Рассказ «Далекая и близкая сказка»



Урок родной русской литературы в 9 классе

Думы о рассказе В..Астафьева «Далёкая и близкая сказка»

Содержание  урока

Слово учителя

В 1968 году повесть «Последний поклон» выходит в Перми отдельной книгой. Это  воспоминания  взрослого человека о своем детстве. Произведение состоит из 32 рассказов, разделённых на 3 «книги»: каждое повествование представляет собой отдельное законченное произведение и в то же время «вплетается» в общий сюжетный ряд всего сборника, так как все его элементы объединены общей темой. Это произведение о родине в том значении, в котором понимает её Астафьев. Родина для него — это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это люди -  яркие личности; это природа, суровая, необыкновенно красивая — мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ «Поклона» раскрывает конкретную черту этой темы, будь то описание природы в главе «Зорькина песня» или детских игр в главе «Гори, гори ясно».

Повествование ведётся от первого лица —  Вити Потылицына, сироты, живущего с бабушкой. Жизнь мальчика протекала, как у всех остальных деревенских ребят: помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.

Главная героиня «Поклона» — бабушка Катерина Петровна — именно потому и стала нашей общей русской бабушкой, что собрала в себе во всей полноте все то, что еще осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно русского, что мы про себя каким-то чутьем узнаём, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не приукрасит, оставил и «грозу»  характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распоряжаться («одно слово — Генерал»). И бьется, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слезы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: «Дети родились — радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер — тоже радость... Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась — это ли не радость?» Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры также неотвратимо истощается, и человек все чаще предоставляет счет судьбе, меря зло и добро на ненадежных весах «общественного мнения», подсчитывая страдания и ревниво подчеркивая свое милосердие. В «Поклоне»  все еще древнерусское, колыбельное, благодарное жизни и этим все вокруг животворящее.

Никто не выбирает своего детства, родителей, родни, соседей. Но уроки в жизни каждый извлекает сам. Быть может, самый важный урок, усвоенный Витькой в бабушкином доме, – умение ценить человека не по дурному, а по лучшему в нем. Поэтому маленький человек, уже столько бед перенесший в жизни, не сломился впоследствии, не запятнал своей биографии ни единым пятнышком во взрослом возрасте.  И если Витька выбрался в новой жизни, то благодарить надо бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него,  постигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению  разглядеть в полной мгле даже малую крупицу добра, и держаться этой крупицы, и благодарить за нее.

Рассказы о детстве  писались  Астафьевым в течение долгих 20 лет.   Автор  назвал этот литературный труд «сокровенной», «лучшей книжкой», так как «очень много вложил … самого себя». Представляя юным читателям своё произведение, В.Астафьев утверждал: «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве».

ü  «Детская память, конечно же, колодец, и колодец со светлой водой, в которой отражается не только небо, не только всё самое яркое, но прежде всего поразившее воображение. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…»  (В.П. Астафьев )

ü «Выражением русской души стало творчество В.П. Астафьева и прежде всего самое сокровенное его создание – повесть в рассказах «Последний поклон». Повесть эта композиционно напоминает коллективную деревенскую фотографию…» (Л.М. Маракова)

ü « Астафьев показывает нерушимость, незыблемость духовных основ бытия, он утверждает: пока есть дом, бабушка, которая любит своих детей и внуков, молится за них, - в жизни есть смысл и счастье». (Л.М. Маракова)

В Государственном архиве Пермского края в личном фонде В. П. Астафьева хранятся рукописи трех редакций рассказа «Далекая и близкая сказка» из цикла «Страницы детства». Первоначально рассказ назывался «Как в сказке», «Как в далекой сказке», «Полонез Огинского».

Рассказ «Далекая и близкая сказка»

Композиция рассказа – несколько частей, объединенных мотивом памяти.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!