Глава 2. Основная информация о месте происхождения экспоната и о месте хранения



Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Форма в мужских гимназиях Петербурга конца XIX – нач. XX веков…………………………………………………………………………….5

1. Особенности формы петербургских гимназистов…………………………5

Глава 2. Основная информация о месте происхождения экспоната и о месте хранения…………………………………………………….………....10

1. Некоторые сведения о гимназии № 10……………………………………10

2. История и экспозиция музея гимназии № 272……………………………13

Глава 3. Пряжка дореволюционной гимназии № 10 из Музея истории гимназии № 272………………………………………………………………15

1. Описание и история экспоната…………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………20

Приложение…………………………………………………………………...21

 

Введение

Весьма очевидно, что история ХХ века неизбежно отдаляется от нас и все, что было в этом веке имеет для нас огромный смысл и влияние на нашу современную жизнь, потому что – это то, недавнее прошлое, которое определяет настоящее. По этой причине, важно изучать все артефакты, которые остались от этой эпохи.

Перед нами открылась возможность изучить экземпляр, который представляет историю 10-й Санкт-Петербургской гимназии – пряжка от гимназической формы. Петроградская гимназия № 10 находилась на современной 1-й Красноармейской улице дом 3-5 и была одной из типичных мужских гимназий города, после революции 1917 года она переформатировалась в трудовую школу № 67. Во время блокады Ленинграда она работала и тогда имела название школа № 5. Когда школы Ленинграда получили сквозную нумерацию появилась гимназия № 272. Таким образом, вещь, относящаяся к 10-й гимназии дореволюционного времени, имеет прямое отношение к современной гимназии № 272.

С одной стороны, это очень распространённый предмет того времени, с другой стороны, мы не часто его встречаем в музеях школ и гимназий, которые своей историей уходят в дореволюционное время. Пряжка – это предмет одежды, которая в данном случае еще играла роль некоторой эмблемы или бейджа, по которому можно было определить из какой гимназии человек. Если бы не пряжке не было этого определителя, она бы никогда не попала в музей.

Данный экспонат может стать поводом для того, чтобы еще раз обратиться к истории гимназической формы дореволюционного времени и вообще к истории 10-й гимназии. К тому же сохранились не раз изданные воспоминания учеников дореволюционной гимназии № 10 Засонова Дмитрия Андреевича и Владимира Иосифовича Пызина.[1] Также весьма полезной для изучения вопроса формы в дореволюционных гимназиях стала книга Пашковой Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805-1917 гг.[2] В данной книге собрана краткая информация всех гимназий того времени и описаны основные вехи и изменения в начальном среднем образовании.

Помимо того, что данный экспонат обращает наше внимание на большую историю, представляется необходимым изучить частную историю этого предмета. Перед нами стоит задача: постараться узнать дополнительную информацию о возможных причинах нахождения данной пряжки на территории Карелии. Существует вероятность того, что нам удастся выдвинуть некоторые предположения по поводу владельца этой пряжки. 

Цель работы – изучить пряжку от гимназической формы 10-й Санкт-Петербургской гимназии, которая хранится в Школьном музее гимназии № 272.

Задачи:

1. Изучить физические свойства и признаки экспоната;

2. Ознакомиться с историей экспоната;

3. Найти дополнительную информацию из источников об истории гимназического костюма в Петербурге и 10-ой гимназии.

4. Выяснить возможные причины нахождения данного экспоната в пос. Заходское.

5. Оформить исследование.

Глава 1. Форма в мужских гимназиях Петербурга конца XIX – нач. XX веков.

1. Особенности формы петербургских гимназистов

На протяжении своего существования школьная официальная форма постоянно менялась. Изменения зависели и от направления политики Императора, и от состояния мира или войны в стране. Мы будем говорить именно о мужской форме, поскольку Петроградская Гимназия № 10 была мужской и предмет нашего исследования также принадлежит к мужской форме. Форма гимназистов была очень связана с военной формой, что является весьма закономерным для того времени, а мы сфокусированы именно на конце XIX – нач. XX веков.

Художник кино Яков Наумович Ривош изучал историю костюмов и аксессуаров в дореволюционной России, ниже приведем отрывок из его книги о форме гимназистов.

«Форма гимназистов состояла из светло-синей фуражки с тремя белыми кантами и с черным козырьком (особым шиком считалась фуражка мятая, с поломанным козырьком). Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква \"Г\". Например, 3-я Петербургская гимназия имела следующую монограмму: \"СПБ. З.Г.\". 5-я Московская гимназия соответственно: \"М5.Г.\". Номер гимназии всегда находился в центре монограммы, выделялся по высоте и ширине от букв, указывающих город и гимназию. Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Зимних шапок гимназисты и учащиеся других учебных заведений не имели. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Наушники надевались прямо на ухо, как чехол, по низу были соединены черной резинкой. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Каждодневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Гравированные буква и цифры были закрашены черной краской. Брюки у гимназистов были черные, без канта, ботинки черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами. Пуговицы были не пришиты, а прикреплены к гимнастерке специальными медными колечками, чтобы можно было легко их снять при стирке.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Под куртку надевали крахмальный воротничок. Застежка была боковая, скрытая, на крючках. Поверх куртки надевался пояс. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму – мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником того же цвета, что и мундир. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и с пуговицей.

Гимназические шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой из шерстяной саржи. Вместо кашне носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник. Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета».[3]

Из этого отрывка мы узнаем важную для нас информацию о том, что на пряжках также были обозначения номера гимназии и города. Такая Классификация была не только в Петербурге, на различных аукционах сейчас можно увидеть ученические пряжки из разных городов, также они выложены в различных сообществах по фалеристике.

Один из важнейших современных, выпушенных в виде книги, трудов по изучению гимназий Петербурга до 1917 года - Исторический справочник. По гимназиям и реальным училищам дореволюционного Петербурга 1805-1917 годов автора Т.И. Пашковой. В нем собрана справочная, основная информация о ранее существовавших в городе учебных заведениях, но иногда вставлены некоторые более подробные сведения. Как раз раздел, посвященный гимназии № 10 содержит информацию о форме одежды гимназистов.

«В начале XX в. форменная одежда гимназистов представляла собой шинель из серого сукна со светлыми пуговицами и синими петлицами, черную тужурку, лакированный ремень с пряжкой, на которой изображался номер гимназии, синюю фуражку с белым кантом и посеребренным гербом из скрещенных лавровых листьев, между которыми также изображался номер гимназии. В торжественных случаях надевался однобортный мундир из синего сукна с серебряными галунами по воротнику».[4]

Приведем еще одну цитату из статьи Хорошиловой О.А. в которой также упоминается про пряжки в форме гимназистов, а во целом ансамбле гимназической формы, нас более всего интересует именно этот предмет.

«Повседневную одежду гимназиста составляли гимнастерка или однобортная куртка, брюки, ремень с пряжкой, фуражка. В северо-западных частях России воспитанники носили черные брюки, темно-синие гимнастерки с тремя серебряными пуговичками и черным лакированным ремнем, и пряжкой с выбитыми на ней буквами и цифрами, соответствовавшими номеру и местоположению гимназии. Особым шиком считалось носить «немеркнущую» пряжку, серебро которой не темнело от времени. Такие стоили дороже обычных. К примеру, воспитанники Царскосельской Императорской Николаевской гимназии покупали их в магазине Угрюмова. Каждая была обернута в легкую папиросную бумагу и продавалась вместе с черной коробочкой».[5]

Как минимум в трех источниках упоминается о нумерации гимназистов, которая отражалась в первую очередь на фуражках, но также и на пряжках. В приложении на (рис.1) представлено фото из 10-й гимназии, где мы видим между двух лавровых листьев номер 10. Дореволюционного фото с пряжкой 10-й гимназии мы не нашли, как пример фото пряжки на гимназисте из Царскосельской Императорской Николаевской гимназии (рис.2).

Открытым остается вопрос о необходимости такой внешней нумерации гимназистов. На это счет есть несколько предположений. Во-первых, гимназистами могли стать не все, образование было платное и вообще не многие могли иметь возможность поддерживать обучение в гимназии. Многие дети с ранних лет были вынуждены работать или помогать родителям, не говоря уже о том, что у них вообще не было денег для зачисления, да и подготовить к поступлению тоже было сложно. Поэтому вполне резонной причиной такого афиширования гимназии в форме, было некоторое желание выделить учащихся среди прочих.

Во-вторых, и, наверное, более явно, нумерация на видном месте помогала в контроле за гимназистами. Об этом пишет в своей статье «Форменные безобразия» уже известный нам автор Татьяна Пашкова. До 1860 года в Петербурги внешняя форма гимназий отличалась по цвету кантика на их головных уборах, затем уже пришли отличительные фуражки и пряжки ремней. Ученикам приходилось всегда носить форму, более того был надзор за ее состоянием. Более того 13 сентября 1864 г. появился новый циркуляр попечителя "О невпуске воспитанников гимназий в публичные места" – это сделало жизнь гимназистов более скучной. Однако, многие из них не были готовы смириться с этим и снимали форму вне гимназии, если была такая возможность. Администрация гимназий наказывала за это, но иногда сами родители поощряли такие «переодевания». Т. Пашкова отмечает: «Чем жестче, мелочнее и нестерпимее становился этот надзор, тем старательнее и изощреннее гимназисты старались его обойти … Чтобы скрыть свою принадлежность к гимназии или реальному училищу и избежать наказаний, ученики стали прибегать к разным ухищрениям. Одни стремительно отворачивались от взрослых, в которых подозревали какое-либо начальство, чтобы скрыть этот знак, другие специально заказывали значки уменьшенного размера, состоявшие только из веточек без букв, или вообще снимали их с головных уборов».[6]

Таким образом, внешняя нумерация на фуражках и пряжках стала для гимназистов некоторым клеймом, которое очень ограничивало их свободу. Далее автор пишет: «В ходе событий "школьной революции" 1905 - 1907 гг. одним из требований стала полная ликвидация системы надзора и обязательного ношения формы вне классов. Дополнительным аргументом стало то обстоятельство, что ученическая форма, наряду со студенческой, стала осенью 1905 г. своеобразной "черной меткой". Участились случаи нападений на гимназистов со стороны солдат, лавочников и других "хулиганствующих элементов"»[7].

Некоторые изменения, достигнутые в ходе "школьной революции" 1905 - 1907 гг. может и ослабили контроль за учениками, но вот далее Октябрьская революция 1917 года продолжила надзор за учениками на основе формы, ведь также не все советские ученики могли себе позволить переодеваться в не учебную форму, особенно в начале существования СССР.

В данном параграфе мы рассмотрели из чего состояла форма гимназистов в мужских гимназиях на рубеже XIX и XX веков. Какие были отличительные знаки на форме, указывающие на принадлежность ученика к той или иной гимназии. Происхождение и необходимость внешнего различия гимназий в форме и то, как с этим жили сами гимназисты. Далее от общей истории формы, мы перейдем к истории самой 10-й гимназии и музею 272 гимназии, который хранит память о предшественнице.

 

Глава 2. Основная информация о месте происхождения экспоната и о месте хранения

1. Некоторые сведения о гимназии № 10

Для более полного понимания и погружения в историю нашего экспонате, которая являет собой в некотором смысле веху из истории образования в России, мы подробнее остановимся на истории гимназии № 10. Это необходимо больше для понимания уровня гимназии, который имеет влияние на форму гимназиста и дает некоторое понимание о составе учащихся.

Гимназия начала свою историю в Январе 1871 года, когда император Александр II утвердил решение об организации 3-й прогимназии в районе Измайловского полка. Сейчас это район Измайловского проспекта и Красноармейских улиц (в те годы они именовались Ротами). В этом районе квартировался Измайловский полк.

В 1871 году в прогимназии училось 49 учеников и 13 преподавателей. В 1874 в прогимназии училось 150 учеников. В этом же году прогимназия была преобразована в 6-ти классную. В 1880 году гимназия переезжает на новое место и располагается по адресу 1-я рота Измайловского полка, дом 3 (ныне — 1-я Красноармейская ул., 3). А в 1883 году указом императора Александра III на базе прогимназии была открыта 8-ми классная классическая гимназия, получившая название 10-й Санкт-Петербургской гимназии. К этому времени в первый класс уже зачисляли 250 учеников. А преподавателей было уже 30 человек.

Про данную гимназию имеется на так много сведений, поскольку она не являлась особенно выдающейся и не имела особенно знаменитых выпускников. Однако, 10-я гимназия интересна тем, что – это простая средняя гимназия, по которой можно отслеживать средний, распространенный уровень образования и устройство учебы. Например, учеба и повседневная жизнь в гимназии прекрасно описаны в книге “Из жизни Петербурга 1890-1910 годов” Засоновым Дмитрием Андреевичом и Владимиром Иосифовичем Пызиным. Ниже приведем некоторые данные из этой книги.

«Менее престижной, но более типичной можно назвать 10-ю петербургскую гимназию (1-я рота Измайловского полка, д. 3-5). Поступали туда в основном дети из небогатых семей (плата за обучение составляла 60 рублей в год, отличники могли быть от нее освобождены). Располагалась гимназия во флигеле частного домовладения братьев Тарасовых, переделанном под учебные классы. На первом этаже были шинельная, гимнастический зал, библиотека и комната для сторожей. На втором- физический кабинет, приемная, учительская, квартиры директора, делопроизводителя и казначея; на третьем находились зал, 5 классов и комната для учебных пособий. На последнем этаже разместились зал, несколько младших классов, комната для учебных пособий и квартира инспектора. В гимназии в начале века обучалось более 260 человек. Выпускники вспоминают, что помещения были тесные, парты простые, а освещение в начале XX века-все еще керосиновое. Однако, по словам городских старожилов Д.А. Засосова и В.И. Пызина, это учебное заведение отличалось высоким уровнем преподавания, уважительным отношением к учащимся и хорошими условиями для физического и эстетического развития гимназистов». [8]

Еще данные о гимназии от самих очевидцев: «Это было не специальное учебное здание, а переделанное из жилых квартир и приспособленное под гимназию. На первом этаже — гимнастический зал, шинельная, комнаты для сторожей, библиотека. На втором этаже — квартира директора, канцелярия, учительская, приемная, физический кабинет, квартиры делопроизводителя и казначея. На третьем этаже — зал, комната учебных пособий и пять классов, с четвертого по восьмой включительно. На четвертом, последнем, этаже — квартира инспектора, зал, комната учебных пособий и классы: приготовительный, первый, второй и третий. Все классы имели выход в залы или примыкающие к ним коридоры. Помещения были неважные: потолки низкие, классы тесные, отопление печное, освещение до 1906 года керосиновое. Вся обстановка бедная, парты простые, сосновые. Оборудование физического кабинета и комнат с учебными пособиями весьма скромное».[9]

Немного о педагогическом составе, его особенностях именно в этой гимназии: «Сюда педагоги, говорят, нередко переводились за проступки из других гимназий в виде наказания. Это налагало известный отпечаток на весь педагогический состав. Учителя находились в некоторой оппозиции к высшему начальству и старались доказать, что они настоящие педагоги. Поэтому по пустякам они не были строги, но зато были весьма требовательны, когда дело касалось знаний. Преподавание держалось на высоте, никаких послаблений не допускалось. Педагоги были люди пожилые, ходили в форменных сюртуках с отличиями чинов на петлицах. На золотых пуговицах изображение пеликана, кормящего птенцов. Это был символ — олицетворение полной, беззаветной отдачи знаний и сил ученикам. Ведь пеликан, по преданию, чтобы накормить птенцов, разрывал свою грудь».[10]

Еще один источник, который может нам рассказать о гимназии № 10 – это книга[11], которая является исторической запиской, посвященной 25-летию гимназии (1871 – 1896 гг). Она составлена А.И. Чевакинским учителем истории и географии по поручению Педагогического совета. В книге описаны формальные моменты в становлении гимназии. Она скорее может помочь понять какие были идеалы того времени в образовании и что ждало государство от гимназий, поскольку это содержание больше направлено изначально показать улучшение работы гимназии. Это скорее некоторый формальный отчет. Однако, в нем есть интересные данные, также важно, что в ней приведен список всех учеников и педагогов на тот момент.

Конечно гимназии, в особенности мужские, были встроены в государственную систему. Эта подчинение органам власти и включение этого учебного института в систему, откладывало определенный отпечаток на характер формы учащихся и педагогов, также определяло важность формы для всех. Форма – это не только одежда, это знак, определитель рода занятия человека. Ношение формы обязывало к определенному стилю поведения и определяло некоторые ожидания людей от носителя формы.

 

2. История и экспозиция музея гимназии № 272

Музей истории гимназии начал создаваться в 2002 году по инициативе директора гимназии Г.А. Калмыковой. Изыскания, проведённые в архивах, и библиотека Санкт-Петербурга, позволили уточнить преподавательский состав, выявить ранее неизвестных выпускников и воссоздать историю гимназии, которая является частью истории города и страны. На этой научной основе начался сбор экспонатов будущей экспозиции. Большую роль сыграло обращение администрации гимназии к бывшим ученикам, опубликованное в районной печати. Переданные в дар музею предметы школьного быта, документы, фотографии позволили сформировать основу музейного собрания. История гимназии насчитывает 137 лет, за это время произошло много изменений, которые прослеживаются в разделах экспозиции.

Экспозиция истории гимназии состоит из семи разделов:

1. «Гимназия в 1871-1917 годы». Материалы раздела знакомят с историей создания 10-й Санкт-Петербурской мужской гимназии. Представлены портреты преподавателей гимназии СА.Зноско-Боровского и ГЛ.Кона, знаменитых питомцев гимназии — академиков П.К.Коковцева и А.В.Топчиева, авторов воспоминаний о Петербурге Д .А.Засосова и В.И.Пызина. В центре раздела — икона Святого Апостола Иоанна Богослова, написанная и переданная в дар музею преподавателем гимназии И. П. Боборыкиной. В витрине — книги из библиотеки 10-й гимназии и учебник выпускника гимназии академика С. П. Обнорского.

2. «Советская трудовая школа 1918-1941 годы». Раздел построен на материалах, переданных в дар музею выпускниками школы. Среди них наиболее интересны подлинные школьные тетради предвоенных лет, рукописная клятва пионера, книга «Записки советского актёра» с автографом Н.К.Черкасова, классные фотографии 1930-х годов, книга «Этногенез и биосфера Земли», подаренная Музеем-квартирой Л. Н. Гумилёва.

3. «Школа в годы войны и блокады 1941-1945 годы». Здесь размещены документы и фотографии учителей и учащихся 272-й школы, подлинное письмо из блокадного Ленинграда ученицы Веры Павлининой, фотографии защитников Ленинграда Ю.М.Славнитского, Б.А.Панферова и И.И.Терешонок, преподавателей школы Г.Н.Курындина и Л.Д.Колодяжной. В витрине — детский сервиз, оставленный в Ленинграде перед эвакуацией ученицей школы Еленой Горбачёвой, документы и открытки блокадного времени.

4. «Школа в 1946-1996 годы». Материалы рассказывают о повседневной жизни послевоенной школы. В центре — подлинные пионерский горн и барабан, в витрине — значки октябрят, пионеров и комсомольцев. Сохранившийся классный журнал за 1946/1947 учебный год раскрыт на странице со сведениями о семьях учеников. Здесь же предметы школьного быта: чернильницы-«непроливайки», перочистка, точилка.

5. «Гимназия в наши дни». Основу раздела составили фотопортреты выпускников гимназии, добившихся успеха в различных областях. На большой фотографии запёчатлён выпускник гимназии Н.Андреев во время визита в Германию и встречи с супругами Президента России и канцлера ФРГ. В центре — портреты медалистов выпуска 2006 года.

6. «История школьной формы». История школьной формы имеет в России более, чем двухвековую традицию и идёт от воспитанниц Смольного института. На стенде представлены образцы школьной формы и иллюстрации, рассказывающие о преемственности формы гимназистов и школьников.

7. «9-я специальная артшкола». Экспозиция представляет историю 9-й специальной артшколы, находившейся в гимназии в годы войны. На стенде фотографии выпускников артшколы, в витрине — личные вещи курсантов, награды, книги.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!