Таким образом, своеобразие субъективно-идеалистической онтологии в том, что она неявна и строится посредством гносеологии и психологии.



Феноменология возникает в нач. XX в. Это реакция на крайности субъективного идеализма и выражает тенденцию к реабилитации онтологии которая обозначилась на рубеже XIX-XX в. Основоположник феноменологии Э. Гуссерль провозгласил лозунг: «К самим вещам!». Однако он не означал возврата к реализму, т.е. к признанию вещей вне сознания. Вещи для феноменолога - это часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Но данная часть сознания отлична и от самого психического акта восприятия, мышления, она не субъективна, а объективна (и потому феноменология - не субъективный идеализм). Идеальное, всеобщее содержание сознания (эйдетическое, по Гуссерлю) представляет особый род объективного бытия - бытия феноменов, сущностей. Они бестелесны, существуют трансперсонально.

Экзистенциализм во главу угла ставит вопрос о бытии человека, есть принципиальная разница между бытием человека и бытием вещей, неодушевленных предметов. Человек - это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя «бытие в возможности» - «экзистенция», а бытие вещей, объектов именуется «просто присутствием».

Диалектика и метафизика

Диалектика (греч.- искусство вести спор, беседу) философское учение о развитии бытия, познания и всеобщих закономерных взаимосвязях (природы, общества, мышления), основанное на разрешении противоречий. Два основных принципа диалектики: 1) взаимосвязь всех явлений; 2) непрерывное, бесконечное, основанное на присущих бытию противоречиях, развитие мира. Развитие трактуется по-разному: «по кругу» (Шеллинг, Гегель) и как бесконечное поступательное движение (Маркс, Бергсон). Диалектика противоположна метафизике в понимании развития. Метафизика – это взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные. Законы диалектики как теории развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, впервые сформулировал Г.Гегель. Они отличаются от законов других наук своей универсальностью, поскольку охватывают все сферы действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития (их источник, механизм).

Три закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей: всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, черное и белое). Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего (мира, природы, общества, познания). Ключевой момент диалектики - противоречия. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции (положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме).

Категории тождество, различие, противоположность, противоречие, основание.

Тождество - равенство свойств объекта в отношении к самому себе - данный предмет есть именно данный предмет. Но в нем есть то, что стремится выйти за его рамки, нарушить тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит к самоизменению предмета - движению.

Пример: В обществе, тождественном самому себе есть силы, которых оно не устраивает, их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Различие – неравенство сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе и отличается от себя, т.к. постоянно изменяется. Тождество и различие представляют цельное только в единстве.

Противоположность – острая форма различия.

Противоречие – взаимное исключение, взаимополагания друг другу.

Основание – форма разрешения противоречия.

Этот закон - ядро диалектики позволяет понять источник и причину любого действия и развития. Согласно этому закону этим источником является «борьба», т.е. взаимное исключение и одновременное взаимополагание противоположностей друг другом. Иллюстрируется в форме конфликта. Закон Единства и борьбы противоположностей – не только закон бытия, но и познания: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики. Методологическая роль закона – он нацеливает на поиск, выделение и фиксацию противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный анализ его элементов - сторона диалектики познания.

Виды борьбы противоположностей внутри цельного явления:

- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (постоянное соревнование, где каждая сторона догоняет другую и переходит на более высокую ступень развития);

- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

 - антагонистическая борьба, одна сторона выживает только за счет уничтожения другой.

Иные виды взаимодействия помимо борьбы:

- содействие- обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы

- солидарность, союзничество – стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении;

- нейтралитет- стороны имеют разные интересы, не содействуют, не борются;

- мутуализм – полная взаимосвязь между сторонами для выполнения дела.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: раскрывает общий механизм изменений и развития, характеризует направление, форму и результат процесса развития. Его сущность: накопления количественных изменений при нарушении меры приводит к изменению качества. Изменение качества (специфики, природы) вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление качественных изменений достигает определенной границы. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество (специфика) вещи или явления. Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры - коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты названы «узлы», а переход в иное состояние понимается в философии как «скачок» - сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход количества в новое качество может произойти резко, одномоментно (теория катастроф) или незаметно, эволюционно.

Категории: качество (свойство), количество, мера и ее границы, скачок.

Качество – система, совокупность существенных, необходимых свойств предмета, его внутренняя определенность. Количество - внешняя определенность предмета. Мера – единство качества и количества. Граница меры – предельное количество для данного качества. Скачок – переход от одного к другому.

3. Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно само превращается из нового в старое и отрицается всё более новым. Это отрицание, повторение (иногда в скрытом виде) старого качества в новом – каждый последующий этап в развитии объекта повторяет предыдущие, такое повторение бесконечно. Развитие есть процесс складывающийся из циклов. Отрицание - содержательный процесс и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития.

Примеры: смена общественно-экономических формаций в историческом процессе; эстафета поколений, смена вкусов в культуре; эволюция рода (дети – родители - деды); ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых.

Категории : преемственность, поступательность (непрерывность, последовательность этапов в развитии объектов), спираль диалектического развития (скрытые элементы старого вновь повторяются на новом, более высоком уровне).

Развитие - направленное, качественное изменение.

Диалектическоеотрицание предполагает сохранение ценного содержания как основы дальнейшего развития объекта, т.е. переход к новому с сохранением элементов старого. Метафизическоеотрицание - полное, абсолютное формальное отрицание, уничтожение всех основ объекта. Пример Гегеля: полный помол зерна – в основе метафизический принцип, а посадка зерна – диалектический принцип.

Двойное отрицание – то, которое завершает цикл развития (зерно – стебель – зерна колоса). Двойной переход противоположностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, а с приращением развития, т.е. не по кругу, а по спирали.

Двойное диалектическое отрицание образует формальную триаду (тройственный ритм) развития. Гегель назвал эти стадии тезисом, антитезисом и синтезом. Синтез предполагает возвращение к исходному тезису на новой основе. Так возникает диалектическая спираль развития, определяющая его общие направления.

Категории диалектики: единичное, общее, особенное, содержание, структура, причина и следствие, необходимость, случайность, сущность, явление.

Принципы диалектики:

1. Принцип развития- фундаментальная основа диалектики. Развитие не как количественное изменение, а как саморазвитие материи, причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает прогресс (движение от низшего к высшему) и регресс.

Три точки зрения на направленность развития:

1. Развитие - поступательный процесс переход от низших форм к высшим - восходящее.

2. Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим.

3. Развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Наиболее близка к истине вторая точка зрения, хотя общая тенденция восходящая. Примеры: живой организм; исторический процесс по восходящей, но со спадами (организм человека развивается (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие), или исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время). Так, развитие идет по спирали, каждый виток спирали повторяет всё, что было раньше, но на более высоком уровне.

Понятие «развитие» связано с понятиями «изменение» и «движение», которые по отношению к нему являются родовыми. В самом деле, о каком развитии может идти речь, если ничто не изменяется? Именно так и представлялось положение дел в мире автору библейского «Екклесиаста»: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст, гл. 1). Основанное на Библии христианское мировоззрение не признавало изменений в природе: в ней все остается таким, каким его создал Бог. Философы же, за редким исключением (например, элеаты), признают существование движения и изменения. При этом они разделяются на тех, кто считает движение и изменение абсолютным, и тех, кто ограничивает их какой-то областью. Представителем первой группы был Гераклит Эфесский, высказавший знаменитый афоризм «все течет, все изменяется», а второй - Платон, которые мыслил истинное бытие (мир идей) вечным и неизменным, а подверженность изменению считал свойством лишь мира вещей.

Признание изменения и движения, однако, еще не означает наличие представлений о развитии. Не всякое изменение есть развитие, а лишь такое, которое имеет направленность и носит качественный характер. Поэтому развитие можно определить как изменение, ведущее к появлению нового качества, направленное на новое качество. Но это понятие бессмысленно применять к отдельным разрозненным явлениям, единичным или повторяющимся событиям. Так, зажженная сигарета изменяется, но не развивается; нельзя считать развитием и мигание елочной гирлянды. Категория развития определяет движение сложных материальных и духовных систем и подразумевает совокупность взаимосвязанных изменений, приводящих к новому качеству. Развитие есть процесс необратимый и неповторяющийся.

Многие столетия человечество смотрело на мир и на историю так же, как и Екклесиаст. Античность видела в природе и в истории цикличность. Например, стоики учили, что мир сгорает в космическом огне каждые 10 800 лет, а потом возрождается вновь. Мировоззрение Средневековья и Нового времени было статичным. Идея развития приходит в мировоззрение сравнительно поздно в конце XVIIIв. Но уже с сер. XIX века она завоевывает умы и становится интеллектуальной модой, особенно после выхода работы Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Среди ее приверженцев не было единства по ряду основополагающих вопросов, и прежде всего вопросов о том, каков характер и каков источник развития. Сложилось несколько направлений, выдвинувших разные учения о развитии: диалектический идеализм, диалектический материализм и натуралистический эволюционизм. Помимо философских (общих) учений о развитии существовали еще и частные астрономические, биологические, геологические и т.д.

Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано Г. Гегелем. Вся его грандиозная философская система была описанием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Абсолютная идея - чистое мышление - и была объектом развития. Особенностью гегелевского понимания развития была диалектика, которую немецкий философ называл «принципом всякого движения». Этот принцип означал усмотрение связи и взаимоперехода понятий мышления друг в друга через преодоление противоречий мышления путем синтеза противоположных определений понятием, «примиряющим» стороны противоречия.

Гегелевское учение о развитии больше относилось к области культуры и истории, чем к природе. Исправить этот недостаток поставили себе целью основоположники марксизма, прежде всего Ф. Энгельс. Высоко ценя гегелевскую диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, он видел свою задачу в том, чтобы поставить ее «с головы на ноги», т.е. превратить диалектику понятий, учение о развитии мышления в диалектику природы, т.е. учение о ее развитии. Осуществив материалистическую интерпретацию гегелевской философии, Энгельс сформулировал три всеобщих закона диалектики - закона развития природы, общества, мышления. Первый из них, закон единства и борьбы противоположностей, указывал на противоречия как на источник развития (борьба классов в обществе). Второй, закон перехода количественных изменений в качественные,- объяснял характер развития. Оно идет неравномерно скачками, которые представляют собой изменение качественного состояния. К нему ведет постепенное накопление изменений количественных. Характер развития затрагивал и третий закон - отрицания отрицания. Согласно ему, всякая новая ступень развития не просто отбрасывает старое, а сохраняет его в себе в преобразованном («снятом») виде, последующая же ступень («отрицание отрицания») представляет собой повторение старого на качественно новом уровне.

Одновременно с диалектико-материалистическим учением формировалось и другое всеобщее учение о развитии - натуралистический эволюционизм. Среди его теоретиков английский философ Г.Спенсер, чья эволюционная теория даже немного опередила дарвиновскую. К тому же, в отличие от последней, объяснявшей только развитие живых существ, Спенсер мыслил эволюцию как всеобщий, глобальный процесс в сфере явлений. Подобно Энгельсу, Спенсер также формулирует универсальные законы развития. Во-первых, развитие есть переход от однородности к разнородности, так как однородное неустойчиво. Во-вторых, развитие есть интеграция и концентрация, которые происходят одновременно (наряду) с дифференциацией. В-третьих, развитие есть в то же время и переход от неопределенности к определенности. Спенсер, подобно Энгельсу, полагает, что движущую силу эволюции надо искать во взаимодействии антагонистических сил. Но он решительно расходился со своим немецким «коллегой» в трактовке характера развития. Английский философ считал свойством эволюции ее медленность, постепенность; она идет путем плавного накопления незначительных изменений, не делает никаких скачков. И в общественном развитии, по Спенсеру, нет места революциям: прогресс - это автоматический процесс постепенного - от поколения к поколению - улучшения человека и общества. За веру в автоматизм и постепенность эволюции спенсеровская теория развития получила от ее недругов прозвище «ползучий эволюционизм».

Принцип причинности или детерминизм(лат. определять) - всеобщая причинная обусловленность природных, общественных, психических явлений; система философских взглядов на мир, как на объективные закономерные причинно-следственные связи, где одна порождает другую. Явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга, т.е. имеют внешнюю или внутреннюю причину. Причина порождает следствие. Причина и обусловленность бесконечны: не может быть ни первой (беспричинной) причины, ни последнего (беспоследственного) следствия. Взаимообусловленность фрагментов, уровней, форм, свойств универсума. Детерминизму противостоит индетерминизм (лат. не определять) - отвергает всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений или односторонне ограниченно ее понимает.

Категории детерминизма: закон, закономерность, взаимосвязь, взаимодействие, причина, причинно-следственная связь, возможность, действительность, необходимость, случайность и др.

По мере накопления знаний о свойствах и связях разделения их на единичные и общие, внешние и внутренние возникает необходимость их объяснения, т.е. выведение из других свойств и связей. Он выражает обусловленность одних материальных образований и свойств другими. Объективная основа принципа - причинная обусловленность явлений. Принцип выражается активностью субъекта познания, т.к. он позволяет переходить от явлений к их сущности, внутренним законам и закономерностям. Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей действующих в сфере явления. Диалектический анализ динамического материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия.

Действительность- конкретное бытие объекта в настоящее время, пространственно локализованного, в данных условиях, с данными свойствами. Отражает всё содержание объекта, его внутренних и внешних связей. Признаки действительности: реальность (актуальность), историчность (связь с прошлым и будущим состоянием).

Возможность - будущее объекта в настоящем, тенденции, направления изменения объекта. Действительность всегда содержит множество возможностей, но их набор ограничен свойствами и законами объекта. Мера возможности называется вероятностью. Реальная возможность может реализоваться в будущем, превратиться в действительность на основе существующих условий. Абстрактная возможность – не реализуемая на основе существующих условий, но допускаемая свойствами и законами объекта. Эта возможность характеризует отсутствие препятствий для становления объекта, но для ее осуществления нет необходимых условий.

Необходимость – это то, что закономерно вытекает из существенных свойств объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе; это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях.

Случайность – реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта; это то, что может произойти, а может и не произойти. Необходимость и случайность - различные способы превращения возможности в действительность.

Закон - необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи, отношения между явлениями, объектами, свойствами предметов и процессов, образующих систему. Закон выражает причинно-следственные связи и указывает на порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.На основании закона возможно предвидение течения процесса. Типы законов:

1) функциональная связь между свойствами объекта (закон взаимосвязи массы и энергии).

2) взаимосвязь между материальными объектами в больших по размерам системах (закон электромагнитных и гравитационных взаимодействий).

3) взаимосвязь между системами, либо между различными состояниями или стадиями в развитии систем (закон возрастания энтропии - мера внутренней неупорядоченности системы; закон перехода количественных изменений в качественные).

Различают законы строения, функционирования и развития системы. Есть динамические и статистические законы. Динамический закон - форма причинной связи где начальное состояние системы однозначно определяет последующее состо-яние (однозначная детерминация). Вероятностно-статистический закон: в сложной системе предшествующие состояния определяют последующие неоднозначно.

Система - целостная совокупность элементов, в которой все элементы связаны друг с другом и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как единое целое. По характеру связи частей 3 типа целостности:

1) неорганизованная (суммативная) целостность - простое скопление предметов, конгломерат, т.е. механическое соединение разнородного (горная порода). Cвязь частей носит механический характер. Свойства целого совпадают с суммой свойств частей. Когда предметы входят в состав целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.

2) организованная целостность (атом, Галактика) - разный уровень упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. Составляющие элементы в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей (реки потерялись в море; ноль сам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна; вода гасит огонь, а ее части обладают иными свойствами: водород горит, кислород поддерживает горение).

3) органическая целостность (организм, общество) - саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого теряют ряд свойств, и не могут существовать в данной качественной определенности: каждый человек делает дело, необходимое для целого.

Исследуя целое, мы путем анализа выделяем в нем части и выясняем характер их связи. Система может быть понятна как целое в результате уяснения природы ее частей. Эти категории имеют методологическое значение в науке, искусстве. В правильном соотношении части и целого тайна художественности произведения. В музыке каждая нота определена общей темой. В архитектуре отношение целого и его частей – «золотое сечение».

2. Принцип всеобщей связи- целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние (внутренние связи организма человека как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы).

3. Принцип системности- многочисленные связи в мире существуют упорядоченно, образуя систему, в которой располагаются в иерархическом порядке, благодаря чему мир имеет целесообразность.

4. Принцип историзма- отражает развитие различных систем в плане их направленности во времени; открываются перспективы в их будущем. Он требует понимать как возникло явление, какие этапы проходило в своем развитии и с этой точки зрения смотреть чем оно стало теперь и чем может стать в будущем. Два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Три основных исторических формы диалектики (по-Энгельсу):

1. Наивная диалектика древних (Античности) – основывалась на непосредственном созерцании, наблюдении явлений, делались обобщения, не было законов;

2. Идеалистическая диалектика (развитая форма немецкая классическая философия – Кант, Гегель) расцвет классической механики – наука ориентируется на законы. В основе идеалистической диалектики 3 закона Гегеля: Единство и борьба противоположностей; Переход количественных изменений в качественные; Отрицание отрицания. И весь мир развивается в соответствии с ними.

3. Материалистическая диалектика (диалектический материализм) современная научная форма диалектики: Маркс, Энгельс, Ленин – обобщение данных. С учетом указанных точек зрения и трех аспектов движения для системного изложения теории диалектики используют 3 основополагающих принципа: материализм; детерминизм; историзм. Теория материалистической диалектики формируется как открытая логическая система, состоящая из исходных принципов, законов, категорий диалектики. Принципы диалектики имеют системообразующее значение, пронизывают ее содержание, положения, определяют направленность и суть. Материализм - требует безусловной объективности в познании явлений; оберегает от субъективного произвола; требует понимать мир таким, каков он есть; предлагает исходить из фактов, предостерегает от произвольно сконструированных систем.

Предпосылками материалистической диалектики были 3 великих открытия:

1. Открытие закона сохранения и превращения энергии;

2. Открытие клетки как структурной единицы живого;

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

История развития диалектики:

1. Мифологическая диалектика ориентирована на преодоление и разрешение фундаментальных проблем человеческого бытия, гармонизацию отношений: человека, природы и общества. В логике мифа все превращается во все, что свидетельствует о предчувствии всеобщей универсальной связи явлений. В мифологии зарождается идея творения, иерархия бытия, его организованность, системность (подземный, земной, небесный мир). Диалектическая идея прослежена в мифологическом осмыслении явлений (рождение и смерть - борьба противоположностей).

2) Античная диалектика - размежевание диалектики и метафизики, объективной и субъективной диалектики (развитие диалектики исторически переплелось с развитием метафизики). Стихийно-диалектическая натурфилософия опиралась на идею об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идею бесконечного мирового развития. В античной диалектике развитие представлено циклически (мировой круговорот). Мир-Космос представлялся в процессе становления, внутри него непрерывное движение. Источник движения – борьба противоположностей. Основатель античной диалектики Гераклит («всё течет, всё изменяется»). В элладской школе возникает отрицательная форма диалектики (так утверждался метафизический взгляд на мир - Зенон). Положительную форму субъективной диалектики разработал Сократ и ввел термин диалектика. Это диалектика диалога, понимаемая как искусство спора, посредством которого постигается истина. Платон разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, идей и изложил ее в Диалогах. Аристотель в учение о материи и форме представляет весь мировой процесс непрерывным оформлением материи. Однако его первоисточник - Бог. В эллинистической диалектике неоплатоники внесли наибольший вклад в ее развитие – их учение об эманации (изменении) всех вещей бытия из Единого.

3) Средневековая диалектика разрабатывалась в религиозной форме. Источником всех изменений и развития мира является Бог. Возникает идея линейного развития мира. Детально разрабатывается идея иерархичности бытия. Средневековая схоластика поднимает диалектическую проблему связи общего и единичного. Существует ли общее реально, или реально существует только единичное, а общее – лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направление реализма. Считавшие общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Наряду с объективной возникает субъективная диалектика (Пьер Абеляр - труд «Да и нет» - господствует метафизический взгляд на мир в целом).

4) Возрождение диалектика бытия и мышления разрабатывается в неоплатонизме, натурфилософии (Д.Бруно, Н.Кузанский - учение о совпадении противоположностей - отказ от дискурсивно-рационального пути познания в пользу интеллектуального созерцания, видевшего единство во многом; совпадение противоположностей в бесконечном божественном бытии – абсолютный минимум – человек и абсолютный максимум - Бог).

5) Новое время проблемы диалектики перемещаются в сферу познания. Метафизическое понимание бытия связано с возникновением эксперимента (математика, естествознание). Сбор фактов, развитие аналитических методов. Господство анализа обусловило доминирование метафизики. Но для объяснения общих проблем бытия создавались метафизические системы, и в них содержались отдельные диалектические идеи (Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую» - саморефлексия, само-движение; Спиноза: источник самодвижения – материя; Лейбниц – учение о монадах). Наиболее ярко метафизические идеи выражены в материалистической философии, с опорой на естествознание, классическую механику создана механистическая картина мира: все явления и процессы объясняли на основе законов механики.

6) Наибольший вклад в развитие диалектики в Новое время внесли представители немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Их диалектика идеалистическая. Гипотеза Канта-Лапласа (идея возникновения Вселенной из газовой туманности). Основной вклад в разработку теории диалектики внес Гегель (открыл основные законы диалектики, разработал систему категорий диалектики, диалектический метод и попытался его применить к объяснению всего мирового процесса развития). Он вынужден замкнуть свою диалектическую систему, и она оказалась метафизической, а диалектический метод вступил в противоречие с созданной им системой, это потребовало переосмыслить основы диалектики.

Диалектика как учение о всеобщем развитии занимается поиском всеобщих оснований и законов бытия, но интерес различных философов сосредоточивается на анализе определенных сфер бытия. Основоположник диалектики культуры Г. Гегель рассматривал смысловое поле общечеловеческой культуры как процесс самопознания Абсолютного духа через различные формы духовной культуры – через искусство, религию, науку, философию дух осознает сам себя. Порождение нового, по Гегелю, происходит в лоне идеи, а не природы.

7) Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс, Ленин) попытались открыть диалектику в реальных процессах природы и общества. Основоположник диалектики природы Ф. Энгельсописал природную эволюцию как диалектический процесс: при переходе от микромира к макромиру и мегамиру скачкообразно изменяются основные физические закономерности и связи, которым эти миры подчиняются. С точки зрения диалектики, любой материальный объект является системой как конкретным единством и внутри себя расчлененной целостностью. Различные виды систем - это последовательные уровни развития материи. Основоположник диалектики общества К. Маркс, противопоставивший стихийным природным процессам осознанную деятельность людей. Основными проблемами социального познания, по К. Марксу, является диалектика субъективного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений, взаимосвязь базиса (экономических форм жизни) и надстройки (идеологической сферы). Развитие материалистической формы диалектики в последующем осуществил В.И.Ленин («Философские тетради»). Одна из исходных проблем в теории диалектики по Ленину – проблема определения единства объективной диалектической логики и теории познания. В решении этой проблемы - решение основного вопроса философии. После Ленина теорию материалистической диалектики разрабатывали отечественные философы. При решении проблемы соотношения ее частей выделились различные подходы (Кедров, Копнин, Ильенков, Нарский). Ильенков доказывал полное совпадение содержания диалектики, логики и теории познания. Нарский считал, что между ними необходимо проводить различия. В результате дискуссий появились многотомные коллективные труды по теории диалектики. При ее изложении предлагалось использовать разные принципы: всеобщей связи; развития; системности; единства исторического и логического и др.

Парные категории диалектики характеризуют всеобщую универсальную связь и закономерности бытия: дополнительность; взаимобусловленность друг другом, взаимодействие; взаимопереход друг в друга (обнаружение внутри каждой из них противоположности - их опосредование друг другом). Содержание и смысл категорий диалектики изменяется исторически. Мир бинален (истина - заблуждение, добро - зло – суть взаимопроникновения друг в друга).

3 группы категорий диалектики, соответственно аспектам движения:

1. Категории организации (единичное - общее, сходство - различие, конечное - бесконечное, форма - содержание, многое - единое) – упорядоченность мироздания.

2. Категории функционирования (явление – сущность, причина – следствие, случайность – необходимость, устойчивость – изменчивость) – динамика.

3. Категории развития (возникновение - исчезновение, возможность - действительность, старое – новое, прогресс – регресс, обратимость – необратимость и др).

Так, материалистическая диалектика - научная форма диалектики, она опирается на достижения науки. В отечественной философии диалектика разрабатывается на материалистической основе. Зарубежная философия обращается к диалектике сознания. Концепции диалектики сознания:

- негативная диалектика французской школы (Адорно, Маркузе) - разрушает постулаты общепринятой диалектики, отбрасывает положения, ставшие догмой, более критически смотрит на себя и мир. Идеи негативной диалектики:

а) диалектика может быть только «негативной» - критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

б) диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, всё подвергать сомнению, всё критиковать, всё отрицать;

в) новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (т.е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

г) негативная (критическая) диалектика не имеет объективного значения, а имеет отношение только к сознанию, т.к. всё отвергает и критикует только сознание;

д) отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать, критикуя все явления действительности.

- диалектика комплементарности (дополнительности), (Бубер); - диалектика в теории герменевтики (понимания); - экзистенциальная  и теологическая диалектика.

В системе взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить общие и существенные стороны многогранной реальности в ее развитии. Но диалектика не единственная теория о развитии сущего. Существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые являются и философскими методами. Эти теории противоположны диалектике. Ряд зарубежных современных философов скептически относятся ко всем вариантам диалектики, отдав предпочтение метафизике (К.Поппер).

Альтернатива диалектики - метафизика - развитая, всеохватывающая теория, смотрящая на многие вопросы с позиций, противоположных диалектике.

Отличия метафизики от диалектики:

Признак отличия Его характеристики
Вопрос связи старого и нового Если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое.
Вопрос о причине движения Согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок.
Вопрос о взаимосвязи количества и качества Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством: количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется благодаря качеству (само по себе улучшается, ухудшается).
Направленность движе­ния, развития Если диалектика считает, что развитие происходит по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития.
В системе мышления Если диалектический способ мышления сводится к шагам «тезис - антитезис - синтез», то метафизический опирается на формулы: «или - или», «если не то, значит - это», т.е. метафизическое мышление негибкое и однобокое.
Отношение к действительности Диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно, по принципу «черное - белое».
Отношение к познанию В диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства).
Отношение к истине Согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер.
Отношение к миру Диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!