Пять основных событий в пьесе, по Товстоногову



Станиславский предлагал выявить в действенном анализе наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля. Товстоногов считал, что пьеса в своём развитии опирается на пять таких событий:

1.Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды — океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2.Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3.Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4.В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5.Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нём как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Композиция в драме

Драматическая композиция – это членение текста пьесы на части по времени и месту действия и художественно целесообразную соотнесенность этих частей. Композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта.

Термин «композиция» пришёл в теорию драмы из теории живописи в XIX веке. То, что сейчас подразумевается под понятием «композиция», у Дидро обозначалось понятием «план». И Дидро констатировал, что пьес с хорошим диалогом гораздо больше, нежели пьес хорошо построенных. «Талант к расположению сцен» он полагал самым редким свойством драматурга. Даже Мольер с этой точки зрения, по его мнению, далёк от совершенства.

В эпоху Возрождения упорядочиваются представления о композиции драмы, заложенные в античности.

- основу драмы составляет фабула (нужно тщательно разрабатывать интригу пьесы);

- характеры должны быть типическими;

- пятиактное строение пьес (со ссылкой на Горация – римского поэта и теоретика искусства);

Чрезвычайно важным положением, разработанным в XVI веке и предвосхищающим классицизм, была концепция «трёх единств» в драме – единства действия, места и времени.

Композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта.

Законы композиции:

1.Целостность;

2.Взаимосвязь и соподчиненность;

3.Соразмерность;

4.Контрастность;

5.Единство содержания и формы;

6.Типизация и обобщение.

С развитием драматургии первоначальное деление на середину, начало и конец в технике драматургии более усложнилось, и на сегодняшний день эти части драматического произведения имеют следующие названия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, также выделяются пролог – перед началом произведения и эпилог – в самом конце произведения.

Пролог

Пролог в настоящее время выступает как предисловие – этот элемент не связан непосредственно с сюжетом пьесы. Это место, где автор может выразить своё отношение, это демонстрация идей автора. Так же он может быть ориентацией изложения.

Экспозиция

Экспозиция – часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В её задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения. Экспозиция должна быть тесно связана с основным действием. Драматург должен предполагать, что он пишет для людей, которые ровно ничего не знают о его материале, за исключением немногих исторических тем. Драматург должен дать читателям понять:

1) кто его персонажи;

2) где они находятся;

3) когда происходит действие;

4) что именно в настоящих и прошлых взаимоотношениях его персонажей служит завязкой сюжета.

Завязка

Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие. Завязка - очень важный момент в развитии сюжета, это момент, когда принимаются решения (чреватые последствиями), момент пробуждения воли к конфликту, преследующему определённую цель.

Пьесы Шекспира используют конкретный конфликт для установления причин действия. «Макбет» начинается со зловещих заклинаний ведьм, вслед за чем мы узнаем, что Макбет одержал великую победу. «Гамлет» начинается немой картиной – по сцене безмолвно проходит призрак. В обоих случаях объём сообщённых сведений прямо пропорционален силе созданного напряжения.

Развитие действия

Наиболее обширная часть пьесы, её основное поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определённых эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия.

Драма есть борьба; интерес к драме есть, прежде всего, интерес к борьбе, к её исходу. Кто победит? Соединятся ли влюбленные наперекор тем, кто им мешает? Добьётся ли честолюбец успеха? и т.п.

Драматург держит читателя в напряжении, задерживая разрешительный момент сражения, вводя новые осложнения, так называемой «мнимой развязкой» временно успокаивая читателя и снова его разжигая внезапным бурным продолжением борьбы. Нас увлекает драма – прежде всего – как состязание, как картина войны.

В пьесе действие идёт по возрастающей линии – это основной закон драматургии. Драматургия требует нарастания действия, отсутствие нарастания в действии мгновенно делает драму скучной. Если между действиями и проходит много времени – драматург изображает нам только моменты столкновений, нарастающих по направлению к катастрофе.

Нарастание действия в драме достигается:

1) Постепенным введением в борьбу всё более активных сил со стороны контрдействия – всё более влиятельных и опасных для героя персонажей;

2) Постепенным усилением действий каждого из борющихся.

Во многих пьесах используется чередование сцен драматических, трагических – сцен, в которых действующее лица борются опасными средствами, со сценами, в которых происходит комическая борьба.

Кульминация

Вершина развития действия пьесы. Это обязательная сцена. В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы. Кульминация в драматургии – это основное событие, вызывающее нарастание действия, это непосредственная цель, к которой развивается пьеса.

Кульминация – это тот момент пьесы, в котором действие достигает наивысшего напряжения, наиболее критической стадии развития, после чего наступает развязка.

В пьесе «Гедда Габлер» кульминацией кажется момент, когда Гедда сжигает рукопись Левборга; это кульминационный пункт всех событий или кризисов её жизни, показанных в пьесе или произошедших до её начала, которые интересуют Ибсена. Начиная с этого момента, мы видим только результаты, действие больше ни разу не достигает такого напряжения. Даже смерть Гедды – лишь логическое следствие предыдущих событий.

Кульминация – отнюдь не самый шумный момент в пьесе, это момент наиболее значимый и, следовательно, наиболее напряженный.

Развязка

Традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции – разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой это зона сюжета.

Надо заметить, что катастрофа, за которой в античной трагедии следует развязка, во многих новых драмах, с развязкой совпадает. В развязке должны быть завершены судьбы всех главных действующих лиц.

Эпилог

Эпилог – часть композиции, которая производит смысловое завершение произведения в целом (а не сюжетной линии). Эпилог можно считать неким послесловием, резюме в котором автор подводит смысловые итоги пьесы. В драматургии может выражаться в виде завершающей пьесу сцены, следующей после развязки.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!