Событие в драме. Разбор событий по Товстоногову



Событие – это действие, приводящее к коренному изменению развития основного конфликта в драме, что меняет жизнь и поведение персонажа.

События – это основа действия. Всё остальное – лишь способ воплощения и сценическая подача зрителю. Понимание режиссёром события – это ключ к дальнейшей постановке. Правильные события определяют правильные мизансцены, сценографию и другие выразительные средства. Событие – основная структурная единица сценической жизни, неделимая частичка действенного процесса. Подобно тому, как из частиц образуются вещества, из событий складывается событийный ряд. Как в «Беседах с коллегами» замечал Г.А.Товстоногов: «События нанизываются на стержень конфликта, образуя своеобразный шашлык». Шампур, или стержень, на который нанизаны кусочки – события – сквозное действие (а также контрдействие). Сквозное действие – это путь борьбы, направленный на достижение сверхзадачи, а контрдействие – та сила, которая сопротивляется решению поставленной проблемы.

Событие для драматурга, это некое происшествие, которое происходит с персонажами пьесы, оно и составляет основу сюжета. Это абсолютно естественное порождение конфликта. Оно выразитель конфликтного развития действия пьесы, результат столкновения как минимум двух взаимно противоположных интересов, целей, мировоззрений, в одном месте и в одно время.

Событие – есть результат столкновения действия и контрдействия, выразителями которых служат те или иные персонажи.

Рассматривая природу события, в первую очередь, нужно поставить весьма важный вопрос о мотивировке событий. При этом необходимо помнить о том, что психологическая мотивировка событий, даваемая персонажами, не должна смешиваться с логической этих событий, создаваемых автором. «События мотивированы, художественно правдоподобны, если они соответствуют данным обстоятельствам и психологии действующих лиц». Так же необходимо отметить и ещё одну особенность в анализе мотивировок. Как таковую – мотивировку – можно понимать как соответствие поступка и характера персонажа, а не только как подготовку поступка, его, так сказать, «подоплёку». Здесь же необходимо кратко остановиться на понятии «случайности» в организации и возникновения события, т.е. полного отсутствия мотивов. По нашему мнению, в принципе, это практически невозможно, это скорее неумение найти мотив. Ведь, как известно, случайность – это имя закона, который нам ещё не известен.

Например, убийство Гамлетом Полония: случайность или нет? Ведь Гамлет сознательно шёл к убийству, для него было гораздо важнее решиться убить, чем сам его факт, но с другой стороны, это всё весьма характерно для той эпохи.

Ромео и Джульетта случайно ли встретились на балу? Ромео убивает Тибальта, который намного сильнее и опытнее в фехтовании, чем он. Это тоже случайно? Таких вопросов невероятное количество. Так вообще можно дойти до того, что пьеса есть ряд случайностей. Получается полная нелепица и бессмысленность, хаос, царящий в мире, а жизнь человека абсурдна, им неуправляема и не зависит от него. Но нет, не такое ощущение рождается, не это мы наблюдаем в истории драматургии и истории человечества. В Шекспировских пьесах, да не только в них, мы интуитивно чувствуем удивительную гармонию, абсолютную осмысленность и строгую логичность, неумолимость року и судьбы, но не всегда можем определить это в словах. Закон причин и следствий всех поступков человека лежит в основании так называемой «случайности».

Причинно-следственное развитие событий, их возникновение друг из друга, составляют сюжет или по определению Аристотеля – «склад событий». Понять принцип функционирования этого механизма, помогает такое психологическое понятие как «динамический стереотип». Это система привычных рефлекторных ответов, при этом рефлекторный ответ (функциональное состояние) становиться сигналом для следующего.

 

Таким образом, случайность предстаёт перед нами как неожиданность, а затем как необходимость и закономерность. «Мы требуем – писал Волькенштейн – от драматических событий сочетания… неожиданности и художественной необходимости, остроты и убедительности».

В понимании природы события необходимо отметить особые свойства театрального события и то, что его отличает от драматургического. Это прежде всего то, что оно происходит на сцене здесь сейчас. Оно не застраховано от неожиданностей (остановка игры, реакция зала и т.д.). Для драматургического события характерно то, что оно факт совершённый, оно написано раз и навсегда. Событие есть некая данность, избежать которую, не меняя содержания пьесы, практически невозможно. Режиссёру важен процесс непосредственного свершения или творения события на глазах у зрителя. В театре событие - творческий акт. Он сохраняет хрупкость вымысла и игры, т.к. мы уже отмечали, что спектакль постоянно зависит от внешнего вторжения и воздействия зрителей, от уровня игры актёров и т.д. Для режиссёра так же важна коммуникативная сила события, которое является одной из форм создания иллюзии реального действия на сцене. В принципе, эта вечность и незыблемость драматургического события, хрупкость и временная конечность его в рамках театрального представления – составляют основу в определении и восприятии события.

Рассматривая природу театрального события, необходимо подчеркнуть его существенное отличие от событий реальной жизни. Это отличие заключается в особой концентрированности событий в пьесе. Драматург умещает в маловременном пространстве большее число событий, чем любая другая литературная форма, не говоря уже о реальной жизни. За короткий отрезок времени спектакля (2,5 – 4 часа) проходят события нескольких дней, а то и месяцев. Эта концентрированность времени придаёт особую живость и динамичность действию. События следуют с такой быстротой, плотностью и насыщенностью, что от театра требуется особое мастерство в их передаче, чтобы зритель поверил в возможность этого. В «Гамлете» проходит 2 месяца, в «Сирано де Бержераке» – 15 лет. Актёр только что игравший, вдруг, через несколько минут появляется на сцене и должен изобразить этот прошедший, огромный отрезок времени. Для этого нужно иметь большое мастерство.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!