Степень научной разработанности проблемы.



На правах рукописи

 

 

ИВАНОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (АЛМАНТАЙ)

 

 

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СУВАРО-ЧУВАШ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

 

 

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата культурологии

 

 

Москва – 2017

Работа выполнена на кафедре ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Научный руководитель:

доктор культурологии, профессор

Шлыкова Ольга Владимировна

 

Официальные оппоненты:

 

 

Ведущая организация:

 

 

Защита диссертации состоится « ___ » ____________ 2017 года в _____ часов на заседании диссертационного совета ___________________________ по адресу: _________________________________________________________

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ______________________________________________________________

Сведения о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте _________________________________________________

 

 

Автореферат разослан « ___ »___________ 2017 года.

 

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат культурологии, доцент                     Н.В. Синявина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день российское общество проявляет повышенный интерес к основам народной культуры, следовательно, стало актуальным изучение проблемы культурной идентичности. В поиске собственной идентичности зарождаются объективные вызовы разных местных идентичностей, сопровождающиеся утратами представлений о том, кем они являются по своему социальному и этническому статусу, по своим эстетическим и нравственным установкам.

Глобализационные процессы способствуют разрушению этнических границ, поэтому культурная идентичность завоевывает на сегодняшний день всё большее значение. В этой связи, некоторые этносы стоят перед сложным выбором: или понемногу отказываться от своей устоявшейся культуры, или же адаптироваться к происходящим трансформациям. Поэтому для традиционной культуры трансформационные процессы – серьёзное испытание.

Общество, достигшая высокой стадии своего развития, материальная и духовная культуры оказывают влияние на трансформацию традиционных ценностных ориентиров, необходимых культурной идентификации, тем самым повышая уровень нестабильности общества. Происходящие в обществе преобразования всегда вызывают противоречие ценностей, конфликт цивилизаций, так как в этом процессе происходит разрушение старых форм идентичности и формирование новых. Для большинства суваро-чуваш ключевым идентификационным маркером является их традиционная культура, которая в двадцатом столетии подверглась трансформациям и существенно утрачена.

Современное состояние суваро-чуваш – один из поворотных периодов в истории их становления, так как он связан с поиском нового вектора вырабатывания традиционной культуры: восстановления и обновления культурной идентичности. Проведение исследования поворотного культурного периода позволит раскрыть проблему потери и возрождения идентичности, обнаружить причины, оказывающие влияние на идентификацию и усилить методологический механизм культурологии. Поэтому на современном этапе возрос потребность в региональном исследовании традиционной культуры, в том числе, в изучении регионально-территориальной области культурной идентичности суваро-чуваш. В Российской Федерации чуваши являются пятой по численности национальностью, но до сегодняшнего дня их культурная идентичность не была исследована и охарактеризована.

Следовательно, на фоне происходящих процессов в глобализационном пространстве, культурная идентичность – основная тема, как для науки, так и повседневной жизни общества и требует глубокого изучения, поскольку на сегодняшний день многие её вопросы остаются нерешёнными. Следовательно, современной российской идентичности следует базироваться на органичное сочетание таких императивов: модернизации и сохранении национальных идентичностей всех народов России, учитывая опредёленную преемственность в культуре. Традиционную культуру суваро-чуваш необходимо отнести к национальной культуре России, как одну из составляющих, потому исследование их идентичности является насущной проблемой в целях сохранения и усиления культурного наследия России.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретические исследования по проблемам традиционной культуры и культурной идентичности связаны с разными разделами социо-гуманитарного знания. Основные подходы к истолкованию традиционной культуры были положены ещё философами XVIII–XX веков, как И.Г. Гердером, В. Дильтейем и другими, где исследовались сущностные характеристики и предназначение традиционной культуры, посредством определения её противоположностей, методично продвигаясь к постижению её ценностей для человечества.

Значительные сдвиги в трактовке традиционной культуры следует отнести к второй половине двадцатого столетия, связанный с именами П. Бьюкенена, Р. Гарга, Ю. Хабермаса, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Т. Фридмана и др., которые осмысливали её судьбу в глобализационной обстановке, стремясь предсказать линию формирования культурной идентичности человеческого общества. Следствием многочисленных полемик стал призыв к региональным исследованиям вопросов культурной идентичности (главным образом, её национальные и культурные аспекты). Проблема идентичности отдельными авторами рассматривается с антропологической точки зрения, как привнесение своей лепты в разработку дефиниций «кризису идентичности» и «восстановлению идентичности».

Однако в философских трудах наличествует тенденция к статичному анализу культурной идентичности: в основном она представляется как нечто уже осуществившееся, завершённое, или как нечто предстоящее, лишь начинающееся.

Психологами 3. Фрейдом, Э. Эриксоном, Э. Фроммом, С. Томкинсом, Т. Сарбином, Г. Теджфелом, Дж. Тернером, С.С. Учадзе внесена немаловажная лепта в теоретическое исследование идентичности, которые сформировали основную совокупность понятий и категорий, связанные с её изучением, исследовали механизм идентификации.

Имеющиеся концепции по вопросам культурной идентичности нынешней России и их анализ показывает, что цивилизационный подход представляется одним из приоритетных в постановке данной проблемы. Проблемам культурной идентичности посвящены труды Н.И. Алексеевой, О.Н. Астафьевой, З. Баумана, А.В. Бурова, А. Вежбицкой, И.Г. Гердера, В. Гумбольта, П.С. Гуревича, Э. Дюркгейма, З.А. Жаде, Л.Г. Ионина, В. Межуева, Г.Я. Миненкова, И.В. Мазуренко, В. Пиллиповича, В.И. Пузько, А.П. Садохина, П. Сорокина, В.А. Тишкова, Д. Марсиа, Н. Элиаса, Э. Фромма. Социологический подход к изучению культурной идентичности применяется Ю.Г. Волковым. Личностные аспекты культурной идентичности показаны в монографиях Э. Эриксона и М.В. Заковоротной. Феномен идентичности с позиции психоанализа наиболее чётко нашло отражение в работах А. Адлера, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера, А. Фрейда, З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Ясперса. Бессознательной/рациональной природой идентификации занимались Э. Эриксон, Д. Марсиа, Э. Фромм. Особенно важным в исследовании проблем культурной идентичности представляется такой её аспект, как этническая идентичность, представленная зарубежными учёными (Ф. Бартом, Дж. Де Во, Дж. Девером, М. Мидом) и отечественными учёными (Ю.В. Арутюняном, М.М. Бахтиным, Л.М. Дробижевой, П.И. Кушнером).

Исследованием характерных черт, структуры и функции этнического и национального сознания занимались: Ю.В. Арутюнян, В.Г. Бабаков, М.М. Бахтин, Ю.В. Бромлей, Б.Е. Винер, В. Воронков, Л.Н. Гумилев, Л.М. Дробижева, М.С. Джунусов, А.Г. Здравомысов, С.Т. Калтахчан, В.Л. Калашников, В. Королюк, С. Куличенко, П.И. Кушнер, В.Б. Мурин, В.М. Семенов, В.А. Тишков, В.А. Фомин, П.Д. Шозимов, В.Ю. Хотинец и др. При определении и описании структуры нерационального самосознания они стремились отразить действующую взаимосвязь между этническим и национальным.

Теоретико-методологические подходы в культуре анализировались: П. Бергером, П. Бьюкененом, И. Валлерстайном, А. Вебером, Э. Гелленром, Э. Гидденсом, А.А. Давыдовым, А.А. Зиновьевым, И.А. Ильиным, М. Кастельсом, Ф. Кессиди, У. Макбрайдом, В.М. Межуевым, А. Неклессом, А.С. Панариным, Дж. Огинглицем, В.С. Соловьевым, Г. Терборном, А. Тойнби, Э. Тоффлером, А.И. Уткиным, Ф. Фукуямой, С. Хантингтоном, А. Швейцером, Э. Яном и др., выявившими внешние причины культурной политики, обнаружившимися с процессами глобализации культуры. Выявленные соотношения традиций и инноваций позволили создать мультикультурный облик Чувашии, интегрированные в активное действие интернациональных обществ и ассоциаций, к примеру как, ЮНЕСКО, Европейский Совет и объединений научных, культурных, информационно-просветительских сообществ и др.

Для исследования проблем национальной идентичности, менталитета, традиционной культуры суваро-чуваш не малый вклад внесён: В.К. Магницким, Н.В. Никольским, А. Фуксом, В.А. Сбоевым, Д. Месарошом, Г.И. Комиссаровым, Г.Т. Тимофеевым, В.В. Николаевым, В.Д. Димитриевым, В.Ф. Каховским и др.

Для выявления теоретико-методологических идей автором были использованы: информационно-ресурсный контент Чувашского национального конгресса (ЧНК); Послания Президента Чувашии Н.В. Федорова и Главы Чувашии М.В. Игнатьева Госсовету Чувашской Республики; программы национально-культурной и информационной политики Чувашской Республики.

Вызывают уважение исследования по проблемам культурной идентичности суваро-чуваш Г.А. Александрова, В.Н. Алмантая, Н.И. Ашмарина, Г.Н. Волкова, В.Д. Данилова, П.В. Денисова, Н.Е. Егорова, В.П. Иванова (Вишневского), А.В. Изоркина, Н.А. Исмукова, Ю.Н. Исаева, В.Н. Клементьева, Д.Ф. Мадурова, Б.И. Павлова, В.П. Никитина (Станъяла), А.А. Трофимова, М.Р. Федотова, Ю.Ю. Ювенальева и др.

Проблемами глобализации занимались Ю.Д. Гранин, А.И. Уткин и М.О. Мнацаканян. Ими выделены такие основные направления в глобализации: гиперглобализм (радикальный), скептицизм и реализм. Хотя это деление условное, так как в науке есть и другие точки зрения.

Сторонники радикальных позиций – У. Бек, Ф. Фукуяма, З. Бжезинский, К. Омае, Н.А. Косолапов. Суть их позиций заключается в рассмотрении глобализации как объективной реальности.

Последователи скептического течения – Б. Барбер, П. Бьюкенен, Дж. Голдсмит, Г. Дейли, Д. Кортен, Г.П. Мартин, Ж. Сарамагу. Они рассматривают глобализацию как миф и метафору.

Ярким представителем третьего направления – реализма, является И. Валлерстайн, для которого глобализация как тенденция, действующая уже на протяжении нескольких столетий. К этому направлению причисляют и отечественных исследователей: В.С. Буянова, Ю.Д. Гранина, В.Б. Кувалдина, М.О. Мнацаканяна, В.И. Пантина, А.Н. Чумакова.

Глобализацию как определённую фазу развития и формирования капитализма рассматривали М. Кастельс, Э.Г. Кочетков, А.И. Уткин.

Отечественные учёные – С.Г. Киселев, В.И. Табаков, В.М. Межуев, В.Н. Овчинников, Н.П. Кетов, В.Л. Иноземцев рассматривают глобализацию «как вестернизацию, как процесс констатирования европейских ценностей в мире».

В культурном направлении процессы глобализации рассматривались в трудах: С. Хантингтона, Ф.Х. Кессиди, Г.Г. Дилигенского, И.А. Мальковской, И.В. Лесковой, М.О. Мнацканяна, О.В. Шлыковой.

Изучением её занимались античные философы: Парменид, Платон, Аристотель, Плотин, неоплатоники.

Итак, значительные достижения, достигнутые, в исследованиях культурной идентификации в контексте глобализации существуют вопросы, неурегулированность которых может привести к разладу организации эффективной политической практики.

Объект исследования: культурная идентичность суваро-чуваш.

Предмет исследования: современные реалии и тенденции развития культурной идентичности в условиях глобализации.

Цель исследования: выявление уровня сформированности культурной идентичности суваро-чуваш в глобализационном пространстве.

Поставленная цель диссертации достигается решением следующих задач:

– исследовать социокультурные коды традиционной культуры суваро-чуваш и раскрыть специфику формирования культурной идентичности;

– выявить культурно-исторический смысл традиционного костюма суваро-чуваш как феномена культуры;

– продемонстрировать процедуру трансформации праздника «Акатуй» из календарной локусно-общинной традиции в инструмент самоидентификации суваро-чувашского народа и доказать значимость механизмов этнокультурной идентификации для формирования самосознания суваро-чуваш;

– уточнить возможности и риски глобализационных процессов культурной идентичности суваро-чуваш;

– показать роль традиционных информационных ресурсов и современных ИКТ в сохранении, освоении и трансляции культурного достояния суваро-чуваш;

– сформировать региональный образец реализации культурной политики Чувашской Республики в контексте культурной идентичности многонационального государства.

Гипотеза исследования: противоречивость глобализационных процессов как социокультурный феномен может вызвать серьёзное воздействие на положение и характер выражения культурной идентичности суваро-чуваш. Несмотря на превосходящие процессы глобализации, основной тенденцией развития суваро-чуваш является стремление к сохранению культурной идентичности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: культурфилософские, психолого-антропологические взгляды к изучению процессов культурной идентификации. Теоретическими положениями диссертационного исследования явились серьезные труды учёных в таких областях, как: этнокультура, социальная психология, философия культуры, социология, социальная философии.

Методы исследования. Применялись теоретический и исторический анализ, смысловое обобщение культурологических, исторических, философских, антропологических и социологических литературных источников. Серьёзным методологическим механизмом в исследовании являются: диалектический метод; единство логического и исторического анализа; семиотический метод; аксиологический подход. Важное место в методологии исследования занимают труды отечественных и зарубежных учёных, занимающихся проблемами глобализации и культурной идентичности в информационном обществе. Семиотический метод содействовал новому высокому уровню осмысления процессов культурной идентификации. Расценивая специфическое значение этнокультурных традиций в сохранении истинной культурной идентичности с культурологических, философских, психологических, антропологических, исторических подходов необходимо вынести такое методологическое основание – любой этнос отличается собственным мировоззрением и философией своего образа. С аксиологического подхода человек расценивается как высшая ценность общества и ориентир общественного развития. Изучение состояния культурной идентичности с исторической и логической точки зрения обусловили конкретизировать диалектическое единство «этнокультурное и общечеловеческое» как «особенное и общее». Синтез теоретико-культурологического наследия, как отечественных, так и зарубежных исследователей даёт возможность обосновать единство и взаимосвязь национальных, межнациональных и общечеловеческих начал для развития культурной идентичности.

Научная новизна диссертационного исследования: 

– традиционная культура раскрыта как ядро культурной идентичности и многофункциональное социокультурное явление, структурированное в феномен массовой культуры, является методом постижения действительности, формирования и передачи культурных ценностей с помощью комплекса элементов, присущих культурной деятельности суваро-чуваш, имеющих специфические особенности в языке, традициях, форме одежды, что служат мотивом проведения границы между разными этносами;

– традиционный костюм суваро-чуваш представлен как феномен культуры, выявлен его культурно-исторический смысл и пространственно-временное расширение, предложено перспективное направление становления костюма в грядущем веке, базируясь на «культурный ресурс» традиционной культуры современной Чувашии;

– в результате исследования праздника «Акатуй», доказана значимость механизмов этнокультурной идентификации в воспитании самосознания суваро-чуваш, исторического и культурного развития республики;

– выявлены риски – исчезновение, выхолащивание суваро-булгарской традиции из истории этноса и народа. Доказана необходимость пересмотра исторической несправедливости и восстановление объективной картины мира в истории этноса сувар на основе экспедиционных материалов, архивных источников, собранных лично автором. Потому автором разработан и внедрён идеологический сайт Сувары. рф, его контентной и технологической поддержкой;

– проанализировано национально-культурное наследие Чувашской Республики и показаны резервы использования технологий, с помощью которых может усиливаться региональное брендирование и наращиваться арсенал средств, позволяющее расширить наследие суваро-чуваш, это как порталы, сайты и др., что в свою очередь требуют необходимого внесения изменений в нормативно-правовую базу для поддержки культурной политики Чувашской Республики;

– императивами сохранения культурного наследия и культурной идентичности суваро-чуваш в контексте культурной идентичности многонационального государства являются: национальный язык; традиции и национальные промыслы; новые культурные ценности (цифровые) и коммуникативные смыслы, что формируют региональный образец реализации культурной политики Чувашской Республики.

Положения, выносимые на защиту:

важнейшими маркерами культурной идентичности суваро-чуваш являются национальный язык, «традиционный костюм», традиционный праздник «Акатуй». Собственно они являются основанием проведения границы между разными этносами. Механизмы сохранения идентичности суваро-чуваш в общественно-политической сфере на рубеже столетий (прошлого и наличествующего) обусловливаются этнокультурными границами, складывающимися в контексте трансформации этноса;

культурологическое исследование традиционного костюма суваро-чуваш даёт возможность показать процессы пространственно-временной экспансии и трансформации костюма; потенциал и своеобразие синтезирования культурных образцов традиционного костюма. Традиционный костюм, как важный элемент материальной культуры суваро-чуваш, объективно фиксирует этнические ценности. До начала прошлого столетия, он как неотъемлемый компонент повседневности, отражал его культурное содержание, проявляясь в компонентах, преимущественно в предметно-вещном пласте. Традиционный костюм, тот артефакт, что оказывает активное влияние на современную культуру, но при этом остается достоянием истории, как самый выразительный национальный маркер. Повседневный суваро-чувашский костюм начала текущего столетия эпохально трансформировался. Во многом подверглись трансформации технологии, цветовые решения, декоративность, однако уцелели традиционный вид модели, комфортность, выбор, пропорция. Основные функции современного костюма, заимствованные из традиционной одежды: защитность, прагматичность, эстетичность, по утверждению автора применённый «функционально-структурный» метод, стал исходным положением изготовления современной одежды;

праздник «Акатуй» – этнокультурный маркер в коллективном сознании суваро-чуваш ассоциируется как форма защиты этнической идентичности. Он как важный индикатор позитивной самоидентификации нации выполняет колоссальную функцию в процессе формирования этнического самосознания народа;

рассмотрение современной ситуации в обществе даёт право заключить, усиливается диалектическое противоречие глобализации: интеграция, нацеленная на ценности универсализации; и диверсификация, направленная на культурные основы. Глобализация, внося свои изменения в виде процессов «западнизации» в культурное развитие, обостряет между тем, разрушающую тенденцию культурной самобытности, несёт в себе риски для культурного угасания, обостряет национальные чувства и стремления сохранения корневой системы, культурного ядра суваро-чуваш;

культурное наследие суваро-чуваш обладает колоссальными резервами, благодаря современным технологиям предоставляется возможность усиливать культурное брендирование, расширить арсенал средств, создавать различного уровня порталы, сайты и так далее;

субъектами сегодняшней культурной политики Чувашской Республики являются, как чуваши, так и сувары. Реализация культурной политики Чувашской Республики должна быть направлена на сохранение национального языка; традиций и национальных промыслов; новых культурных ценностей (цифровых) и коммуникативных смыслов для объединения с многонациональной культурой России. Интеграция России в систему общечеловеческих ценностей, как равноправного участника мировых процессов возможна лишь с использованием накопленного богатейшего культурного потенциала всех наций и народов страны при поддержке местного, регионального и национального уровня и структур гражданского общества.

Научно-практическая значимость исследования. Положения и результаты диссертационного исследования найдут своё применение в дальнейших изучениях данной проблемы в других аспектах. Кроме того, исследовательская работа имеет свою ценность для разработки социальных программ для воспитания молодого поколения с целью содействия развитию и формированию чувства достоинства, уважения к своей истории, корням, происхождению, нации и его культуре, языку, а также к другим народам и культурам.

По инициативе и под руководством автора данного исследования В.Н. Иванова (Алмантая) совместно с Фондом историко-культурологических исследований им. К.В. Иванова произведены работы по реконструкции и установке:

1) суваро-чувашских памятников XVII–XVIII вв. в д. Полевые Козыльяры Яльчикского района Чувашской Республики (2011);

2) суваро-чувашских памятников XVII–XVIII вв. в с. Альменево Вурнарского района Чувашской Республики (2012);

3) суваро-булгарского памятника X–XIII вв. в археологическом музее – заповеднике «Сувар» – филиале Булгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Спасском районе Республики Татарстан (2013);

4) суваро-булгарских памятников XIII–XIV вв. близ д. Старые Высли Комсомольского района Чувашской Республики (2014);

5) суваро-чувашского памятника XVI в. Близ д. Большие Чаки Урмарского района Чувашской Республики (2014);

6) памятника «юпа» в Билярском государственном историко-археологическом музее-заповеднике в святилище «Валем Хуçа» Алексеевского района Республики Татарстан (2014).

Приказом руководителя Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.01.2010 г. №74 «Об утверждении нормативно-справочных документов для автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписки населения 2010 года и подведения её итогов по вопросу 7 и вопросам раздела 9 Переписного листа формы Л» в алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения для кодирования ответов на вопрос 7 Переписного листа формы Л «Ваша национальная принадлежность», наравне с такими национальностями как русские (код 2), татары (код 3), украинцы (код 4), башкиры (код 5), чуваши (код 6), чеченцы (код 7) и др., включена и национальность сувары (код 1191).

Сувары – этноним суваро-булгарского народа. Булгары – политоним суваро-булгарского народа. Чуваши – экзоэтноним суваро-чувашского народа.

Сувары. рф – научно-информационный сайт созданный автором данного диссертационного исследования, посвящён истории, языку и культуре суваро-чувашского народа.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась на расширенном заседании в Бюджетном научном учреждении Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук». Основные положения и результаты исследования излагались в виде докладов и сообщений на методологических семинарах, научно-практических конференциях: Государственность восточных булгар IX–XIII вв. Международная конференция «Государственность восточных булгар IX–XIII вв.» (Чебоксары, 2–3 декабря 2012 г.), Волжская Болгария (Булгария): Этнокультурная ситуация и общественное развитие. Тюркские племена и государства Евразии в древности и в средние века. Выпуск 1. Материалы научного семинара (Чебоксары, 13 апреля 2011 г.); Национальное самосознание как модель сохранения народа суваро-булгар-чуваш. Российское государство и социально-экономические вызовы современности: Сб. статей междунар. науч.- практ. кон ф. ИГСУ РАНХ и ГС. Т.2. – М.: Проспект, 2015 (г. Москва, 2014); Культурная идентификация суваро-булгаро-чуваш. ФГБОУ ВПО «Государственная академия славянской культуры» (г. Москва, 2015); Коммуникационные технологии как механизм сохранения культурной идентичности суваро-булгаро-чуваш. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары, 2015).

Структура диссертации. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, её новизна и научно-практическая значимость, отражена степень разработанности проблемы, определена теоретико – методологическая основа исследования, сформулированы цель и задачи работы.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!