Искусство рококо и музыкальная исполнительская практика. Музыкальный быт Европы XVIII в. Воспитание музыканта-виртуоза.
18 век - эстетика рококо («завитушки» – обилие мелизмов) способствовала закреплению традиции преувеличенного внимания к внешним сторонам клавирного искусства, которая начинала развиваться еще в предшествующий период. От клавесиниста требовали, чтобы посадка его была элегантной, а лицо не выражало признаков усилий и источало любезность. Сидеть необходимо было вполоборота к слушателям, что диктовалось правилами светского этикета, но было физически нецелесообразно с точки зрения функционального удобства исполнителя и обучающегося. Такие внимание к внешней составляющей клавесинного искусства обедняло содержание обучения, противодействовало воспитанию глубоко мыслящего и чувствующего музыканта.
Происходит постепенный переход от воспитания музыканта-универсала к воспитанию музыканта-виртуоза.
В клавесинных трактатов этого времени освещен широкий круг вопросов, связанных с клавирной педагогикой: от советов по настройке инструмента, посадке за ним, аппликатуре до проблем индивидуального подхода к ученикам и воспитания у них любви к музыке.
В исполнительском и педагогическом творчестве наиболее выдающихся мастеров французской клавирной школы XVIII столетия были достигнуты результаты, и поныне принадлежащие к непревзойденным вершинам. Таковым прежде всего являлось творчество Ф.Куперена (1668-1733) и Ж-Ф.Рамо (1683 – 1764). Помимо множества пьес, составивших сокровищницу клавесинного искусства, им принадлежат клавирные трактаты «Искусство игры на клавесине» и «Метод пальцевой механики».
Вместе с тем, в этих клавирных трактатах поднимаются серьезнейшие вопросы, которые и сейчас являются одними из кардинальных в педагогике профессионального музыкального образования: о воспитании образованного музыканта, формировании у обучающихся любви к музыке и о необходимости целенаправленной осознанной работы для развития мастерства.
|
|
В деятельности западноевропейских клавирных школ отчетливо сформировались и недостатки, которые впоследствии были присущи всей педагогике музыкально-исполнительского искусства - приоритет техники над содержанием, средства над целью.
Второй недостаток - речь идет о мышечных зажимах.
В эпоху клавесинного искусства такой недостаток стимулировался эстетическими представлениями и конструкцией инструментов того времени.
Развитие педагогической науки и музыкальное воспитание в странах Европы в XVII в. Я.А. Коменский о музыкальном воспитании.
Развитие педагогической науки. Итак, 17-18 вв. – период перестройки социальных и духовных основ общества, когда на смену феодализму приходит буржуазный уклад. Это период революционных изменений в духовной культуре, изменений взглядов на человека и его место в жизни. Гуманистические и демократические традиции воспитания и обучения этого периода отразились в творчестве выдающихся педагогов – Я.А.Коменского, Дж.Локка, И.Г.Песталоцци и др. Они выступали против религиозного фанатизма (вспомните охоту на ведьм), сословных привилегий в образовании (что вы думаете о привилегиях?, чем отличается государство с всеобщим образованием от государства с привилегиями в образовании?), верили в возможность улучшения общественных отношений через просвещение и правильно организованное воспитание.
|
|
В трудах педагогов отмечаются факторы формирования человека:
роль наследственности, воспитания и окружения.
Описываются принципы обучения:
наглядности, осознанности, активности, доступности, систематичности, последовательности, связи теории с практикой.
Складываются система методов обучения: беседы, соревнования, наблюдения, исследования, доказательства, практической работы, чтения, метод намеренных ошибок и т.д. Всеобщее признание приобрели методы воспитания: примера, требования, наказания, самовоспитания; доверия, уважения и любви; свободы действий, игры и традиций…
|
|
Начало развития педагогической теории было положено чешским педагогом, философом-гуманистом Яном Амосом Коменским в его труде «Великая дидактика» (1657). Он считается основателем современной педагогической науки
(предложил организацию учебного года и деление его на четверти, каникул, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочную систему, учет знаний учащихся, выступал против телесных наказаний, средствами нравственного воспитания считал пример родителей и учителей, а также упражнения в нравственном поведении).
Важная роль в системе воспитания, предложенной Коменским, отводится музыке, которая изучается на всех ступенях обучения. Коменский настаивал на всеобщем музыкальном воспитании детей и подчеркивал, что музыка помогает воспринимать гармонию во всех явлениях и вещах, т.к. в ней самой есть гармония. Музыка приносит человеку чувство удовольствия и служит достойному отдыху.
Коменский считал, что музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, т.к. музыка положительно влияет на развитие его способностей. Лучшим материалом для маленьких детей Коменский считал народные детские песни и колыбельные (подумайте, почему?).
|
|
Постепенно ребенка подключают к совместному семейному пению псалмов. В 3-4 года педагог предлагает давать детям свирель, бубен, детские струнные инструменты, чтобы они учились воспринимать разные звуки и перенимать, усваивать их. Главной целью дошкольного музыкального воспитания было формирование практических навыков церковного пения, развитие ритмического чувства и мелодического слуха.
Коменский настаивал, чтобы в начальной школе музыкальные занятия проводились ежедневно и для всех учащихся; для детей состоятельных родителей предлагалось инструментальное обучение.
На протяжении всего дальнейшего школьного обучения дети изучали теорию музыки, светское и церковное музицирование, исполняли вокально-хоровые и инструментальные произведения. Коменский разработал рекомендации для учителей и родителей.
Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!