Итак, Античная философия не расчленяла бытие и мышление в гносеологическом, онтологическом и этическом аспектах.



Лекция 6. Тема 3. Онтология. Категория бытия

План:

1. Онтология. Развитие философских представлений о бытии. Формы бытия.

2. Диалектика и метафизика.

Онтология. Развитие философских представлений о бытии

Онтология (греч. оntos - сущее, logos - слово) - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания; учение о сущем, бытии (реальности).

Ранее всего термин онтология встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса, в одном из первых философских словарей, где он применялся для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, который нужно было отделить от другого гносеологического аспекта ее. Смысл терминов «метафизика» и «онтология», таким образом, весьма близок, и вплоть до сер XIX в. их нередко употребляли как синонимы. Во 2-й пол. XIX в. возобладало узкокритическое понимание метафизики, и постепенно этот термин выходит из употребления. Онтология же утверждается в основном значении - обозначения раздела философского знания, посвященного вопросам бытия.

Но этот раздел философии возник гораздо раньше, чем утвердился и возник термин его называющий. Онтологическая проблематика впервые вычленяется в философии элеатов (рубеж VI-Vв. до н.э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля. Аристотель, разграничивал предмет философии и предмет специальных наук. Особенность философии (Аристотель ее называл «первой философией») в том, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такого, и в чем его суть, и какие у него свойства, поскольку оно - сущее». Так, Аристотель ставит перед философией онтологические задачи.

Итак, онтология - учение о бытии, о сущем. Это раздел философии, рассматривающий бытие, существование вообще - отвлекаясь от свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей.

Бытие - исходная и центральная категория философии, предмет изучения центрального раздела философии - онтологии. Развитие философии началось с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия изначально пыталась понять сущность бытия, а уж затем философия расширила предмет, включив гносеологию, проблему человека, логику и другие философские вопросы. Бытие – предельно общее понятие о существовании и сущемнеизменном, едином, гарантирующем устойчивое существование. Бытие и реальность– синонимы

Во всех философских системах рассуждения начинались с анализа того, что окружает человека, находится в центре его созерцания и мысли, лежит в основании мироздания, что есть космос, из чего состоят вещи - т.е. что составляет феномен Бытия. И лишь значительно позже человек задумался над своим духовным миром.

Люди, вещи, процессы и явления возникают и исчезают, но мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой всех рассуждений о мире. Бытие вскрывает идентичность во всем многообразии сущего.

Вопросы онтологии: Что такое бытие? Что такое небытие и что значит - не существовать? Все ли сущее существует одинаково? Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло? Возможно ли вечное существование? Всегда ли сущее существовало одинаково, или оно подвержено изменению? Чем вызвано изменение? У каждого философа своя система вопросов-ответов. Так возникли онтологические построения Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля.

Вопросы онтологии абсурдны с точки зрения здравого смысла. Постановка таких вопросов несвойственна обыденному сознанию, которое рассматривает лишь индивидуальное бытие человека, оценивая лишь степень удовлетворенности-неуд-овлетворенности бытием. Формулируя онтологические вопросы и размышляя над ними, человек выходит за пределы обыденного сознания, поднимается над ним. Ему требуются иные мыслительные средства, которыми обыденное сознание не располагает

Понятия онтологии - формы мышления - категории- предельно широкие понятия, они раскрываются друг через друга и используются попарно (бытие /небытие, качество/количество, сущность/явление, целое/часть, движение и покой). Трактовка, содержание, выбор категорий разные, отсюда разнообразие онтологических схем.

Проблемы онтологии. Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы ставят проблемы: проблема небытия (Как помыслить небытие? Если это невозможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто?); проблема сознания (Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку или и другим живым существам и даже неодушевленным предметам? Существует ли высшее сознание - Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них? Где существует сознание? Существует ли особая духовная реальность, и если существует, то как она соотносится с реальностью материальной, телесной, с материальным бытием?); Проблема единства мира (Должны ли мы считать разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности? Или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущность? Первая позиция названа «монизм», вторая - «плюрализм», «промежуточная» - дуализм (существует духовное бытие и существует материальное бытие, у каждого своя сущность); Проблема Бога (Бог присутствует в природе или он трансцендентен? Природа адекватна Богу или он с ней несоизмерим? Бог- это особое бытие? Бог творит бытие, будучи «над» ним? Творение Богом мира - разовый акт или непрерывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? Творение - это создание всего множества вещей или творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве? Наличие онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло: Если в мире существует зло, а мир сотворен Богом, то провидел ли он это зло, и если да, то можно ли его считать благим, добрым? Ответ - «теодицеи» (богооправдания) Августина и Лейбница); Проблема движения (Абсолютно ли движение, вечно ли? Где источник движения? Каков характер движения: скачкообразный, прерывистый или плавный, эволюционный?).

Формы бытия:

1) Всеохватывающая реальность (действительность) в совокупности т.е. всё, что существует:материальные вещи, все процессы (физические, химические, духовные), их свойства, связи, отношения; плоды фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – всё это бытие:

а) объективная (материальная) реальность - существование предметов, явлений, независимо от сознания человека; материальный мир (действительность, мироздание), его части, атрибуты (вселенная, природа, общество); его свойства: процессуальность (изменчивость), направленность в развитии (порядок - хаос, прогресс - регресс), время (физическое, биологическое, социальное), пространство (в том числе социальное), прерывность - непрерывность, конечность – бесконечность и т.д.

б) субъективная (идеальная) реальность - сознание и все процессы и события, которые в нем происходят; всё идеальное, духовное, что является продуктом сознания, мышления, чувств (знания, взгляды, ценности, чувства, идеалы, идеи).

2) Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

3) Философская категория, отражающая убеждение человека о существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием.

Классификация форм бытия:

Материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира. Идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (неиндивидуального) бытия. Человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире. Социальное бытие - бытие человека в обществе и бытие (жизнь, развитие) самого общества. Ноуменальное бытие («ноумен» - вещь сама по себе) - бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны. Феноменальное бытие (от «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект.

Существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, находятся в единстве, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующее звено между объективной и субъективной реальностью - человек как существо, принадлежащее двум мирам: объективному (в силу телесности) и субъективному (как обладатель сознания). Человек и его мир - точка пересечения субъективной и объективной реальности. Человек - центр бытия, а его судьба - ядро философской проблемы бытия в целом.

Антитеза бытия – ничто рассматривается в смысле несуществующего. Бытие не статично. Все формы существования материи (кристаллы, звезды, растения, животные, люди) выплывают из небытия (их когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей приходит к концу и «уплывает» в небытие. Диалектика бытия и небытия: переход в небытие - разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму. Возникающая форма бытия - результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить самосозидание всего из ничего. Небытие относительно, в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит относительному небытию как тому, что было и чего нет, или еще не стало, а может, никогда не станет. Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено всё сущее, что проявляется в механических процессах в виде инерции и новообразованиях. История проблемы:

Бытие и небытие. Представления о бытии и небытии появляются в дофилософских формах мировоззрения - мифологии и религии. Греческая, ветхозаветная, египетская мифология рассказывают о творении мира из ничего или о возникновении его из хаоса (пустоты, «зияния»). В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский. Он отверг небытие, поскольку его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах, а бытие отождествил с мышлением, т.е. мысль об объекте и само мыслимое совпадают. Последователи Парменида развили его идеи и доказывали, что бытие едино и неизменно, неподвижно. Однако другие представители древнегреческой мысли впоследствии не поддержали элеатов в их категорическом отрицании небытия, хотя и продолжали развивать предложенные ими аспекты определения бытия (прежде всего тождество бытия и мышления).

Уже Платон понял, что, отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать, относить – т.е. познавать, поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». Небытие не абсолютно, оно причастно бытию, оно противостоит бытию как иное - тождественному. Например, истинно-сущему бытию - миру вечных и неизменных идей - противопоставлена «хора» - неопределенная бесформенная и непознаваемая изменчивость. Сочетание этих двух противоположных начал рождает множественный мир изменчивых вещей - чувственно-постигаемое бытие. Возникший спустя пять веков после Платона неоплатонизм для объяснения и определения бытия прибег к идее сверхбытия - Единого. Бытие происходит от Единого, как свет от лампы. Единое неопределимо и непознаваемо (немыслимо), оно и сверхбытие, и не-бытие. Но оно не ничто, оно - благо.

Исследование бытия как такового считал своей задачей и Аристотель. Следуя за Парменидом, он не различал бытие и понятийно оформленного мышления о бытии, поэтому думал, что все понятия выражают бытие в разных смыслах. Более всего, однако, выражает бытие понятие «сущность», которая есть «суть бытия». Так, Аристотель не искал определения бытия как отдельного понятия. Что касается небытия, то здесь он развивает мысли элеатов и своего учителя Платона. Абсолютного небытия нет, но оно существует относительно самого бытия: это бытие в возможности, без которого нет возникновения и рождения. Такое потенциальное бытие-небытие заключено в материальной причине каждой вещи, а первая материя - это потенциальное бытие всех вещей вообще, или их актуальное небытие. Первоматерии как чистой возможности Аристотель противопоставляет Бога - форму всех форм, чистую действительность, осуществленность - наивысшее бытие. От учения Аристотеля пойдет средневековое схоластическое понимание Бога как актуальнейшего существенного всеобщего бытия и источника всякого единичного бытия.

Традицию соотносительного определения бытия и небытия с тех же самых, что и у Аристотеля, позиций панлогизма продолжил в нач. XIX в. Г. Гегель. Поставив вопрос: «С чего следует начинать науку?», он анализирует понятие начала и показывает, что любое начало есть единство бытия и ничто (ничто, из которого должно произойти нечто). Затем он подвергает анализу понятие «бытие»:«Бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать... В нем также нет ничего такого, что можно было бы мыслить... Бытие, неопределенное непосредственное, есть на самом деле ничто и не более и не менее, как ничто»1. Истина состоит не только в том, что чистое бытие = чистому небытию «Но точно также истина состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны... Их истина есть, следовательно... становление; такое движение, в котором они оба различны»1. В итоге становления получится «наличное» (т.е. определенное) бытие. Применение чистых абстракций бытия и небытия дает нам и определенное бытие, и определенное небытие, например, «есть 100 талеров, нет 100 талеров».

Большой заслугой Гегеля было диалектическое осмысление категорий бытия и небытия как тождественных и различных, как взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимопереходящих друг в друга. Однако после его смерти интерес к вопросам, подобным вышерассмотренному, чрезвычайно понизился. Исключение составили лишь меньшинство философов, среди которых можно выделить Ф. Энгельса Возникший уже в XX в. на основе, прежде всего, его трудов диалектический материализм вновь обращается к проблеме бытия как к центральной философской проблеме. Он отбрасывает понятие «бытия вообще» (чистого бытия - так же, как и чистого небытия) и отождествляет бытие с материальностью. Оно абсолютно и вечно, так как материя несотворима и неуничтожима. Поэтому невозможно абсолютное небытие, оно может быть лишь относительным, когда одни материальные состояния и формы переходят в другие. Но есть и вторичный род бытия - идеальное, которое содержательно отражает материальное бытие и в силу этого зависит от него, оно относительно и временно (и в смысле родовом, и в смысле индивида).

В XX в. определению бытия и небытия внимание уделяли экзистенциалисты, решая эту задачу применительно к человеку, т.е. сужая ее. Экзистенциалисты различают бытие человека и бытие вещей. Если последние просто безразлично присутствуют, то человек задается вопросом о смысле своего существования, он есть возможное бытие, предполагающее проектирование, выбор способа своей актуализации. Такое бытие называется экзистенцией. Экзистенция есть осмысленное и подлинное бытие, а вещи - это даже и не бытие, а просто сущее. Характеристиками экзистенции является совпадение в ней сущности и существования, а также временность и конечность. Экзистенция определяется еще и тем, что это бытие, текущее к своему окончанию, «бытие-к-смерти». Смерть есть ничто, небытие. Но само ничто шире, чем смерть: оно также основание (источник) и граница бытия.

Специфика бытия человека – только человек способен осмыслить свое бытие, этим определяется его ответственность перед личностным, общественным бытием и природой. Человечество всегда пред выбором: либо признать, что бытие, т.е. истинно сущее не возникало, а потому вечно и неуничтожимо, и учитывать это обстоятельство в жизни, либо объявить свое существование самодостаточным, автономным, не нуждающемся в бытии как в основе и гаранте существования мира. В зависимости от того, какой вариант брался за основу, философия в историческом развитии представала либо как философия бытия, либо как философия свободы.

Философия бытия обосновывала зависимость человека от единого, вечного Абсолюта (Бога, Разума) давала основания надеяться, что это нечто, находящееся за миром чувственных вещей, может гарантировать порядок в мире, делать его предсказуемым, давать надежду на защиту от непредвиденных обстоятельств.

Философия свободы убеждала - человек свободен от бытия как сущего, единого для всего и не нуждается в нём, что порождало нигилистическое мировоззрение, скептицизм. Если нет бытийной опоры, надежды, то ничто не имеет значения.

Онтологическая потребность проявляется остро в те периоды, когда по выражению М. Хайдеггера в результате «онтологического нигилизма», т.е. выбранного способа жить по своему усмотрению и произволу в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать свою однобокость, ущербность, жестокость, непредсказуемость. Именно тогда вспоминают о высших смыслах и непреходящих вечных ценностях. Что характерно и для 20 в, когда человечество и человек превратились в систему различных функций: социальных, психологических, политических, экономических и т.д., оказался потерянным высший смысл существования на земле. По выражению М. Хайдеггера, человек построил «самозаконодательную и саморазрушительную» цивилизацию.

Развитие философских представлений о бытии:

Будучи неотъемлемым компонентом философского знания, онтология претерпевала изменения в процессе исторической эволюции философии. Эти изменения носили как качественный, так и количественный характер. Качественная эволюция онтологии была связана с ее содержательным наполнением, т.е. с самим характером онтологических проблем, и это влекло перемены и в понятийном инструментарии, и в трактовке самих понятий и категорий, используемых для осмысления поднятых онтологических вопросов. Количественная же сторона ее эволюции выражалась в колебаниях удельного веса онтологической проблематики в общей массе философской проблематики эпохи. Менялся способ постановки, формулировка отологических вопросов, сами они были подвержены дезактуализации и реактуализации.

В истории философии онтологическая проблематика и чистом виде ранее всего вычленяется в Элейской школе, впервые в истории философии поставившей вопрос о небытии, о движении и сформулировавшей идею тождества бытия и мышления. Впервые элеаты противопоставили бытие небытию и доказали невозможность небытия, поскольку оно не может быть помыслено – отсюда их тезис о тождестве бытия и мышления. Они противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира. Ксенофан, определив Бога апофатически, сбрасывая с него любую определенность, передал Пармениду эстафету Бога-Ничто, и на фоне ничто Парменид осознает всё – полноту бытия как такового, т.к. сброшена любая предметная форма, которая отвлекала человека от самого себя. Парменид связал бытие с Космическим Разумом -  Логосом, не позволяющим миру прийти в хаотичное состояние. Среди мыслей как субъективных порождений человека, он обнаружил мысль, выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Элеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, чем бытие определенное, за верховное единство над многоразличием. Элеаты, а затем Платон различали «бытие по мнению» - видимую, внешнюю реальность и «истинное бытие», доступное лишь философскому разуму. По Платону есть два мира: один – тот, в котором мы живем мир вещей – изменяющийся, он обозначен понятием «бытование». Он воспринимается с помощью чувств и не дает истины. Другой мир – вечный неуничтожимый, несотворимый – мир идей, мир сущностей, он познается не через ощущения, а через понятия, связанные в систему правилами логики. Душа содержит знания об идеях, т.к. она до вселения в тело жила в мире идей, потому процесс познания мира идет через «припоминание», а не через чувства. И оценивать мир мы должны с позиций истинного мира идей. Это метафизическая система философии. Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» нечто умопостигаемое, в отличие от чувственных вещей, близких к иллюзорности.

Понятия, обозначающие онтологические идеи Платона: Первоматерия – небытие, нереальность, пассивное, бесформенное, непостижимое, приобретающее форму конкретных вещей в результате воздействия на нее активных идей. Эйдос - истинное бытие, прообраз вещей, их идеальная, вечная, неизменная сущность, активная мыслеформа, придающая материи качественную определенность и пространственно-временные границы. Вещь - конкретное бытие-становление, стремящееся к воплощению идеи, но не способное воплотить ее полностью.

По Аристотелю, бытие – живая субстанция, для нее характерно следующее:

1. Каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем внимание (принцип материальности или фактической данности вещи);

2. Каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (аристотелевская концепция активной формы);

3. Каждая вещь указывает на свое происхождение (принцип причинности);

4. Каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).

Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хотя бы один из перечисленных компонентов бытия.

Согласно телеологии Аристотеля, энергия – это активное действие; реализация актуальной возможности в актуальную действительность; деятельность (ее завершение и результат – энтелехия реализованное действие, исчерпанная возможность); способ жизни и проявления; активизированный ноумен, создающий возможность объективного проявления в его аспектах. Структура онтологической реальности: возможность – энергия – энтелехия. Перводвигатель: а) космическая причинно-целевая энергия переводит потенцию в форму; б) генератор и трансформатор энергий, дающих разнообразные формы; в) целевая причина энергийных процессов, дающая завершённый цикл динамического космоса. Бог у Аристотеля Актус ПулусЧистый Акт, – что соотносимо с энергийностью, мощью, силой, созиданием. В трех формах бытия Аристотеля (вещь, деятельность и мысль, как свернутое действие с вещью), свернутость в мысли может означать и концентрацию энергии. Аристотель в четырех причинах вещи (материальная, формальная, движущая, целевая) слишком акцентировал предметную сторону. Три причины (кроме движущей) у Аристотеля не энергийны, а предметны, предметность закрыла энергийность. Хотя в идее «формы всех форм» Аристотель выходит на идею «Бога, как ничто». Эта форма называется «формой всех форм», потому что она абсолютно пластична и энергийна. Она есть «ничто», поэтому может стать «всем».

Так, причина бытия – материя – его возможность, а форма – перспектива актуализации. Бытие возможно как чистая актуальность (Бог), чистая возможность (первоматерия) и как соединение материи и формы. Вывод Аристотеля: мир един, вещи и проблемы реального мира надо познавать из его самого, т.е. изучать саму действительность, а не запредельный мир идей, т.е. не абстракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Этот тип восприятия и изучения мира лежит в основе научных исследований до сих пор (но является ли он единственно верным –вопрос).

Итак, Античная философия не расчленяла бытие и мышление в гносеологическом, онтологическом и этическом аспектах.

Удельный вес онтологической проблематики остается высоким на протяжении всей Античности и Средневековья, хотя и сильно меняется в качественном отношении. Эти различия были связаны с теоцентризмом средневековой философии, ее сосредоточенностью на вопросе о бытии Бога и его отношений с миром и человеком. Христианская эра соединила философию с богопознанием. Мыслительная деятельность первых веков христианства до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Завета Бога в категориях греческой философии.

В Средние века оформилось онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе абсолютного бытия из понятия бытия: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме, иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке. Это доказательство многократно утверждалось и вновь оспаривалось вплоть до наших дней. Согласно средневековым религиозным представлениям Бог сотворил мир и определяет течение в нём всех процессов, задавая определенные нормы поведения человеку. По Фоме Аквинскому, бытие есть, оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, а просто приобретает другие формы выражения.

Проблема универсалий в средневековой схоластике - определение онтологического статуса общих понятий по отношению к единичным чувственно воспринимаемым вещам - решалась направлениями: реализмом, номинализмом, концептуализмом. Эту проблему решали Платон и Аристотель, поставив вопрос: существуют ли роды и виды самостоятельно как идеальные сущности, или только в мышлении? В средние века эта проблема затрагивала вопрос о соотношении Божественной сущности и сотворенных вещей. Реализм - существование универсалий «до вещей» как божественных сущностей (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Номинализм доказывал, что общие понятия есть лишь имена, возникающие «после вещей» в человеческом уме (Иоанн Росцелин, Уильям Оккам). Концептуализм занимал промежуточное положение между реализмом и номинализмом и полагал, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, что не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате абстрагирующей концептуализации в человеческом уме (Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот).

Высокий удельный вес онтологической проблематики продолжал сохраняться (за вычетом философии раннего Возрождения) до эпохи Нового времени включительно. Сохраняли актуальность центральные онтологические вопросы, выдвинутые в средневековой философии, но одновременно произошла ее существенная содержательная модификация, что вызвано мировоззренческой переориентацией, в ходе которой теоцентризм заменен природоцентризмом, механицизмом, рационализмом.

Возрождение и Новое время - разделение философии и естественных наук. Мировоззренческие сдвиги в понимании бытия. Люди, отказавшись признавать зависимость от Абсолюта, Бога, присвоили себе право Творца - изменять мир по своему усмотрению. Человек перестал искать вечные смыслы жизни, отдав предпочтение удовлетворению сиюминутных потребностей тела, а не духа. М. Хайдеггер писал: «Бытие сущего стало субъективностью». Характерна «объективация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как телесное, вещественное, объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, механизм, действующий сам по себе: Вселенная - машина. Философские принципы выводились из механики. Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция(неуничтожимый и неизменный субстрат бытия) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

Декарт рассматривал бытие через призму рефлективного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую» - бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Дуализм Декарта делит бытие на две субстанции: мыслящая субстанция (дух) и протяженная субстанция (материя), т.е. вещь и мысль, но в дуализме проблема их пересечения – они параллельны. Спиноза проблему Декарта решил, вставив между вещью и мыслью действие. Спиноза вместо этого деления говорит о мыслящем теле, т.е. не два атрибута двух субстанций, а два атрибута одной субстанции. Тело обладает атрибутом протяженности и атрибутом мышления. И мышление предстает как мыслящее тело. Лейбниц выводит понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: «быть – значит быть в восприятии». У Канта «бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении, так, бытие есть общезначимый способ связи понятий и суждений». У Фихте подлинное бытие есть деятельность «Я», а материальное бытие - продукт этой деятельности.

Идеалист Гегель с точки зрения панлогизма о тождестве бытия и мышления, категорию бытия раскрыл через категорию небытия. Чистое мышление начинает развертываться с категории небытия, переходящего в противоположность – бытие, этот процесс объемлется категорией становление, в результате чего возникает категория наличного бытия – переход к другим категориальным триадам (качество – количество – мера). Гегель начинает построение философской системы с чистого бытия, которое пусто и неотличимо от ничто. Бытие и небытие потенциально едины. Единство противоположностей создает напряженность, переход ничто в нечто. В диалектике Гегеля тождество бытия и мышления проходит все стадии триады. Вначале неопределенное и абстрактное бытие, лишенное определений, неразличимо с мышлением, но проходя шаги конкретизации, бытие и мышление различаются, совпадая не полностью, чтобы слиться при завершении системы. Гегель обращается к онтологическому доказательству бытия Бога, утверждая, что «конкретная всеобщность» - Бог не может не содержать столь скудное определение как бытие. Гегель достиг понимания бытия как процесса (истории, вечного движения, жизни). Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил преодолеть трудности, вызванные статичной трактовкой бытия, как одной абстрактной всеобщности, неподвижной субстанции, безразличной объективности.

Система Гегеля (соч. «Феноменология духа») строится диалектически в виде триад, представляющих ступени развития мирового духа (Абсолютной идеи): логика, природа, дух. Движущая сила развития – противоречие; форма развития – отрицание отрицания. В соответствие с объективным идеализмом и панлогизмом учения Гегеля основой бытия и первым этапом развития духа является мышление. Отрицанием и противоположностью (нисхождением) которого является материальный мир, диалектическим «снятием» (восхождением) которого является дух, «возвратившийся к самому себе. Каждая ступень развития представляет триаду: 1) мышление – категории бытия, сущности, понятия; 2) природа – механическая, физическая и органическая; 3) дух – субъективный, объективный, абсолютный.

1. Чистое мышление, или логика – сфера, где идея существует «в себе» - в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходящих друг в друга категорий, которые выражают связи предельной общности.

2. Природа – сфера, где идея пребывает «вне себя», «в ином», разворачиваясь в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий.

3. Субъективный дух - сфера индивидуального сознания, идея существует «в себе и для себя» постигая свое содержание в человеческом сознании и деятельности.

4. Объективный дух – сфера общественной жизни, где идея наполняется содержанием в исторической смене форм социального бытия.

5. Абсолютный дух – сфера духовной культуры (искусство, мораль, религия, философия, право), где идея постигает свою сущность в различных формах знания.

Итак, для всей философии от Нового времени до классической, включая Гегеля, характерен разрыв с человеческой стороной бытия. Это выявил создатель антропологической философии Л.Фейербах, критикуя концепцию абстрактного чистого бытия Гегеля: «Человек под бытием разумеет наличность, для-себя-бытие, реальность, существование, действительность, объективность».

Так, в XX в. потерпела крах концепция объективного и безразличного к человеку бытия. В философских концепциях XX в. акцент на бытии как на человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея подлинное бытие – это целостная жизнь. М. Хайдеггер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами. Тот, кто ставит вопрос о бытии, сам есть наличное бытие, которое имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Экзистенциализм считает, что только человек есть подлинное, предельное бытие. Бытие – наша жизнь. Вопрос о бытии – вопрос о его смысле, а смысл задаёт сам человек. В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие, где главное - сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью - возможностью не быть: сознание уникальности, бесценности своей личности.

Иначе расценивается соотношение бытия и небытия: «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие» (Ф.М.Достоевский). В «пограничной ситуации» - на грани небытия, смерти - возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором человека на грани жизни и смерти. Иное соотношение человека и Бога. В пограничной ситуации человек оказывается одиноким во Вселенной и жаждет Бога. Бог выступает не как устроитель объективной Вселенной, а как единственное помимо данного человека живое существо во Вселенной, сжавшейся до размера тюремной камеры или больничной койки.

Бытие как абсурд – экзистенциалистская концепция бытия в наиболее мрачном истолковании у французского мыслителя А.Камю. Он считает, что мир абсурден и единственная очевидность, которая дается в опыте абсурда, это бунт, порождаемый осознанием осмысленной бессмысленности, непонятного и несправедливого удела человеческого бытия. Цель бунта - преображение, связанное с самоубийством. По-Камю есть лишь одна философская проблема - самоубийство.

Марксизм отождествляет бытие с природой, где бытие может быть определено научно-рационалистическим знанием и практической деятельностью человека.

Русская религиозная философия (Н.Бердяев. С.Франк, П.Флоренский) человек укоренен в бытии, что делает возможным его сознание. «Я», сознание, познание есть проявление бытия в нас. К бытию нельзя прийти путем рассудочно-разумного познания, логических умозаключений. Доказать существование бытия нельзя. Можно только из него исходить, приняв его изначально до всякого познания. Сознание человека – только посредник между миром и абсолютным бытием.

Так, в кон. XVIII и особенно в XIX в происходит «разонтологизация» философии в связи со стремлением многих философов и целых философских школ (позитивизм, прагматизм, неокантианство) преодолеть «старую метафизику» и создать новую философию, ориентированную на науку и построенную по ее модели. В количественном отношении онтологическая проблематика заметно уменьшается, суживается вплоть до видимого ее исчезновения. Однако она продолжает неявно присутствовать даже в тех философских учениях, которые демонстративно провозгласили отказ от нее. Речь о своеобразной субъективно-идеалистической онтологии.

В философии XX в. происходит (при сохранении «антиметафизических» тенденций) реабилитация онтологии (неореализм, «критическая онтология», диалектический материализм, философия Хайдеггера), что сопровождалось значительной качественной трансформацией онтологической проблематики. Характерная особенность онтологии XX в. это ее разнообразие. Здесь мы встречаемся и с обретшими вторую жизнь теоцентристскими (неотомизм), реалистическими онтологическими доктринами (диалектический материализм, неореализм), и с неявной субъективно- идеалистической онтологией (неопозитивизм), и с новыми онтологическими построениями, которые были предложены феноменологией и экзистенциализмом.

Основные позиции в онтологии - теоретические платформы, к которым тяготеют мыслители в трактовке ими онтологических проблем. Эти позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей и бытии людей. Рассмотрим четыре позиции: реализм, субъективный идеализм, феноменологию и экзистенциализм.

Реализм - наиболее древняя, широко распространенная популярная онтологическая позиция, т.к. она в простейшем воплощении - наивном реализме - соответствует здравому смыслу. Любой нормальный человек в своем повседневном поведении исходит из убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем, скорее наоборот. Точка зрения наивного реализма в философии присуща упрощенному материализму. Онтологический реализм не сводится к признанию независимости вещей от нашего знания о них, его следует определить шире: как признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (такую реальность называют объективной). Эта формула, однако, варьируется в весьма широком диапазоне и открывает возможность для существенно различных и противоположных решений у ее приверженцев. «Полюсами» реализма являются объективный идеализм и материализм.

Объективный идеализм считает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Однако духовное более действительно, чем телесные вещи, это высший род бытия. Вещи и события в материальном мире зависят от идей как от своих конечных причин, последние также придают первым качественную определенность. Бытие духовного вечно, а бытие телесного временно. Точка зрения материализма в данном вопросе диаметрально противоположна. Материалам упрощенный единственной реальностью считает материю (в разных формах ее существования). Самостоятельное, независимое от тела существование душевных явлений (души) он отрицает. Высшая разновидность материализма - материализм диалектический предложил более сложное онтологическое учение, которое признавало два вида реальности: объективную материальную реальность и субъективную духовную реальность. Последняя является вторичным родом бытия, т.к. возникает лишь на определенном этапе эволюции бытия материального и существует как его отражение. Кроме того, диалектический материализм выделил в качестве особой реальности общественное бытие, которое определяет общественное сознание.

Наряду с объективно-идеалистической и материалистической существует еще целый ряд иных разновидностей реалистической онтологии разного оттенка, например неореализм, получивший распространение в начале XX в.

Субъективный идеализм. В онтологическом отношении субъективный идеализм является антиподом реализма как в материалистическом, так и в объективно-идеалистическом варианте. Онтологическое кредо этого направления очень кратко сформулировал его основоположник Дж. Беркли (XVIII в.): «Существовать - значит быть в восприятии». Так, субъективный идеализм будто бы признает единственным родом бытия субъективную реальность, и тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. На практике такая позиция, именуемая солипсизмом, в философии не разрабатывалась ввиду ее теоретической бесперспективности. Обычно субъективный идеализм выступает в более «мягких» формах. Отвергая онтологию как спекулятивное рассуждение о бытии, независимом от субъекта, представители данного направления предпочитают ограничивать реальность рамками опыта. Опыт оказался для них такой реальностью, которая открывала возможность различных интерпретаций и построения своеобразной субъективно-эмпиристской онтологии. Например в махизме и эмпириокритицизме опыт трактуется как изначально нейтральный - не физический и не психический, но при определенных условиях могущий рассматриваться и как первый, и как второй.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!