристократической среде.

Система власти Византии

· Предположите, какой была власть императора в Византии?

Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья. Западные государи грезили о восстановлении Римской империи, видели в ней совершенную государственную модель.

Византия же не грезила, а являлась прямой наследницей, продолжательницей римской имперской традиции, усвоив её в самой поздней и полной форме.

Византийский император был автократором (самодержцем), а вся система его власти — единоличной и универсальной. Ему принадлежала верховная и абсолютная власть над землёй, страной и её подданными. Он был светским властителем и одновременно высшим религиозным авторитетом.

Император также являлся фигурой репрезентативной, символизирующей вселенскую власть, мощь империи. Не случайно знаки власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и ритуалах монархов Европы (пурпурная мантия, держава и т. п.).

Император был фигурой сакральной, весь императорский ритуал должен был указывать на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным.Трон императора был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка, на другом лежал крест, символизирующий присутствие Христа. Император считался, подобно Богу, высшим подателем благ для подданных и высшим судьёй, имевшим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов.

Вместе с тем император был верховным блюстителем закона. Есть некий исторический парадокс в том, что в самом автократическом государстве была осуществлена огромная работа по кодификации римского права, которое через много веков будет положено в основу европейского права, в эпоху, когда Европа задумается над демократизацией государственного и общественного устройства. В Византийской же империи существовало зафиксированное право, а вот права людей были ограничены центральной властью.

Центральная власть концентрировала в своих руках и функции контроля. Власть прежде всего «творилась» в столице — здесь издавались законы, здесь готовились все важнейшие документы, здесь была вершина административно-бюрократического аппарата, отсюда в провинции рассылались сборщики податей.

Религия и церковь

Формирование византийской государственности совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догматики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института. Тринитарные споры (споры о Троице) завершились принятием Никео-Цареградского Символа Веры (325 г., 381 г.). Споры о сущности (природе) Иисуса Христа (христологические) бушевали три века и привели в конце концов к торжеству православия (ортодоксального учения). Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широкие слои населения — от аристократов до простолюдинов, в них была всерьёз задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Троице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев. В VIII—IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои населения, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мощей — тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству. Закат Византийской империи также был осложнён полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы, который считал, что человек может обрести спасение через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор. Это учение — исихазм — было принято православной церковью, однако оно уже не могло послужить действенному сплочению духовных сил народа перед лицом надвигающейся гибели их страны. В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью. Православные иерархи, за редким исключением, проповедовали единение с государством, довольствуясь ролью его главных духовных наставников и советчиков.

В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хотя и были крупными землевладельцами, но не превратились в независимые от государства замкнутые феодальные княжества, подобно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы.


Дата добавления: 2022-07-02; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!