Особенности композиционных построений в рекламных изображениях Александра Родченко.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра дизайна интерьера

 

КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине:

«РЕКЛАМНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИЗАЙН»

СЕРИЯ РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТОВ «мОЙ ГОРОД» ПО МОТИВАМ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА РОДЧЕНКО

 

Исполнитель:                                      обучающийся группы зДПИа-402

Н. А. Сеченов

 

Руководитель:                                     доцент, доцент кафедры ИД                                                                       Н. В. Буткевич

 

г. Екатеринбург 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА I.......................................................................................................... 5

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ В РЕКЛАМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РУССКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА............................ 5

1.1. Конструктивизм 20 – 30 – х годов....................................................... 5

1.2. Особенности композиционных построений в рекламных изображениях Александра Родченко..................................................................................................... 10

ГЛАВА II....................................................................................................... 16

разработка серии РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТОВ «мОЙ ГОРОД»..... 16

2.1. Анализ проектной ситуации............................................................... 16

2.2. Концепция творческого проектного решения................................... 21

заключение............................................................................................. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................... 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................... 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................... 41

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коммуникационный дизайн — дисциплина, возникшая на грани между распространением информации и оформительством. Краеугольные вопросы теории и практики: как люди воспринимают способ передачи информации; как составить, напечатать или произнести эффективное сообщение; что лучше подходит в том или ином случае: электронные, печатные СМИ, наружная реклама.

Прикладная область коммуникационного дизайна распространяется не только на эстетическую сторону составления сообщений, но также на установление новых каналов коммуникации. Коммуникационные дизайнеры ищут способ привлечь аудиторию, вдохновить ее, создать спрос, мотивировать людей отвечать на сообщения. Все это может служить цели повышения продаж, увеличения узнаваемости бренда, вывода нового продукта на рынок и другим маркетинговым целям в разных сочетаниях. В этом процессе необходимо стратегическое мышление, использующее результаты маркетинговых исследований, творческие идеи и умение принимать решения.

Рекла́ма (от фр. réclame через нем. Reklame) – ветвь маркетинговых коммуникаций, отличительная особенность которой – производство и распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования – настроения или стиля жизни – с целью формирования или поддержания интереса к ним.

Реклама должна побуждать людей к покупкам или действиям. Но есть и такая, которая просто завораживает своей идеей или красотой.

Реклама как вид информации включена в определенное поле современных массовых коммуникаций.

Целью данной курсовой работы является выполнение серии графических рекламных плакатов на основе анализа творческой манеры художника Александра Родченко.

Задачи курсовой работы:

1. Анализ творческой манеры советских художников, работающих в направлении «Конструктивизм», в частности Александра Родченко;

2. Выявление художественных особенностей, используемых авторами;

3. Определение идеи и темы собственной творческой работы;

4. Поиск ассоциаций, образов, аналогов и референсов;

5. Определение вида построения, рекламного макета, цветового решения и способа представления информации, составляющих общую композицию работы;

6. Выполнение творческой работы в материале.

Практическая значимость курсовой работы заключается в использовании найденных закономерностей и канонов рекламных построений и их авторской интерпретации для создания своих собственных авторских творческих работ.

 

 

Глава I

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ В РЕКЛАМНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РУССКОГО КОНСТРУКТИВИЗМА

Конструктивизм 20 – 30 – х годов.

Одним из оригинальных явлений советского искусства 20 – х – 30-х гг. был конструктивизм (от лат. сошйисйо - построение), выдвинувший задачу переустройства, «переконструирования» материальной среды посредством создания ясных, лаконичных, функционально оправданных форм, а через изменение среды - и человека. Одним из лозунгов конструктивистов стал манифест А. Родченко: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев».

Факторами, обусловившими новое сознание конструктивистов, стали:

 - развитие индустрии и техники, появление новых материалов и технологий, позволяющих использовать при формировании предметов новые конструкции, направленные на преодоление их природных свойств. Появление новых форм в индустрии привело к модификации основных понятий композиции в искусстве;

- изменение взгляда на творчество как подражание природе и стремление к экспериментирующему познанию;

- стремление вернуть искусство в жизнь и отказ от эстетизма, превращение художественной деятельности в активное созидание нового социального пространства, обеспечение участия искусства в процессе создания утилитарно полезных предметов.

Принципами устройства материальных структур стали тектоника (использование промышленных материалов соответственно общественно-политическим нуждам), конструкция (организация этого материала соответственно поставленной задаче) и фактура (сознательное управление и манипулирование ими).

Концентрированным выражением подобного обновленного социального пространства представлялся современный город, который конструктивисты стремились преобразить средствами массовой агитации и монументальной пропаганды - как политической, так и экономической, то есть рекламы. Воплощение этой идеи требовало:

- обращения к формам монументальным, обобщенным;

- использования лаконичной цветовой гаммы;

- предельной функциональности всех элементов и отсутствия побочных;

- метафоричности и символичности;

- соединения с окружающей конкретикой городского ансамбля с его реальной действительностью, которая остается «сама собой».

Распространению новых политических и эстетических идей способствовало не только соответствующее оформление улиц и праздников, но и такие привычные реалии, как книги, конфетные обертки, упаковка товаров повседневного спроса и, конечно, плакаты и рекламные тексты.

 Одним из основателей конструктивизма и инициатором реализации его принципов в рекламной графике был А.М. Родченко, которым за два года (1923-1924) вместе с В.В. Маяковским и В.Ф. Степановой было создано более 100 эскизов рекламных плакатов - из них более 60-ти для газет и журналов, остальные - в качестве наружной рекламы. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски буржуазно - западный стиль рекламы на новый, советский», - так определил результат своей совместной с В.В. Маяковским деятельности А.М. Родченко.

Оригинальность этого стиля проявлялась в стремлении авторов к разработке целых серий графических структур, соответствующих определенным типам продукции Моссельпрома, Резинотреста, ГУМа.

 Еще в 1918 году В.Ф. Степановой был разработан оригинальный метод, который можно назвать «визуальной поэзией» или, по словам самой художницы, «цветописной графикой». Его суть заключалась в соединении и оригинальном сочетании заумного текста с графическими композициями из букв и ярких цветовых пятен. Рассмотрим рекламу трехгорного пива, созданную А. М. Родченко и В.В. Маяковским (приложение 1, рис. 1). Здесь звуковые сочетания, ассоциирующиеся с разнообразными ощущениями, объединены композицией из штрихов, указателей типа стрелок, геометрических фигур, графических и понятийно-знаковых элементов. Другими словами, здесь основным становится футуристический принцип взаимопроникновения и синтеза слова и изобразительного знака.

Как интересная композиция был представлен и сам текст, имеющий оригинальную структуру. Этот принцип взаимопроникновения графического и звучащего слова - «зрительного озвучивания» - стал характерным практически для всей продукции рекламы в стиле полиграфического конструктивизма. Ярким примером служит афиша театра В.С. Мейерхольда, где название спектакля как бы зашифровано в Х-образной композиции (приложение 1, рис. 2).

Для конструктивизма цель художественного творчества заключалась в конструировании целесообразных вещей и новой вещевой реальности, что предполагало естественную замену художника как творца этой обновленной действительности на инженера-конструктора. Именно эти установки привели впоследствии к развитию промышленного дизайна, утвердившего новый взгляд на вещь, ставя на первый план категории целесообразного и современного вместо традиционных категорий пользы, прочности и красоты.

Основными средствами художественной выразительности конструктивистской рекламы, таким образом, становятся ясность, конструктивность, лаконичность цвета, формы и объемов, отсутствие функциональной декоративности, экспрессивность и безапелляционность, динамичность. Последнее качество непосредственно сопрягается с эстетикой конструктивизма, исходящего из провозглашения действия, энергии и связанного с воспеванием революционных преобразований и города как носителя нового мироощущения.

Идея движения, ритмичность проявляют себя в печатной рекламе того времени в наличии периодически воспроизводимых в конструкции элементов, параллельных линий, векторном развитии композиции.

Рассмотрим еще один пример конструктивизма в рекламе журнала «Молодая гвардия» (приложение 1, рис. 3). В центре композиции рабочий, держащий в поднятых руках журналы. Его мимика передает предельную громкость призыва, суть которого дана расположенным сверху рубленым шрифтом: «Читайте журнал». Кроме этого трижды повторены слова «молодая гвардия» внизу и на журналах в его руках. А.М. Родченко и В.В. Маяковский использовали минимум цветов (красный, черный и белый). Лаконичность изображения предельна, но при этом выразительность максимальна. Композиция монументальна, устойчива, симметрична и в то же время динамична за счет позы и мимики рабочего.

Характерно, что реклама частных предприятий, основывающаяся преимущественно на эстетике эпохи модерна, выглядела гораздо менее демократичной, чем советская реклама государственных предприятий, стремящаяся подчеркнуть их превосходство не только в высоком качестве продукции, но и в доступных ценах. Ее авторы ориентировались на широкую публику, поэтому их произведения были предельно ясны и доходчивы. Для усиления реалистичности и документальности в работах использовались фотографические изображения либо рекламируемой продукции, либо конкретных персонажей, обращавшихся к зрителю.

Также можно отметить, что в 20-е - 30-е гг. реклама была вовлечена в единый поток развития всего искусства, представляя вместе с ним единый стиль - стиль агитискусства, искусства, для которого его пропагандистские функции и формы агитации приобретали приоритетное значение. Это были памятники монументальной пропаганды, праздничное и будничное украшение городов, проектирование агитационных сооружений (трибун, киосков, павильонов), устройство театральных «массовых действ», изменения в эмблематике и топонимике, а также агитационный театр, кино, политический плакат, массовые полиграфические произведения производственной пропаганды.

Соответственно, общим для всех жанров и видов искусства был и художественный язык агитпропа - динамичный, оперирующий контрастами, повышено экспрессивный, плакатно - лаконичный, прямолинейный, а порой – провокационный.

Рекламный плакат в стиле конструктивизм является плакат Л.М. Лисицкого «Клином красным бей белых» (приложение 1, рис. 4). Композиция плаката поделена на две равных части: белую и черную. В белой части расположен красный клин или треугольник, а в черной - белый круг. Плакат очень символичен и в то же время понятен обывателю: «...Формы недвусмысленные и сразу узнаваемые - это геометрические формы. Никто не спутает квадрат с кругом и круг с треугольником», - писал Л.М. Лисицкий.

Красный клин - олицетворение революционной силы, выступающей за справедливость, добро и правду. Белый круг символизирует несправедливость, зло, притеснения, богатство. Не случайно он расположен в черной части композиции. Композиция очень динамична и представляет собой повернутый восклицательный знак.

Опыт агитискусства оказал огромное влияние на формальную и содержательную стороны всего искусства ХХ века. В современном дизайне нередко встречаются принципы конструктивизма. Рассмотрим две печатные рекламы: современную (приложение 1, рис. 5) и рекламу Моссельпрома (рис. приложение 1, рис. 6).

Реклама кондитерских изделий Моссельпрома выполнена художником Б.А. Такке в стиле конструктивизма, и композиция листовки основана на принципах этого стиля. В этом они сходны.

На плакате Б.А. Такке на голубом фоне стоит девушка в красной косынке и держит в руках поднос с кондитерскими изделиями. Динамизм композиции передает белая лента с лозунгом «Требуйте!», спиралью обвивающая девушку. Лаконизм заключается в избрании художником трех цветов: голубого, красного и белого.

Творчество Александра Родченко является наиболее знаменательным в истории становления конструктивизма (дизайна) и создании авангардных плакатов 30-х годов.

Особенности композиционных построений в рекламных изображениях Александра Родченко.

Александр Родченко стал одним из основоположников конструктивизма — его работы отличались лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, однако наиболее известными стали его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко использовал приемы фотомонтажа, создавая лаконичные и информативные коллажи.

Целую серию рекламных плакатов художник выпустил совместно с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты полностью вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они были призваны и просвещать, и информировать, и агитировать.

В технике фотомонтажа Родченко создавал не только плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В частности, к поэме Маяковского «Про это». (приложение 1, рис. 7,8,9)

Родченко был разработчиком концепции и системы формообразования новой идеальной среды. Его первым плакатом в стилистике конструктивизма являлась реклама организации «Добролет», выполненная в различных вариантах цветовой гаммы. Затем, образование тандема «реклам-конструктора» А. Родченко и поэта В. Маяковского положило начало воплощению идей революции в социальном плакате. Они занимались созданием рекламных плакатов, однако их работы с уверенностью можно назвать социальными и агитационными. Требование пользоваться товарами только советского производства, призыв к патриотическим чувствам – всё это указывает на их социальную направленность и говорит о том, что данные произведения являются пропагандой отечественных товаров.

Александр Родченко обладает своим неповторимым стилем построения композиции. Особенности работ художника достаточно ярко выражены, среди них:

1 закрытая композиция («Добролет...», 1923 г.) – художник часто использует данный вид композиционного построения, рамкой, ограничивающей пространство изображения, часто являются шрифты;

2 зеркальная симметрия («Самый деловой, аккуратный самый (Реклама ГУМа)», 1923 г., «Реклама часов «Мозер», 1923 г.) – в данных работах можно проследить чёткое деление изображения на две части, это подчёркивается контрастным цветом, или перспективой;

3 контраст – практически во всех работах используются яркие, насыщенные, контрастные цвета. Особенно выразительны в общей композиции шрифты;

4 доминанта – в большинстве произведений присутствует выделяющийся элемент, привлекающий внимание.

Художник использует не только приведённые, но и другие приёмы и средства построения композиции, однако эти являются преобладающими.

 «Чертёжность» вдруг осмысляется заново и начинает играть как остро модный художественный приём искусства авангарда. Конструктивная система плоскостей и объёмов важнее светотени и цвета. Художников захватывает возможность формировать облик предметной среды, создавать мир новой эпохи, рождая его из ничего, из своей фантазии.

Художественный и поэтический опыт Маяковского, отточенный работой в «Окнах РОСТА», и художественная система конструктивизма Родченко легли в основу творческого метода «реклам-конструктор Маяковский — Родченко», базировавшегося на эстетике конструктивизма. Но к этому творческому дуэту они шли каждый своим путём.

Из воспоминаний А.М.Родченко «Работа с поэтом» журнал «Смена», 1940, № 3: «Работу по рекламе начал я один. В 1923 году мне приходилось работать по заданию общества «Добролет»: рисовать марки, значки, рекламные плакаты. Приходилось очень трудно с текстами. Их давали длинными, скучными, неинтересными. Приходилось долго уговаривать сокращать, самому редактировать надписи, согласовывать с заказчиком и т. д. Однажды меня попросили сделать большой агитационный плакат. Был дан и текст: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером Добролета». Фраза длинная, громоздкая - язык сломаешь, пока выговоришь. Я решил «подправить». Как ни старался, ничего путного не выходило. Махнув рукой, я сделал просто небольшую перестановку слов. Получились неуклюжие стишки: «Тот не гражданин СССР, кто Добролета не акционер». (приложение 1, рис. 10,11).

«Через некоторое время этот злосчастный плакат попался на глаза Володе (Маяковскому), и он стал хохотать и издеваться над ним. Я рассердился и начал выговаривать ему, что если хорошие поэты будут только смеяться над плохими рекламами, то хороших никогда и не будет. Он задумался, согласился со мной, и так началась наша совместная работа.

Работали с большим интересом. Это была первая советская реклама на фоне нэповских головок с цветочками и прочей мещанской пошлятины. ГУМ был первым заказчиком. Вот первые плакаты, сделанные нами. (приложение 1, рис. 12,13).

«Вслед за ГУМом нашими заказчиками стали «Мосполиграф», «Резинотрест», «Чаеуправление». Работа спорилась. Плакаты, вывески, упаковки, обёртки - теперь нашу продукцию можно было увидеть и на улице, и в магазине, и в руках покупателя. Росла, крепла новая реклама - советская. А это уже было принципиально важно для нас, работников левого фронта искусств».

«РЕЗИНОТРЕСТ» В середине октября 1923 года Маяковский по заказу Резинотреста написал 12 текстов, рекламировавших продукцию этого хозяйственного государственного объединения: галоши, шины, мячики, соски, игрушки. Некоторые из этих рекламных плакатов сразу же приобрели огромную популярность. Печатные плакаты выпущены не были. Оригиналы плакатов, рисованные Родченко, выставлялись в магазинах Резинотреста в Москве. (приложение 1, рис. 14,15)

«Галоши», «мячики» и «соски» экспонировались на Парижской всемирной художественно-промышленной выставке 1925 года.

Александр Родченко: - «Щиты поставил рёбрами и покрасил - серое, белое, красное. И когда входишь из других залов, принадлежащих другим странам, то не видишь ни надписей, что это СССР, ни красного цвета, но по мере продвижения по залу красный цвет все более и более охватывает вас, и вы видите там, где вы вошли, огненную надпись «СССР». Мы с Володей за рекламу получили серебряную медаль, кроме того, я за театр и интерьер ещё две медали». (приложение 1, рис. 16,17)

«МОСПОЛИГРАФ» Тексты для плакатов написаны в июне — октябре 1923 года. Печатные плакаты выпущены не были; размножались ручным способом и выставлялись в окнах магазинов, а также рисовались для рекламы проекционным фонарем на улицах. (приложение 1, рис. 18,19)

Сдавал работу обычно сам Володя, я был с ним только два раза. Во-первых, потому что и заказы получать и сдавать не умел, во-вторых, мне было некогда...

Вспоминаю, как он сдавал плакаты в Чаеуправление. Среди плакатов один «застрял», то есть вызвал у кого-то сомнения. На плакате китаец был нарисован в фас; в вытянутых руках он нёс цибики чая. Цибики дугой перекинуты в воздухе. Китаец смотрит на них вверх, как бы жонглируя. Кто-то говорил: «Почему нет косы у китайца?» Володя отвечает: «Коса есть, но она сзади, если повернуть его спиной, коса будет видна...» Другой спрашивает: «А почему цыбики держатся так в воздухе, это не реально...» Володя: «Ну, известно, китайцы - фокусники...» Смех... Плакат принят»

«ЧАЕУПРАВЛЕНИЕ» В конце мая - начале июня 1924 года Маяковский написал по заказу «Чаеуправления» 15 рекламных текстов, которые предназначались для печатных плакатов-листовок, вкладывавшихся в ящики и коробки с чаем, какао, кофе для распространения среди покупателей этих товаров. Использованы Чаеуправлением не были. (приложение 1, рис. 20)

Кроме этого, Родченко первым применил в рекламе фотографию и разместил на плакате изображение Лили Брик. (приложение 1, рис. 21)

Наибольшей выразительности достигла реклама журнала «Молодая гвардия». Выпуски этого литературно-публицистического журнала не блистали особым богатством и красочностью оформления. Авторы изобразили продавца в рабочем комбинезоне и в кепке с номерами «Молодой гвардии» в руках, который громко расхваливает свой товар. Эта красная фигура, словно вырезанная из картона и напоминающая героев агитационных представлений первых лет революции, впоследствии повторилась в сотнях рекламных образцов ХХ века.

 (приложение 1, рис. 22)

Далее мы приводим небольшую выдержку из научной статьи по композиционным особенностям социальных плакатов и в сравнении с другими художниками, можно увидеть особенности композиционных построений А. Родченко.

«Проведенное краткое обзорное исследование подтверждает наличие общих композиционных приемов и средств в построении композиции плакатов Г.Г. Клуциса, А. М. Родченко, Л.М. Лисицкого.

Можно выделить такие характерные общие черты, как:

1. наличие доминанты;

2. контрастность.

Так же можно выделить различия их композиционных построений:

1. Родченко более часто использует открытую

композицию, а Клуцис закрытую;

2. Клуцис применяет детализированность, а

Родченко и Лисицкий - лаконичность;

3. Родченко использует статику, а Клуцис и

Лисицкий - динамику;

4. Родченко главным объектом композиции

часто делает шрифт, Клуцис - изображение, а Лисицкий использует их в равной мере.

Творчество советских художников ярко передает общественное настроение тех лет. Лозунги на

социальных плакатах резки и безапелляционны, выражения лиц людей, изображенных на плакатах,

решительны, люди уверенны в счастливом будущем. Даже шрифты, используемые плакатистами,

ярко характеризуют историческую обстановку на тот момент времени, их рубленые формы упрощены, низведены до простого каркаса, суть графем передана прямоугольниками. Художники не только чувствовали дух своего времени и передавали его через свои произведения, но они его принимали и поддерживали, мотивируя людей к решительным действиям. Благодаря революционным методам построения композиции советский социальный плакат мастеров Родченко, Клуциса и Лисицкого стал мощным средством пропаганды, просвещения и агитации граждан страны. Изучение их творчества и способов построения композиции будет полезным для современных художников-графиков».

Плакаты «Нигде, кроме как в Моссельпроме», «Ленгиз. Книги по всем отраслям знания», «Галоши резинотреста просто восторг! Носят Север, Запад, Юг и Восток», «Даёшь карандаши, которые хороши?», «Тот не гражданин СССР, кто добролёта не акционер» (приложение 1, рис. 8,10,17,19,21) Александра Родченко как раз-таки побудил меня к созданию собственной серии плакатов на тему «Мой город» из-за наличия рекламных стихотворений используемых в плакатах, применения фотографии и упрощённого рисунка. Мне захотелось попробовать себя в этом и сделать нечто подобное.

Для более лучшего результата, я решил создать тендем подобный В.Маяковский - А.Родченко и попросил своего друга музыканта Ярослава Калугина написать несколько рекламных стихотворений о нашем родном городе.

глава II

разработка серии РЕКЛАМНЫХ ПЛАКАТОВ

 «мОЙ ГОРОД»

Анализ проектной ситуации.

Одна из основополагающих вещей при проектировании и создании будущей работы – предпроектный анализ ситуации.

Суть предпроектного анализа в дизайне заключается в делении процесса исследования и пути к решению будущей задачи, стоящей перед обучающимся ситуации на ряд этапов, самостоятельных по целям и результатам работы.

Так как задачами курсовой работы являются анализ творческой манеры художников, выявление структурных закономерностей композиционных построений их работ и последующая разработка собственной серии, в ходе поиска идей были изучены и рассмотрены работы Александра Родченко. Определив один из инструментов автора произведений при композиционном построении было решено использовать упрощённый рисунок, чёрно-белое фото и шрифт с рекламными стихотворениями.

К тому же было решено использовать для построения композиции собственной серии рекламных работ:

- собственные рекламные стихотворения о родном городе;

- использовать в работах наличие доминанты и контрастности;

- прибегнуть к статической композиции;

- сделать главным объектом композиции шрифт, а не изображение;

Также, установив то, к какому направлению живописи придерживался А. Родченко, а именно что вдохновляло его на использование тех или иных элементов в создании работ в целом, для основы будущей работы было решено опираться на направление Конструктивизм.

Целью данной курсовой работы является выполнение анализа построения рекламных плакатов Александра Родченко, работавшего в направлении «Русский конструктивизм», и создание на основе проведённого анализа собственных авторских работ.

Исходя из исследовательской части курсовой работы, была сформулирована идея серии из трёх работ.

Подбор информации оказал благотворное влияние в дальнейшей работе относительно и композиционных, и технологических, и идейных особенностей. Используя собственные навыки, была совершена попытка создать индивидуальный, на основе своих профессиональных знаний, проект серии рекламный плакатов «Мой город», взяв за основу, родной город, Сухой Лог, откуда я родом.

Сухой Лог — город в Свердловской области России, центр городского округа Сухой Лог. Город расположен в восточных предгорьях Среднего Урала, близ условной границы с Западно-Сибирской низменностью, на берегу реки Пышма, в 114 км от Екатеринбурга. Железнодорожная станция Кунара Свердловской железной дороги на линии Богданович — Егоршино — Алапаевск. Возникновение Сухоложской слободы датируется 1710 годом.  В 1710 году былапроведена первая перепись, а поселение уже называлось Сухим Логом. Название пошло от крутых оврагов, которые во все времена года, кроме весны, оставались сухими.

В 1725 году братья Быковы стали строить первую водяную мельницу на реке Пышма. Сейчас в городе очень распространена фамилия Быковы. Предыдущий глава города тоже носит такую фамилию. Кстати, статус города Сухой Лог получил только в 1943 году.

Первым крупным предприятием стала бумажная фабрика английского предпринимателя Ятеса, построенная в 1879-1886 годах. Она работает и сейчас.

Помимо бумажной фабрики в городке большое количество промышленных предприятий. Первый цементный завод был создан на базе Сухоложского и Кунарского месторождений известняков и глин. Сейчас в городе два цементных завода, завод вторичных цветных металлов, огнеупорный завод.

Городок достаточно небольшой, но уютный. Особенно красиво здесь весной, когда все расцветает, на деревьях появляется листва, и летом. Город очень зеленый. Здесь много деревьев, а самое любимое место горожан — это городская площадь. Здесь все говорят: «Встретимся на площади, погуляем на площади», и сразу становится ясно, где. Площадь находится в центре города, перед ДК «Кристалл». В этом ДК, кстати, функционирует большое количество кружков и секций, открыт краеведческий музей и трудится сам автор курсовой работы. А еще, после долгого отсутствия, открылся кинозал. Фильмы — новинки, показы не отстают от Екатеринбурга. (приложение 2, рис. 1)

Хотелось бы сказать о достопримечательностях родного города.

А теперь можно обойти и окрестности города. Сначала, наверно, поедем в село Курьи. Вот про него-то, наверно, многие слышали. Да, здесь расположен курорт Курьи. А если прогуляться по его территории (что никому не возбраняется), то можно полюбоваться видом окрестностей со скалы Три сестры, на ее вершине стоит беседка. Не нужно лениться, стоит углубиться чуть дальше и поискать, и можно найти скалу Чертов стул. Ее не сразу заметишь, она заросла уже лесом. (приложение 2, рис. 2)

Теперь можно двинуться в сторону деревни Шата. Здесь находится довольно уникальное для Среднего Урала явление — ущелье с водопадом! И все это посреди поля. После деревни Шата нужно проехать чуть дальше по дороге и свернуть вправо на грунтовую дорогу. (приложение 2, рис. 3)

Здесь стоит отдохнуть и прогуляться. Водопад хоть и маленький (около пяти метров), но очень живописный. Особенно красив он во время таяния снега и после долгих дождей. Чуть выше по течению реки Шата (где и находится Шатский водопад), очень красивые скалы. Одна из них носит название Жандарм. Ниже по течению тоже скалы. А в сезон очень много грибов. Шатский водопад и его окрестности являются любимым местом для проведения турслетов школьников и студентов. Сюда же ходят в походы. Раньше место было необорудованным, «диким», теперь же поставили беседку и оборудовали родник. (приложение 2, рис. 4)

Если отправиться дальше, то можно, проехав мимо старинного села Знаменского с красивой церковью, посмотреть Слетовскую Поляну и скалу Дивий камень. На Слетовской Поляне проводится ежегодный песенный фестиваль «Знаменка». Еще его называют «Беленковка». Вот почему, честно, не знаю. На фестивале всегда присутствуют хэдлайнеры, очень шумно, весело и интересно, много стройотрядовцев. Напротив поляны, на другом берегу — Дивий камень.

Немножко еще о реке Пышма, на берегах которой и стоит Сухой Лог. Это очень непростая река. Глядя на нее сейчас, в черте города, в районе, который все называют Гортоп, довольно сложно представить, что именно по ней приплыли первопоселенцы. Река очень мелкая, заросшая водорослями. Но если в Гортопе после спуска по Ленинской горке и моста свернуть влево, то можно уехать к красивым скалам и к плотинке. За плотинкой река разливается, и здесь уже другие глубины. Правда, особо тут и не покупаешься, все дно заилено. (приложение 2, рис. 5)

На реке Пышме расположена еще одна местная достопримечательность — Тюменские пещеры, пещера Гебауэра и некоторые другие. На первый взгляд они могут показаться простыми для прохождения. Но большинство их ходов настолько узки, что даже стройный человек с трудом протискивается. (приложение 2, рис. 6)

День Города в Сухом Логу отмечается во второе воскресенье августа. Проводится большое количество мероприятий на площадях Юбилейная и городской. Несколько лет подряд проводилось городское карнавальное шествие. И как на любом дне рождения печется огромный торт, которым угощаются все желающие. Хотя первые среди желающих - это, конечно, дети.

И это ещё далеко не все что можно сказать о небольшом городке Сухой Лог, при въезде в который стоит огромная глыба с надписью «Цемент — хлеб строительства», но, надеюсь, теперь вы знаете про него больше, чем до этого.

Для выполнения серии своих работ я взял немногие здания в стиле конструктивизм, сохранившиеся и используемые до сих пор, это здание художественной школы и здание стоматологической поликлиники. (приложение 2, рис. 7,8). Примечательно, что эти конструктивистские здания украшены декоративными изображениями из мозаики, художников Воинкова и Бурнатова (приложение 2, рис. 9,10). А так же для презентации города, для плаката взял телевизионную вышку, которая давно стала отличительной достопримечательностью города, как и бывшая телебашня в Екатеринбурге. (приложение 2, рис. 11).

Эти здания хоть и не являются основными достопримечательностями города, но выбраны мною как особенные, во-первых потому, что они сами по себе ближе к конструктивизму и отличаются от остальных сооружений города, во-вторых - эти здания и телевизионная вышка - государственные. Построены примерно в одно время - в середине 20 века, в третьих они общественного пользования и особо важны для жизни, затрагивая сразу несколько сфер жизни - это здоровье (стоматологическая поликлиника), средства массовой информации (телевизионная вышка) и культура (здание художественной школы). Всем этим каждый день пользуются жители города Сухой Лог.

Исходя из выбранных мною достопримечательностей, сложилась целая последовательность создания рекламных плакатов:

1. Мы создали творческий тендем на подобии «Художник-конструктор Маяковский - Родченко». Мой друг музыкант, Ярослав Калугин специально для задания написал рекламные стихотворения о городе, а я сконструировал плакаты.

2. Выбор текста как основного элемента композиции. Так как работа была во всех традициях социальной направленности, то важным было, учесть броскость и запоминаемость фраз и как фразы будут создавать композицию. Все фразы обращены к жителям Сухоложского района и звучат как призыв к приобретению услуг медицины и знаний (стоматология и художественная школа) так и рекламе города (о телевизионной вышке).

3. Цветовое решение. При выборе цветового решения всегда важно учитывать теоретические аспекты сочетания цветов, психологическое воздействия цвета, подходит ли цвет к выбранной стилистике. Благодаря этим характеристикам и предпочтениям в своих работах самого художника Александра Родченко было выбрано 4 основных цвета (серый, жёлтый, красный и синий), использованных в рекламных плакатах о городе.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!