Конспект одной из работ по музеологии



Музейная педагогика – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.

Формированию музейной педагогики как научной дисциплины способствовала ситуация, сложившаяся в области культурно-образовательной деятельности музея данного периода:

1) Формируется новая образовательная концепция отечественного музея, т.е. система представлений о его общественном предназначении и сущности работы с посетителями

2) Меняется отношение к самой аудитории, которая начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде

3) Впервые серьезно стала рассматриваться проблема результативности музейной коммуникации, воздействия музея на различные группы посетителей, эффективности тех или иных форм

4) обозначилась потребность в появлении особого типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский, «освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте»

5) Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами

 

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ

Первые музеи являли собой собрания раритетов: ценных вещей, натуральных объектов, художественных произведений – и были, как правило, плодом «монаршего собирательства». Коллекции кунсткамер, вундеркамер и кабинетов натуралий были первоначально недоступны широкой публике, но эпоха Просвещения прервала эту традицию. В истории России реализация идеи об образовательном назначении и доступности музея отмечена следующими вехами: в 1719 г. открывается Кунсткамера, созданная Петром I «для назидания взрослым, обучения юношей». Заботясь о ее просветительных задачах, основатель дал распоряжение «впредь всякого желающего оную смотреть, пускать и водить, показывая и разъясняя вещи». В 1782 г. в Иркутске по инициативе губернатора Ф.Н. Кички создается первый в Сибири общедоступный местный музей – «Музеум», прообраз нынешних краеведческих. Во второй половине ХVIII в. возникают первые учебные музеи: «Музеум» Горного института в Петербурге, «Кабинет естественной истории» (ставший основой Минералогического и Зоологического музеев) и «Гербарий» (Ботанический музей) Московского университета. В XIX веке становятся относительно доступными коллекции крупнейших музеев, бывших как раз плодом «монаршего собирательства», ранее скрытые от глаз публики: в 1806 г. была открыта для доступа Оружейная палата, в 1852 – Эрмитаж. Для второй половины ХIХ в. характерен рост сети общедоступных (публичных) музеев, в создании которых огромная роль принадлежала научным обществам: это прежде всего Музей прикладных знаний в Петербурге, Политехнический, Исторический, Антропологический музеи в Москве, местные (будущие краеведческие) музеи в городах провинциальной России. Общественное признание образовательной роли музеев выразилось также в создании педагогических музеев наглядных пособий.

Самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут рука об руку с реформами школьного образования. В 1870–1890-е гг. и в последующие десятилетия на музей смотрели как на едва ли не самое актуальное средство преодоления кризиса образования. Он стал методом борьбы с традициями схоластической, чисто книжной системы обучения, поскольку позволял, как отмечал М.В. Новорусский, «изучать, не книжки, а натуру, реальные предметы и отношения между ними», т.е. проводить принцип наглядности.

После Октябрьской социалистической революции многие культурные начинания дореволюционного периода не только продолжаются, но и набирают силу.

Музей в период 1920-1950-х гг. начинает рассматриваться лишь как «проводник политического просвещения», «политико-просветительный комбинат», «мощное орудие политической и просветительной работы». Новая образовательная концепция музея отразилась в новых терминах, которые начали употребляться для обозначения работы с аудиторией: политико-просветительная, массовая работа. Важной вехой на пути становления новой образовательной концепции становится Первый Всероссийский музейный съезд (1930 г.), который закрепляет приоритет политикопросветительной работы над всеми остальными направлениями его деятельности.

1960-1980-е годы отмечены стремлением вернуть музею статус научного (а не пропагандистского по преимуществу) учреждения. Впервые к тому же формулируется идея о специфике образования в музее. Поиски своего места в системе институтов культуры и образования связаны с утверждением информативной модели, согласно которой музей рассматривают как средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу.

В период 1980-2000-х годов начинается процесс постепенного отхода от информативной модели музея в пользу модели, которую можно определить как коммуникативную.

 

ЭКСКУРСИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ 1880–1920-х гг.

Экскурсии для учащихся школ разных ступеней начинаются в 1880-е гг., а к середине 1890-х становятся достаточно привычным явлением школьной жизни. Постепенно складываются два типа экскурсий:

1. «Образовательные путешествия», «дальние прогулки»: «Едут и «осматривают», – не без иронии пишет о таких экскурсиях Н.А. Гейнике.

2. Учебные экскурсии, которые становятся частью преподавания отдельных школьных дисциплин. Такие экскурсии, сначала естественнонаучные (экскурсии в природу), а затем исторические, литературные, художественные, становились одним из методов школьного обучения. Эти экскурсии, как отмечает Н.А. Гейнике, породили «оживление школьной жизни со второй половины 90-х гг., стремление культурных слоев русского общества создать школу близкую жизни, вне полицейской опеки Министерства народного просвещения, с урезанными «правами», но со свободными относительно программами, ввести принцип наглядности» .

Итак, появление учебных заведений, построенных совершенно на новых основаниях, выдвинуло на первый план экскурсию как метод преподавания.

Качества экскурсии:

· экскурсионный метод более чем какой-либо другой, дает возможность исходить из творческой активности экскурсанта, служит для «проявления его индивидуальных интересов, вкусов, наклонностей»

· коллективность

· тематичность, т.е. объединение «вокруг одного познавательного или эмоционального стержня»

 

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ

Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Начало экскурсионной работы в Эрмитаже связано со студенческим движением, но не с политическим, а с культурно-просветительным его направлением. В музее еще не было специальных экскурсоводов, когда по инициативе студентов Петербургского университета в 1910 г. был организован Эрмитажный кружок, который занялся изучением музея, чтобы впоследствии проводить экскурсии для рабочих. Только после революции, в ноябре 1918 г. в Эрмитаже были установлены первые дежурства профессиональных экскурсоводов для обслуживания посетителей.

В 1918 г. в Историческом музее организуется Отдел показательной части, функцией которого является обслуживание экскурсионных групп.

Признаки музейной экскурсии:

· коллективность осмотра

· руководство экскурсовода

· тематичность

· наличие маршрута

· приоритет зрительных впечатлений

· моторность

Критерии мастерства экскурсовода:

· владение темой

· адресность экскурсии, или дифференцированный подход к группе

· осуществление контакта с группой

· владение вопросно-ответным методом

· создание установки на узнавание

· соотношение показа и рассказа

Классификация экскурсий

 Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся:

по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея;

 в зависимости от места проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны;

по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность. Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части;

по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.;

по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).

Подготовка и проведение экскурсии

 

       Первый этап соотносится со сферой деятельности музейного педагога как научного работника, который, готовя экскурсию, должен сформулировать ее название и определить целевую направленность, изучить источники и литературу, сделать необходимые выписки, составить библиографию и картотеку.

       На втором этапе выявляется музейная специфика труда специалиста, которому необходимо изучить экспозицию и отобрать объекты показа (как основные, так и дополнительные), познакомиться с научными описаниями и паспортами на отобранные экспонаты, наметить маршрут (с учетом времени показа каждого объекта), определить оптимальные приемы показа, продумать логические переходы от одного объекта к другому. Проделанная работа находит выражение в тексте экскурсии (его называют индивидуальным, тезисным и пр.). Но помимо него рекомендуется составить еще два методических документа. Первый – это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде фиксируются цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, демонстрируемые экспонаты, время их показа. Этот план отрабатывается на практике в процессе общения с аудиторией, после чего составляется второй итоговый документ, который получил название методической разработки экскурсии.

 

ДРУГИЕ БАЗОВЫЕ ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Базовые формы культурно-образовательной деятельности: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Основные характеристики базовых форм :

традиционные – новые;

 динамичные – статичные;

 групповые – индивидуальные;

удовлетворяющие потребность в познании – в рекреации;

предполагающие пассивное – активное поведение аудитории;

простые – комплексные;

 разовые – цикловые;

для однородной – разнородной аудитории;

внутримузейные – внемузейные;

коммерческие – некоммерческие.

 

МУЗЕЙНАЯ АУДИТОРИЯ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

Музейная аудитория – это общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения.

Аудитория рассматривается прежде всего по социально-демографическим признакам: образовательный уровень, профессиональная принадлежность, возраст, пол, место жительства. Каждый из этих признаков необходимо учитывать, вступая в контакт с людьми, но наибольшее значение, как показывает практика и проведенные в музеях исследования, имеет образовательный фактор.

С точки зрения проявления активности по отношению к музею, аудитория делится на реальную (на тех, кто пришел в музей) и потенциальную.

Активность аудитории характеризуется частотой посещения музея людьми. На основе этого критерия появляется возможность говорить о постоянной и нестабильной аудитории. Наличие ядра постоянных посетителей – это очень существенный качественный показатель культурно-образовательной деятельности музея, свидетельство его общественной значимости, интереса к нему людей.

Музейную аудиторию анализируют с точки зрения направленности ее интересов на определенные виды музейной коммуникации. В этом случае выделяется аудитория выставок или лекториев, посетители «выходного дня», те, кто участвуют в научных исследованиях музея и пр.

Весьма существенным моментом для характеристики аудитории музея является степень ее подготовленности и предрасположенности к восприятию.

МУЗЕИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Вузовские музеи

Музеи при высших учебных заведениях стали первыми по времени возникновения музеями образования. Некоторые из них появились задолго до начала реформы школы 1860-х гг., что служит подтверждением того, что образовательная функция изначально присуща музею. Первым в России университетским музеем стал музей Московского университета (первоначально – «Камора натуральных и куриозных вещей»), созданный еще в 1755 г . Университетские музеи призваны были обеспечить наглядность преподавания, одновременно выполняя и другую не менее важную функцию – научно-исследовательскую.

Школьные музеи

К музеям учебных заведений относятся и школьные, которые стали возникать по мере того, как на смену школе заучивания приходила школа развития. Они стали следствием и условием происходящих перемен. Школьный музей рубежа ХIХ и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев – четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ

Возникновение педагогических музеев также стало прямым следствием реформ школьного образования. Появившись на волне его перестройки, педагогические музеи прошли значительный путь развития, связанный с обретениями и потерями. Педагогический музей военно-учебных заведений – старейший и самый крупный в России – был основан в 1864 г. в Санкт-Петербурге. Программа первого в России педагогического музея предусматривала распространение прогрессивных методов обучения через ознакомление преподавателей военно-учебных заведений с новейшими пособиями и коллекциями. Но одновременно с самого начала он задумывался как просветительное учреждение отнюдь не ведомственного значения. Это был музей с широкой просветительной направленностью, что придавало ему характер общественного центра, разрабатывающего актуальные проблемы педагогической науки.

Первая в России выставка учебных пособий, к участию в которой музею удалось привлечь учебные заведения различных ведомств, была организована им уже спустя два года после основания в 1866 г. В 1875 г. музей принимает участие во Всемирной выставке в Париже, приуроченной к Географическому конгрессу, где выставлялись систематические коллекции по начальному обучению, курсу средних учебных заведений, по воспитанию в семье, обучению взрослых.

ДЕТСКИЕ МУЗЕИ

В 1899 г. в Бруклине (США) был создан первый в мире детский музей. С этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все – состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией – имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности детей. Детские музеи, которые создаются в 1920–1930 гг., можно назвать, если пользоваться современной терминологией, авторскими. За каждым из них стоит яркая личность его создателя. По данным Американской ассоциации юношеских музеев, к середине 1990-х гг. в мире насчитывалось около 400 детских музеев, большая часть которых (около 300) находилась в США.

 

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!