Из чего можно делать открытки?



Зорин СС

Визуальная культура открыток

Русские дореволюционные рождественские и новогодние открытки

                                                

В этом посте собраны дореволюционные рождественские и новогодние открытки. Мне кажется, что многие из них очень хорошо передают атмосферу того времени, когда они были напечатаны.

 

 

              

 

https://www.spletnik.ru/blogs/kruto/678

Старые (советские) новогодние открытки.


                                                           

 

1959 год

1960 год

 

1965 год

1966 год

 

1968 год

1970 год

 

1971 год

1972 год

 

1973 год

1975 год

 

1977 год

1979 год

 

1980 год

1981 год

 

1984 год


 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

                                              

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://matveychev-oleg.livejournal.com

Открытка как вид искусства

Краткая история возникновения открытки - не только изделия полиграфического типа, но и предмета художественного ремесла и графического искусства. Классификация и виды открыток: поздравительные, рекламные, деловые, корпоративные, приглашения и сувениры.

Открытка - как вид графического искусства

Производство открыток в современном мире рассматривается не только как изделие полиграфического типа, но и является предметом художественного ремесла. Даже не смотря на то, что с появлением печати открыток - она приобрела шаблонный стандарт, над идеей её воплощения, при производстве, работает большое количество людей.

Ведь прежде всего открытки являются предметом мастерства в сфере полиграфии, что означает обязательный принцип выдерживания специальных технологий при их производстве.

Первые, кто принимаются за роботу, еще далеко до процесса «печати открыток», конечно художники. Люди-творцы, которые создают идею, детализируют её и готовят к производству открыток.

И только после того, как художники справились со своей креативной обязанностью, переходим следующему этапу такому как «производство открыток». Для печати открыток используют тонкий картон либо толстую бумагу. Специально для производства открыток существует такой вид бумаги, как открыточный. Хотя иногда печать открыток производится с элементами металла, дерева, ткани, пластика. Иногда с может создаваться с помощью любого материала. Это может быть коллаж, живопись, изделие из цветов, косточки арбуза либо тыквы. Главным критерием любой открытки является передать свои чувства.

История открытки

Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

Впрочем, у англичан есть свой, оригинальный взгляд на историю открытки - они считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же Несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

История развития открытки продолжилась в Германии. На германской почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для адреса, а другая - для текста. Однако это предложение было отвергнуто. Два года спустя появилось еще несколько подобных проектов. Причина столь высокого интереса к таким открытым почтовым карточкам (кстати, именно отсюда идут корни слова «открытка») в Германии была проста и лежала она во вполне практической плоскости - дело в том, что пересылка этих карточек, как печатные произведения, оплачивалась не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Впрочем, такая инициатива по вполне понятной причине долго не находила взаимопонимания со стороны почтовых работников - терять прибыль почтовики не хотели.

Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие - австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» - очень похожей на современные открытки, - которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.

В России история создания открытки началась позднее - лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые - для иногородних отправлений.

Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления - до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".

После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.

В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.

Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории. С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению - их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную. Более того, hand-made открытками интересуются не только частные лица, - они часто становятся бизнес-подарками. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом и одновременно - рекламировать компанию, их подарившую.

Виды открыток

В современное время существует целый ряд открыток, которые имеют то или иное предназначение. Попробуем перечислить наиболее популярные виды открыток.

ПО ТЕМАТИКЕ

Поздравительная открытка

В наши дни, поздравительные открытки настолько популярны, что на сегодняшний день в обороте насчитывают более 15 миллиардов штук в год. Довольно таки внушительная цифра. США является мировым лидером по изданию открыток. В этой стране, более 500 компаний ведут активный открыточный бизнес. Второй страной, где открыточный бизнес популярен, можно считать Великобританию. В этой стране 250 компаний, которые занимаются изданием открыток. Известным открыточным брендом, является бренд “Hallmark”. Под ним выпускают открытки во всем мире.

Если говорить об открыточном бизнесе в России, то развиваться он начал еще в 90-е года. Первой крупной, частной компанией в России стала фирма “Арт и Дизайн”. В наши дни, российский рынок открыток насчитывает около трех десятков операторов. “Арт и Дизайн” успешно начав свою компанию в 90-е года, теперь контролирует 60% рынка открыток. Кроме этой компании, можно отметить еще 5 компаний, которые добились успехов, а именно “Мир поздравлений”, “Открытое письмо”, “Русский дизайн”, “Мир подарков”. Статистика показывает, что в России производят 400 миллионов открыток в год. Эксперты утверждают, что такие цифры имеют двойной потенциал роста. Как гласит статистика, на каждого россиянина приходится только 4 открытки в год, в то же время в США на одного человека приходится 37 открыток, а в Великобритании 48 штук в год. Такие показатели носят не только экономический характер, но и социологический. По показателям частоты отправления открыток, можно судить о состоянии общества. Социологи заявляют, что чем чаще люди в стране покупают и посылают один другому открытки, тем лучше жизнь в стране на сегодняшний день. Однако, к сожалению, Россия еще очень и очень далека от стабильности. По причине некоторых особенностей, большая часть открыточных изданий располагается в Москве. Как показывает практика, в таких издательствах отсутствует полиграфическое оборудование. Поэтому таким компаниями приходится сотрудничать с типографиями, которые расположены в Калуге, Туле и других городах России. Типография “Стезя”, является одной из самых крупных полиграфических компаний, которая располагается в Йошкар-Ола. Разработка и создание дизайна открыток - основная деятельность этой компании. Открытка одного дизайна, обычно существует несколько месяцев. Соответственно, что бы быть конкурентоспособным, российскому изданию необходимо как минимум создавать примерно 100 дизайнов ежемесячно. Это довольно таки не простая задача. Ведь российские издания пытаются делать всю работу самостоятельно, а по всему миру разнообразие ассортимента открыток и его частое обновление достигается тем, что приобретаются авторские права на дизайн у других издательств, которые специально этим и занимаются. К примеру, издательство “Арт и Дизайн” за год умудряется разработать более чем 2000 новейших дизайнов для открытки. Из этой цифры, 90% дизайна являются собственными разработками.

Поздравительные открытки по своему формату, конструкции и отделки очень разнообразны. Открытки небольшого формата, мини или как их часто называют “малявки”, имеют размер примерно 40*60 мм. Что касается больших, то они могут достигать до формата А2, разумеется в сфальцованном виде. Появление новых стандартов для конвертов в России, открытка в формате “Евро”, которая имеет размер 110*220, стала пользоваться популярностью. В производстве стали часто использовать такие дизайнерские материалы, как фольга, калька, тонированную и тисненую бумагу. Эти материалы пришли на замену традиционной мелованной бумаги и картону.

За современную открытку, можно считать уникальное, высокотехнологическое изделие, которое сочетает в себе качественную печать и различные способы отделки. Глитерное лакирование, считается самым последним шиком моды. Оно осуществляется за счет трафаретной печати. Помимо этого, не редко применяют тиснение, высечку, UV-лак, бронзирование и многое другое, что делает продукт уникальным и красивым. В последнее время, фантазия российских и зарубежных дизайнеров дошла до того, что теперь открытка представляет собой уже самостоятельный, отдельный сувенир. Сложенная высечка и ручная работа, превращают обычные открытки в сложенные конструкции. Сейчас в моде применять при оформлении различные аксессуары, в виде ленточек, вкладышей и прочего. Постепенно возрождается практика изготовления открыток из специфических материалов, таких как керамика, кожа, минералы, сухоцветы и многое другое.

Рекламная открытка

Для того, что бы завоевать Европу, Азию и Америку, рекламным открыткам, которые бесплатно распространялись, понадобилось примерно 30 лет. Четкий и яркий пример можно проследить в Нидерландах, где несколько крупных компаний оператора freecards в течение 5 лет создали и распространили около 7 тысяч различных открыток. В 1999 году в России образовался проект, который получил название “FLYCARDS”. Развитие проекта оказалось очень успешным и вскоре фирменные стойки располагались в самых популярных местах проведения досуга по крупным городам России. Рекламная открытка имеет значительное преимущество перед другими изделиями, она не навязчива. Реклама, которая расположена на таких открытках, не подталкивает что-либо приобретать, наоборот, сама инициатива исходить от того человека, который берет такое изделие со стойки. Зачастую, ее применяют и в повседневной жизни, в виде закладки для книги, может быть использована в качестве яркой картинки на рабочий стол, ну и найдет применение в виде бланка для открытого письма. По своему формату, они обычно имеют размер стандартной почтовой карточки, выполнены на плотном картоне, а с лицевой стороны покрыты лаком.

Яркий и эмоциональный дизайн открытки, зачастую очень важен для рекламного успеха. Можно грамотно рассчитать программу распространения продукции, выбрать наиболее людные места, наметить дату, однако все старания могут оказаться напрасны и пойти на смарку, если дизайн не будет привлекать к себе внимание людей.

Деловая открытка

Само понятие деловая открытка, появилось буквально несколько десятилетий назад и в наше время набирает высокие обороты. Такие открытки предназначены для того, что бы с их помощью можно было легко и красиво поздравить своего партнера по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника в честь профессионального праздника. Их можно назвать замечательными носителями современной бизнес-культуры, так они идеально совместили в себе все признаки поздравительной и рекламной открыток. Такую открытку не выкинут в мусорное ведро, как очередной рекламный флаер, а поставят на рабочем столе, где она простоит долгое время, давая знать о дарителе. Кроме того, с ее помощью можно устанавливать доверительные отношения с клиентами или деловыми партнерами и даже с сотрудниками собственной фирмы.

Корпоративные открытки - открытки, выполненные в деловом и/или фирменном стиле, могут содержать вместе с тематическим изображением логотип, название компании и другие данные, используются как поздравительные открытки, приглашения. Такие открытки являются элементом имиджа фирмы, создают благоприятное впечатление на партнеров и клиентов, повышают корпоративную сплоченность.

Открытки-приглашения - используются для сообщения о скором проведении какого-либо мероприятия личного (свадьбы, юбилеи и другие торжества) и делового характера (открытия, выставки, презентации и др.), месте и времени события, содержат приглашение его посетить.

Индивидуальные открытки, фотооткрытки - открытки, имеющие конкретного адресата или отправителя, это чаще всего определяется размещением на открытке их фотографии, кроме того может быть персональный подход в дизайне.

ПО ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Плоские - плоское изображение без выпуклостей

Объёмные - плоские открытки с выпуклостями, наклеенными аппликациями

Музыкальные - с музыкальным механизмом.

Открытки - тоннели

ПО ФОРМЕ

Квадратные

Форменные (сердца, цифры)

Овальные

Открытки - тоннель

открытка искусство художественное графическое

Данному виду открыток более 100 лет. Первая открытка-тоннель была сделана как сувенир в честь открытия первого тоннеля. Сама история очень показательна. Эта техника была забыта на некоторое время, и вновь она была открыта 50 лет назад. По сравнению с другими видами искусства - это довольно молодая отрасль.

Когда мы открываем открытку-тоннель, то наблюдаем эффект перспективы. Именно этот эффект перспективы был назван тоннелем, потому что это самая первая ассоциация у людей. Это эффектная игрушка, которая остаётся после памятных событий. Например, после похода в цирк можно воплотить в открытке все свои эмоции. воспоминания, например вклеить билетик.

В открытке-тоннель присутствует сюжет, который передаёт событие или воспоминания по моментам, так называемым слайдам.

Так как тоннель - многослойная открытка, то перед её изготовлением необходимо приготовить несколько заготовок - тематических картинок. Далее берется бумага с хорошей плотностью, что бы открытка держала форму при открывании и закрывании. Эта бумага может быть любого цвета, который понравился. Далее необходимо выбрать фон: он может быть как однотонным, так и с рисунком, так и декорирован любой из техник декорации, например декупаж. Далее фон наклеивается на основу открытки, то есть на заднюю стенку при помощи клея. Следующий шаг - это вырезание следующих заготовок основы, то есть слайдов. Они могут быть разной формы, но для лучшеё жесткости и прочности композиции края должны быть ровные. А внутри можно вырезать любые понравившиеся формы: окно, сердце, звездочка, арка, для того что бы было видно фон и декор предыдущих слайдов. если вам хочется создать эффект отдалённости, то размер этих отверстий в каждом слайде всё меньше и меньше. Следующий шаг - из отдельного, более гибкого листа бумаги любого цвета, делается «гармошка», на которую в каждый сгиб вклеиваются основы, тем самым при открывании открытки надо вручную продвинуть эту гармошку вперед, что бы как раз и появился эффект тоннеля. Гармошка приклеивается к основе открытки. Открытку можно сделать с так называемыми дверями, которые так же крепятся на основу. только задней стороны.

Открытка-тоннель может являться как подарочной, как памяткой после события и как элемент интерьера. Как взрослые так и дети любят заниматься этим видом искусства.

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан.

Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.

Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.

Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии.

Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя.

На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.

Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавочка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки.

Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.

Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки".

Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.

Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".

С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.

Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги.

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

Любовные открытки

          

 

 

 

 

 

 

 


Открытка представляет собой почтовую карточку для отправления открытого письма, без упаковывания в конверт. Таким образом, содержание послания могут видеть все, кто держит его в руках, а не только адресат.

Для большинства современных людей яркая, красочная открытка является неотъемлемым атрибутом праздника. Мы получаем нарядную, искусно оформленную карточку и вместе с ней частичку хорошего настроения.

Искусство открытки относится к жанру графического дизайна. Никто не знает точной даты изготовления самой первой поздравительной карточки, однако искусствоведы называют примерно конец XVIII века. В те времена открытку зачастую называли » артистической карточкой», потому что на обратной стороне художники создавали живописные изображения высокого качества.

На старинных открытках написанной от руки информации уделялось очень мало внимания и, следовательно, отводилось минимум свободного места. А до 1904 года на оборотной стороне даже запрещалось писать что — либо, кроме адреса получателя. Считалось, что тематика изображений должна была в полной мере передавать содержание послания.

Праздничные поздравительные открытки обычно изготовлялись нарядными. Каждая карточка, прежде всего, выполняла роль подарка, красивой вещицы, которую вручали в качестве приятного сувенира близким и родным.

Для выпуска карточек в свет требовалось немало усилий, поскольку до 60 — х годов XIX столетия открытки делали вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, при этом стараясь не допускать различий в экземплярах.

Подобная долгая и кропотливая работа заставила издателей искать новые способы изготовления открыток, которые помогли бы ускорить процесс и увеличить производство.

Различные способы исполнения открыток придавали им исключительную красоту и оригинальность. Именно этот факт позволяет считать их настоящим произведением искусства.

Для изготовления первых открыток использовались различные виды материалов, среди которых можно назвать следующие:

  • Красивые перья
  • Волосы
  • Засушенные цветы
  • Кусочки натуральной кожи
  • Бисер
  • Бусины
  • Резина
  • Бархат
  • Шелк
  • Парча
  • Разноцветные ленты и многое другое.

Использование подобных оригинальных материалов порой не придавало открыткам ожидаемого изящества. Однако когда карточку украшали шелком или бархатом, получалось удивительно красивое изделие. Применение нетрадиционных способов предполагало, что такая открытка будет передаваться из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте в открытом виде без конверта, непременно бы испортила тонкие прорези на боковых сторонах и испачкала бы тканевые вставки.

Периодом расцвета искусства открытки можно считать конец XIX столетия. Согласно мировой истории открытки, » золотой век» почтовых карточек длился с 1898 по 1918 годы. Новый тип отправлений был официально признан и законодательно закреплен в 1878 году, когда была подписана Всеобщая почтовая конвенция.

Однако самой ранней поздравительной карточкой считается открытка, которая находится в экспозиции Британского музея в Лондоне. Она датирована XV столетием, что совпадает с периодом начала книгопечатания в Европе. Первая открытка посвящена Дню Святого Валентина. Ее создателем предположительно является герцог Орлеанский, который сочинял любовные послания для своей жены, сидя в тюрьме.

Старинная открытка на День Святого Валентина

Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда » Пражский почтовый альманах» разместил на своих страницах сообщение о том, что » по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки, часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». В данном источнике автором изобретения открыток называют гравера Демезона.

В это же время во Франции широкое распространение получают гравированные карточки, выполненные в технике печати, типа нынешних адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером Шоффаром в XVIII столетии.

Рисунки на самих почтовых карточках впервые появились в Англии в начале XIX века. В этот период там распространился обычай рассылать поздравительные рождественские открытки, первая из которых была выполнена художником Добсоном в 1794 году. Она представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и счастливого семейства, собравшегося вокруг украшенной елки.

Художник послал эту самодельную карточку своему другу, которому та чрезвычайно понравилась. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских открыток и разослал всем своим знакомым.

 

Старинная открытка » С Рождеством Христовым!»

В 1800 году неизвестный предприниматель организовал продажу красочных поздравительных карточек. Это был первый зафиксированный случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX столетия, ассортимент выпускаемых открыток расширился, и к рождественской тематике добавилась новогодняя. Кроме того, популярными стали » валентинки» с различными вариантами изображения сердца. В России гравированные карточки появились тоже в XVIII веке.

Некоторые исследователи искусства графического дизайна считают, что возникновение художественного оформления открыток произошло под влиянием лубочных картинок, которые под разными названиями существовали в разных странах Европы. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII столетия из Германии. Это были раскрашенные вручную гравированные листы, которые в старину украшали жилища простого люда — ремесленников и крестьян.

В первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, а в 30 — х годах XIX столетия это новшество было завезено в Петербург и Москву.

Первыми российскими иллюстрированными открытками можно считать фотографические изображения с видами Москвы. Особенно известной стала серия из пяти открыток, на которой красовалась надпись: » Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

Одной из версий появления иллюстрированных почтовых карточек практически современного вида стало изображение событий франко — прусской войны. Это случилось зимой 1870 года, когда французская армия численность около 40 тысяч солдат была сосредоточена в небольшом городке Конли в Бретани.

Солдаты отправляли письма своим родным и близким, и вскоре возник дефицит бумаги для их написания и конвертов для отправки. Тогда продавец книг Леон Бернардо решил использовать для этой цели картон, который в изобилии хранился на его складе.

Картон нарезали и пустили в продажу. Случайно среди чистых листов оказались солдатские рисунки и карикатуры. Необычные карточки из картона стали пользоваться спросом, и сообразительный предприниматель — книготорговец придумал патриотическую виньетку, а затем украсил ею открытки. Успех его затеи оказался настолько ошеломляющим, что Бернардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту.

Первые появившиеся в России поздравительные открытки были изготовлены за границей. Их массово закупали и привозили в страну, и уже на месте украшали российской символикой и выполняли надписи на родном языке. Часто текст на русском соседствовал с французским или английским.

Первой российской открыткой по праву считается карточка, изготовленная в 1892 году неизвестным издателем. В дальнейшем ведущую роль в выпуске открыток сыграла » Община святой Елены», которая с 1889 года занималась выпуском высокохудожественным почтовых карточек.

Старинная открытка

В начале XX столетия огромный вклад в процесс распространения открыток внесли купцы и фабриканты. В упаковочные коробки и банки с продукцией предприимчивые дельцы вкладывали яркие сувенирные карточки, которые покупатели потом хранили долгое время. Кроме того, разнообразие изображений на открытках положило начало их коллекционированию.

В продвижении продукции собственного изготовления методом добавления сувенирных карточек особенно преуспело » Товарищество А. А. Абрикосова и сыновей», которое занималось производством и продажей различных кондитерских изделий.

Специально к датам проведения Всероссийских художественно — промышленных выставок Абрикосовыв представляли нарядные оригинальные открытки. Однако на них нет изображения конфет и сладостей. И в этом тоже заключался тонкий расчет производителей кондитерской продукции.

Подобные рекламные карточки зачастую выполнялись с применением тиснения, сложных витиеватых узоров, высечки и использованием дорогих тканевых элементов, особенно шелковых или бархатных.

В конце XIX — начале XX столетия гимназистки коллекционировали великолепно выполненные глянцевые картинки, которые часто становились характерными элементами украшения интерьера.

В разных странах мира внешний вид и предназначение первых открыток имели существенные различия. Первые японские почтовые карточки были двойными и закрывались, что позволяло сохранять в тайне содержание послания.

В 1893 году в Соединенных Штатах выпустили первые образцы красочных открыток, которые не предназначались для пересылки по почте — их просто продавали в качестве сувенирной продукции или предметов для коллекционирования.

В начале XIX столетия стали пользоваться огромной популярностью английские поздравительные почтовые открытки, посвященные религиозным праздникам — Рождеству, Пасхе, дню Святого Патрика и так далее.

После Октябрьской революции в нашей стране было запрещено производство открыток с рождественской и новогодней символикой, а также с изображением религиозных символов и народных праздников. Новая власть считала подобные образцы печатной продукции буржуазным пережитком.

 

Открытка на Пасху

На смену карточкам с новогодней символикой пришли открытки с видами городов и репродукциями картин известных художников. Так продолжалось почти до конца 1944 года, пока советские войска не освободили захваченные Гитлером страны Европы. Оттуда солдаты начали посылать своим родственникам и знакомым красивые, великолепно оформленные новогодние открытки, которые вызывали восхищение у получателей.

Именно в этот период и появились первые советские открытки светского характера. На них были изображены Кремлевские башни и симпатичные улыбчивые мамочки с детишками. Для изготовления подобных карточек использовалась самая простая и тонкая бумага, да и качество печати было отнюдь не на высоте, однако потребители были в восторге от подобных образцов отечественной печатной продукции, которая появилась в свободной продаже. А вот знакомые всем нам с детства любимые персонажи Дед Мороз и Снегурочка появились спустя несколько лет.

В дальнейшем производство открыток стало массовым. Огромную роль в этом сыграл технический прогресс. Почтовые карточки практически перестали делать вручную, с применением оригинальных материалов. Каждый желающий мог купить и подарить или отправить по почте поздравительные открытки с новым годом, с днем рождения, с юбилеем и так далее. Популярными стали пригласительные и свадебные открытки.

 

Пригласительная свадебная открытка

На сегодняшний день в продаже представлен огромный ассортимент открыток различной тематики, разных размеров и форматов, со стихами, шутливыми текстами, рисунками — комиксами и музыкальными вкладышами.

 

Современная печатная открытка

 

Возродилось и искусство поздравительных карточек, сделанных своими руками — открыток хенд — мейд. Уникальные образцы авторской работы ценятся достаточно высоко и пользуются спросом.

Современная открытка ручной работы

Открытка - это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Это могут быть настоящие произведения искусства (точнее, их репродукции), либо просто что-нибудь веселое и "прикольное". И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст - именно в нем выражены те мысли, которые порой трудно выразить в словах. По частоте посылаемых друг другу открыток, социологи и психологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди посылают открытки, тем лучше живется стране. В последние десятилетия культура открытки начала медленно чахнуть, неожиданно возродившись на новом уровне. Открытка стала превращаться в произведение искусства, если не художника, то дизайнера и креативщиков.

Открытка - символ неспешной и прочной жизни конца девятнадцатого века. Если перебирать старинные открытки тех лет, эпоха с куртуазность, немного наивной, здоровой эстетикой и философским восприятием мира предстает прямо перед вами, туманом поднимаясь со старых, неглянцевых кусочков серого от времени картона. Хотят создатели открыток того или нет, открытка все равно несет в себе скрытый сколок эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе.

История открытки.

Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.

Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова.

В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте - их продавали в качестве сувенира. А если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же "greeting cards", то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.

Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью - ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением.

Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.

Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками и высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предусматривался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки.

Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки - орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте - именно в конверте. Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких "эксклюзивных" открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже "валентинки" стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.

Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.

Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.

Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.

Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке.

Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты ("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.

Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.

Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки".

Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два го-да возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.

Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления". До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".

С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.

Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги.

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня.

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году. Среди первых русских издательств, выпускавших иллюстрированные открытки в России, следует назвать "Комитет попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны", более известный под названием "Община святой Евгении". Эта организация сыграла исключительную роль в становлении и развитии отечественной открытки в начале XX века. Издательской группой Общины святой Евгении первая открытка была выпущена в 1898 году.

Источник: http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52

Виды открыток

Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки)[5].

Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, как правило, имеют напечатанный знак почтовой оплаты и называются маркированными почтовыми карточками; на художественных немаркированных открытках предусмотрено место для его наклейки. Бывают случаи неправильного наклеивания марки на лицевую, художественную сторону открытки, предназначенной для прохождения по почте. Совсем редко встречаются открытки, на которых место для наклейки марки преднамеренно отпечатано на лицевой стороне, как, например, на советской открытке с изображением экспериментального автомобиля ХАДИ-7.

Открытки бывают следующих видов:

· Поздравительные открытки. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха), что дает нам возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

· Видовая открытка. Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России: уличная торговля, продавцы и разносчики товаров, водоносы, ледорубы, извозный промысел, прогулки, развлечения, спорт и другие. С помощью таких открыток можно увидеть представителя уже несуществующей профессии, в том числе его внешний вид, одежду, а также определенные детали и позу.

· Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделяют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры. На протяжении многих лет Росохранкультура выпускает сводные каталоги культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны [6]. Одним из источников для восстановления изобразительного ряда как раз являются открытки. Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения. Например, художник Ф. К. Бурхард (1854—1918) в своё время был очень популярным и востребованным художником, о чем свидетельствуют многочисленные открытки, в советское же время не было издано ни одной открытки с репродукциями его картин.

· Художественные открытки. Открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Cоюза русских художников, Ассоциации художников Революции, ЛОССХ и другие, дают возможность ввести в научный оборот имена забытых и «неугодных» (репрессированных) художников и показать неизвестные страницы их творчества. Для музееведов, культурологов и искусствоведов представляет интерес информация о факте экспонирования произведений искусства на открытке. По этим данным можно реконструировать время проведения выставки, состав участников и, что самое главное, изобразительный ряд выставляемых работ. В советское время после каждой крупной выставки издавались открытки. Например, «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) и другие. Осознанная наглядность была целью большинства тогдашних почтовых открыток.

· Рекламные открытки. Вскоре почтовые открытки стали выполнять и роль носителей рекламы, например, открывшегося ресторана, отеля или фирмы.

· Историко-событийные открытки. В еще одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.

· Политические открытки. В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает еще одна группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других. Исследование критериев художественного оформления таких портретных карточек может принести огромную пользу историческим исследованиям. Между тем, тематик политических почтовых открыток было куда больше — они охватывали все области самого понятия политики и пропаганды и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени; в их число входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.

· Патриотические открытки. Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда — Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идет обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!». Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку на лицах читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте[6].

· Фотооткрытка. Фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их еще называли видовыми. Обычно на видовых открытках можно увидеть фотографии городов, виды местности, природы, известных людей. Фотооткрытка открывает огромные возможности для творчества. Сочетание искусства фотографии и дизайнерского оформления позволяет передать именно те чувства, которые вы хотите выразить другому человеку.

· Деловая открытка. Деловая открытка появилась несколько десятилетий назад и в наше время только набирает обороты. Эти открытки предназначены для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника с профессиональным праздником, победой на выборах, да и мало ли с чем можно поздравить хорошего, но не близкого человека. Такую открытку не выкинут в корзину, а поставят на рабочем столе, где она простоит долгое время, напоминая о дарителе. Кроме того с её помощью можно установить доверительные отношения с клиентами или партнёрами по бизнесу и даже с собственными сотрудниками.

Изготовление скрапбукинг открытки

· Первое что нужно сделать — это придумать идею открытки. Какому празднику она посвящается? Для какого человека делается

· Продумайте, какие материалы могут понадобится

· Из стандартных материалов — это цветная бумага, картон и клей ПВА. Также, можно использовать ленты и кружева, искусственные цветы, бусины

· Подготовьте основание открытки. Оно не должно быть мягким. Посетите магазин для творчества в вашем городе. Там есть мягкий цветной двухсторонний картон. Иногда он бывает с узорами. Такой картон будет отличной основой для открытки

· Если вы выбрали основу темного цвета, подумайте о том, как будете писать надписи. Синяя или черная ручка будут плохо видны на темном фоне. Для зоны, где будут написано пожелание, отрежьте часть светлой бумаги. Она не обязательно должна быть прямоугольной формы

· Пользуйтесь шаблонами для вырезания четких фигур. Так получится значительно аккуратнее

· Не бойтесь экспериментировать

Набор для скрапбукинг открытки

Для новичков в скрапбукинге удобно пользоватся набором для изготовления открыток. Он продается в магазинах для творчества и, иногда, в магазинах с канцелярией. Наборы бывают тематическими. Например, посвященные Новому году, Дню рождения или 8 марта. В такой набор входят:

· Картон-основа. Он бывает двусторонним или односторонним. Обычно, в наборе несколько вариантов основ

· Цветная бумага. Она чуть мягче картона, на ней могут быть узоры или тематические рисунки

· Ленты и кружева

· Полубусины, которые легко крепить к бумаге

· Дополнительные элементы: деревянные фигурки, цветы, объемные фигурки, рамки и многое другое

Виды открыток скрапбукинг

Четкой классификации открыток нет, потому что каждый мастер использует свое воображение и смешивает множество элементов. Однако, можно сделать разделение открыток скрапбукинга на несколько разновидностей:

· В зависимости от формы: квадратные, круглые, овальные, прямоугольные и фигурные.

· Плоские и объемные

· Текстильные (виды, где максимально используют ткань)

· Открытки к праздникам

· Открытки «просто так»

· Открытки-книжки

· Открытки-фотоальбомы

Что такое кардмейкинг?

Авто: flower • 31.07.2013

Наверняка, термин «кардмейкинг» вы встречали в сети не один раз. Когда я в первый раз увидела это слово, я подумала, что это еще один очередной вид какого-нибудь новомодного хобби, пришедшего к нам с запада. Но как оказалось, я этим «новым» видом уже достаточно давно увлекаюсь и есть это не что иное, как изготовление поздравительных открыток своими руками (в переводе с англ. card – открытка, make – делать).

Во многих источниках информации говорится о том, что кардмейкинг – это одно из направлений скрапбукинга, что эти два вида творчества очень тесно связаны друг с другом и тому подобное. То, что они связаны – я не спорю, но что кардмейкинг является частью скрапбукинга, я не совсем согласна. Почитав немного истории об этих видах творчества я пришла к выводу, что каждое из них зародилось самостоятельно, не зависимо друг от друга, поэтому я рассматриваю кардмейкинг, как самостоятельный вид творчества.

Искусство изготовления открыток вручную зародилось еще в Древнем Китае, там существовал обычай на Новый год обмениваться небольшими карточками, сделанными вручную. И только в 1400 году это искусство пришло в Европу, где получило необыкновенную популярность. Вплоть до середины 19 века люди обменивались на разные праздники открытками, сделанными вручную.

Но вот к концу 19 века начался научно-технический прогресс, появились специальные печатные устройства и производство открыток было поставлено на конвейер. Люди стали дарить друг другу однотипные отпечатанные открытки. Слава богу, что в них хоть оставляли место для написания поздравлений – единственное место, где можно было оставить «частичку своей души» в виде поздравления для близкого человека. Но со временем люди на столько обленились, что стали выпускать открытки уже с готовыми текстами поздравлений, нужно было только подписать от кого открытка. А мне иногда дарили даже и не подписанные открытки – «а зачем, там же итак уже все написано?»…. На мой взгляд в таких открытках теряется весь смысл, ведь мы дарим открытку, чтобы выразить близкому человеку свои чувства, оставить что-то о себе на память… Но разве отпечатанная в типографии открытка тиражом в несколько тысяч экземпляров с поздравлением, которое написал совершенно незнакомый нам человек (пусть даже и самый профессиональный редактор) может выразить те чувства, те пожелания, те слова, которые мы хотим адресовать самым родным нашим, самым близким людям? Уверена, что все со мной согласятся и скажут – конечно же, нет. Именно поэтому в последние годы искусство создания открыток своими руками опять возрождается. Причем многие стали делать открытки не только для своих близких, но и на заказ.

Из чего можно делать открытки?

Многие думают, что для того, чтобы заниматься кардмейкингом, необходимо закупить много различных материалов, специальную бумагу, инструменты, различные украшения и тому подобное, а стоит это все не дешево. Но это все относится к открыткам, сделанным в стиле скрапбукинга. Вот в этом месте кардмейкинг и соприкасается со скрапбукингом. Действительно, открытки выполненные с использованием всех этих штучек, характерных для скрапа, считаются самыми красивыми. Но если у вас нет всяких фигурных дыроколов, штампиков, специальных украшений, это еще не означает, что вы не можете сделать открытку своими руками. Ведь картон, нитки, пуговицы, бусинки, ленточки, краски всегда найдутся в доме. Итак, давайте посмотрим, какие материалы и инструменты могут использоваться при изготовлении открыток своими руками.

1. Бумага – это основной материал, который будет необходим. Это может быть обычный картон (белый или цветной), обычная цветная бумага, фольга, упаковочная бумага любой фактуры – это все можно найти в обычных магазинах, да и дома наверняка такое имеется. Можно купить и специальную бумагу для скрапбукинга – это конечно более предпочтительный вариант, т.к. эта бумага отличается качеством и разнообразием узоров и красок. Ну и в конце концов, можно сделать бумагу своими руками – это различные способы состаривания, окраски с помощью кофе или чая, с помощью брызг краски и т.д.
2. Элементы декора – вот тут по истине бесконечно много источников - это бусины, бисер, пайетки, пуговицы, шнурочки, ленточки, кружева, тесьма, различные лоскутки ткани, перья, засушенные листья, колоски, цветочки, зерна кофе, различные крупы, специи и т.д. В специальных магазинах можно приобрести готовые украшения – искусственные цветы, фигурки, брадсы, люверсы, полубусины, высечки, чипборд, стикеры и много всего еще там можно приобрести, были бы деньги.
3. Инструменты – это клей, желательно двусторонний скотч, ножницы – все, что можно найти дома. Ну а дополнительно можно приобрести всякие специальные инструменты, которые используются в скрапбукинге.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!