Музыкальные учебные заведения



Музыкальное образование. Филантропические товарищества, церковь и отдельные аристократы еще в эпоху Возрождения открывали приюты для сирот и незаконнорожденных, пансионаты и другие учебные учреждения. Для финансирования этих учреждений в начале 17 в. самими учащимися организуются платные концерты. В связи с этим, музыкальному обучению уделяется особое внимание. Постепенно приюты и пансионаты превращаются в школы, училища, консерватории. В консерваториях дети работали сами и под руководством учителей. Классов на всех не хватало, поэтому занимались в коридорах и по нескольку человек в одном помещении, где одновременно могли звучать несколько клавесинов, скрипок и голосов. Под такой аккомпанемент другие учащиеся выполняли письменные задания. К этому чрезмерно насыщенному распорядку прибавьте жесткую дисциплину, авторитарные методы воспитания, и вы получите полную картину консерваторского итальянского обучения. Учителя жестоко карали учащихся, били палкой, грубо ругались. Не удивительно, что не все выдерживали такие условия и сбегали из консерваторий или писали владельцам жалобы. Но те, кто выдерживал, такую муштру, становился достойным музыкантом.

Для обеспечения музыкальной деятельности в приютах к сотрудничеству приглашались известные музыканты. Так, Вивальди более 30 лет работал в Венецианской женской консерватории «Милосердие». Под его руководством оркестр этой консерватории в начале 18в. стал одним из лучших не только в Венеции, но и во всей Италии.

В других странах Европы существовали аналогичные итальянским консерваториям музыкальные учебные учреждения – метризы во Франции, городские школы в Чехии, институты бедных школьников в Германии и т.п.

 Распространенной практикой была подготовка музыкантов для церковных хоров, оркестров, ансамблей. Как правило, для этой цели существовали соответствующие церковные школы.

Но начальное музыкальное образование можно было получить и в творческом коллективе. Так, Фрескобальди получил начальное музыкальное воспитание в церковном хоре, Пёрсел – в певческой королевской капелле, Гайдн – в хоре собора св.Стефана, Вивальди – в соборном оркестре под руководством отца. Таким образом, в городах Европы создается широкая сеть учебных учреждений, которые обеспечивают формирование массовой и профессиональной музыкальной культуры общества.

В тоже время воспитание лучших исполнителей того времени в основном происходило в условиях частного музыкального обучения или в семьях музыкантов. Примеры семейных династий: Бах, Букстехуде, Вивальди, Скарлатти, Моцарт и др. (Подумайте, почему такое обучение музыке давало лучшие плоды, чем всеобщее обучение?)

 

К 17 веку возникают крупные музыкальные учебные заведения, в дальнейшем сыгравшие значительную роль в развитии европейского музыкального искусства.

 

НАПРИМЕР. В 1566 году в Риме была создана конгрегация музыкантов Санта-Чечилия. Возглавил её Палестрина. Позже она была преобразована в академию. этому музыкальному учреждению было суждено большое будущее. на протяжении четырех с половиной веков она фактически руководила профессиональной музыкальной деятельностью в Италии В разные годы членами Санта-Чечилии были К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди, А. Скарлатти, Л. Керубини, Н. Поганини, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Тосканини и многие другие выдающиеся итальянские музыканты. В настоящее время она носит официальное название Национальная академия Санта-Чечилия и объединяет собственно академию, консерваторию, симфонический оркестр, музыкальную библиотеку - одно из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музей музыкальных инструментов и т. д.

 

 

Обучение музыкантов в учебных заведениях в Европе XVII в. Тип музыканта-универсала.

 

В 17-18 вв. был распространен универсальный тип музыканта, который был композитором, исполнителем и педагогом (вспомните Баха).

Музыканты-универсалы

Композиторы XVII— XVIII веков обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьезный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причем большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

(Эта универсальность отражалась в том, что авторы музыкальных трактатов обычно излагали общие правила владения инструментом. Так, например, практически отсутствовали задания на развитие моторных способностей исполнителя. Но с ростом востребованности музыкантов в оркестры, с усложнением произведений в музыкальной педагогике выделяется проблема совершенствования техники музыканта, что повлекло разработку системы специальных упражнений. Поэтому постепенно значительное место отводится освоению упражнений, мелодических конфигураций, пассажей; техника начинает рассматриваться как самоцель, как совокупность двигательных приемов и навыков, которые формируются отдельно от развития художественного, образного мышления музыканта. (Так ли это? Как связаны между собой техника и образное мышление музыканта? Чего стоит одно без другого?) В 18в. в подготовке музыканта начинают выделять задачи его технического и общего (художественного) воспитания. Последствием этого стала ориентация на однобокую подготовку исполнителя-виртуоза в 19в.)

 

ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!