Первая глава « Теоретические аспекты культурной идентичности суваро-чуваш» состоит из трёх параграфов.



В первом параграфе « Социокультурные коды традиционной культуры суваро-чуваш » рассматриваются взгляды философов культуры и культурологов на традиционную культуру, выявляются ее сущностные черты у суваро-чуваш.

Традиция и культура становятся предметом научного осмысления в эпоху Просвещения в трудах таких философов, как И. Гердер, В. Дильтей, А. Бергсон и других. Традиция воспринималась как некое застывшее, копируемое знание.

В XIX – начале XX веков произошел постепенный отход от дихотомии «традиция» – «культура» в пользу противопоставления «традиционная культура» – «индустриальная культура».

В дальнейшем появилось представление о традиционной культуре как устойчивой, но при этом развивающейся системе. Предметом изучения культурологов С. Эйзенштадта, К. Гирца и других стали механизмы трансформации традиционной культуры, а также ее наиболее устойчивая к изменениям часть (так называемая, «центральная зона»).

Наибольшее распространение в отечественной культурологии имеет деятельностный подход (Э.С. Маркарян, М.С. Каган и др.). Но в последние

десятилетия появляются новые подходы к интерпретации традиционной культуры. Наблюдается тенденция к пониманию традиционной культуры как способа бытия общества, в котором трансляция ценностно-смысловых структур преобладает над передачей культурных технологий. Особенность традиционной культуры заключается в том, что она базируется не на подчинении правил, а на общем этническом генезисе своих членов, основой которого является кровно - родственные узы, принадлежность к конкретному роду. Признаки традиционности, которые выражаются: в межпоколенческой преемственности, этническом характере, устойчивости и определённости содержания, укоренённости на территории обитания своих предков и др., характерны культуре суваро-чуваш.

Таким образом, у каждого этноса есть свой комплекс признаков, что определяет границы его традиционной культуры. По мнению автора, важнейшими маркерами традиционной культуры суваро-чуваш являются национальный язык, «традиционный костюм», традиционный праздник «Акатуй». Именно они служат основанием для проведения границы между разными этносами.

Во втором параграфе  « Культурная идентификация традиционного народного костюма суваро-чуваш» рассматривается традиционный костюм суваро-чуваш, который символизирует колоссальный путь древнейшей культурной традиции, что создано и выстрадано суваро-чувашским народом. Он преодолел невероятно суровые испытания и смог сохранить при всём этом, из глубины тысячелетий до сегодняшнего дня, в зафиксированном виде в орнаментах вышивки, ювелирных изделиях и украшениях, народном костюме многовековые знаки - символы – послания прародителей суваро-чуваш будущим поколениям.

Культурологическое исследование традиционного костюма суваро-чуваш дает возможность показать процессы пространственно-временной экспансии и трансформации костюма; потенциал и своеобразие синтезирования культурных образцов традиционного костюма суваро-чуваш. Традиционный костюм, как важный элемент материальной культуры суваро-чуваш, объективно фиксирует этнические ценности. До начала прошлого столетия, он как неотъемлемый компонент повседневности, отражал его культурное содержание, проявляясь в компонентах, преимущественно в предметно-вещном пласте. Традиционный костюм, тот артефакт, что оказывает активное влияние на современную культуру, но при этом остается достоянием истории, как самый выразительный национальный маркер, символ. Повседневный суваро-чувашский костюм начала текущего столетия эпохально трансформировался. Во многом подверглись трансформации технологии, цветовые решения, декоративность, однако уцелели традиционный вид модели, комфортность, выбор, пропорция. Основные функции современного костюма, заимствованные из традиционной одежды: защитность, прагматичность, эстетичность, по утверждению автора применённый «функционально-структурный» метод, стал исходным положением изготовления современной одежды.

В третьем параграфе  «Праздник « Акатуй» как культурный маркер суваро-чуваш» высказывается мнение о том, что на сегодняшний день,  Акатуй функционируя как один из основных индикаторов самоидентификации нации, в коллективном сознании чуваро-чуваш ассоциируется с формой сохранения  их культурной идентичности.

 В 00-е годы Акатуйстал своеобразным функциональным механизмом, определяющим культурные границы суваро-чувашского народа и демонстрирующим этнокультурные и психоментальные основы его национальной самобытности. В местах компактного проживания суваро-чуваш, именно празднование Акатуй позволяет им приобщиться к национальной культуре и продемонстрировать свою принадлежность к суваро-чувашам. Поэтому проведение этого национального праздника в Чувашской Республике, в различных регионах Российской Федерации и зарубежных государствах стало главной задачей  общественных организаций суваро-чуваш. На современном этапе развития Акатуй приобретает статус общенационального форума, особой формы репрезентации этничности и культурной идентичности суваро-чуваш.

Акатуй создает условия для развития механизмов самосохранения идентичности суваро-чуваш, способствует консолидации различных групп суваро-чувашского сообщества. Он усиливает у представителей суваро-чуваш ощущение причастности к истории своей нации, наделяя их чувством единства и солидарности через время и пространство, определяя для суваро-чуваш установки, ориентиры, направленные на создание и поддержание условий сохранения этнической самобытности.

 Праздник «Акатуй»прошёл значительный путь от родового и общинного праздника до общенационального спортивно-культурного форума, который объединяет и сплачивает суваро-чуваш, очерчивает ее этнокультурные границы и выступает как один из важных факторов этнической консолидации и культурной идентификации. Привлекая источники разнопланового характера, исследование народного праздника «Акатуй», позволило наиболее емко и масштабно отразить картину проведения и предельно точно воссоздать семантику и художественность организации праздничного действа в народной культуре суваро-чуваш.

Праздник «Акатуй» – этнокультурный маркер в коллективном сознании суваро-чуваш ассоциируется как форма защиты этнической идентичности. Он как важный индикатор позитивной самоидентификации нации выполняет колоссальную функцию в процессе формирования этнического самосознания народа.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!