Присоединительная связь в сложном синтаксическом целом



    Присоединительная связь в сложном синтаксическом целом – особый способ соединения предложений в единстве, при котором синтаксическая связь между ними осуществляется в первую очередь по смыслу. Присоединение отличается отсутствием структурной соотнесенности между соединяемыми предложениями: Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром. («Корзина с еловыми шишками»)

 

Смешанный тип связи в сложном синтаксическом целом

    Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного синтаксического целого,тогда тип связи между предложениями синтаксического целого называется смешанным. Например:                         Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела,улыбаясь на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды,долетавшие из комнаты Грига. («Корзина с еловыми шишками») В приведенном примере между первыми предложениями — параллельная связь, далее предложение присоединяются по способу цепной связи.

    Рассмотрев типы связи в сложном синтаксическом целом, можно сделать вывод,что в творчестве К. Г. Паустовского в большей степени преобладает тип цепной связи разных видов. Параллельная связь преобладает в меньшей мере,чем цепная,но она представлена весьма интересно и разнообразно, что делает произведения К. Г. Паустовского яркими,эмоциональными и интересными. Типы смешанной связи встречаются в произведениях К.Г. Паустовского довольно часто.

Функционально-смысловые типы текста в сложном синтаксическом целом

    Существует четыре способа построения сложного синтаксического целого: повествование, описание,рассуждение,определение. Остановимся более подробно на каждом из них.

1. Повествование - содержит рассказ о событиях,излагающихся в определенной последовательности. Наиболее широко данный способ представлен в художественной литературе. Самое главное, работая над данным типам текста выявить основные события, длительность каждого события,порядок их изложения, их единство. Все ненужные детали необходимо убрать. При данном способе построения сложного синтаксического целого важную роль выполняют глаголы. Например:    Живописью занимались все те же пьяницы-дьячки, писавшие иконы для церквей. Иные брали к себе Тараса в ученье, или заставляли его батрачить и тереть без конца краски; другие прогоняли его в первый же день, считая ни к чему неспособным. Маляр Взялся испытать приблудного мальчика. Он две недели заставлял его рисовать,а потом сказал, что из Тараса выйдет хороший художник,но взять в обучение его не может, потому что он беглый. Маляр потребовал от Тараса письменного разрешения от помещика Энгенльгардта. ( «Тарас Шевченко»)

2. Описание - этот способ связи построения сложного синтаксического целого, служащий для детального изображения состояний действительности с подробным перечислением ряда реальных объектов и их признаков,например: интерьер, пейзаж,портрет. Данный способ связи наиболее многообразно представлен в творчестве К. Г. Паустовского. Важную роль в описании выполняют прилагательные и глаголы несовершенного вида. Например: Наконец мы пристали, вышли на песок, поднялись в лес и только там остановились закурить. В лесу было безветренно, тепло, пахло прелью. Ровный и величавый гул проходил в вышине. Только он напоминал о ненастной ночи и недавней опасности. Но теперь ночь казалась мне удивительной и прекрасной. И приветливым и знакомым показалось мне лицо молодой женщины, когда мы закурили и свет спички осветил ее мимолетным огнем. Серые ее глаза смущенно смотрели на нас. Мокрые пряди волос выбивались из-под платка. ( «Ночь в октябре»)

А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставрополем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск, чужие люди, с которыми надо было держать себя, как с друзьями. И снова мимолетный Петербург и Кавказ, желтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой, широкие замыслы и стихи, легкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль. И последнее, что он заметил на земле, – одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял. ( «Разливы рек»)

    В произведения К. Г. Паустовского описание занимает огромное место. Он делает произведения интересными, детальными и разнообразными.

3. Рассуждение- способ построения текста,при котором рассматриваются явления и предметы,раскрываются их признаки, доказываются выбранные положения. Почти всегда в рассуждении используются следственные и уступительные связи. Например:                                                         Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником. («Телеграмма»)

    – В наши дни, – говорил он, покачиваясь и придерживая очки, – забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Я счастлив отметить в нашей среде, в среде скульпторов и художников, проявление этой заботы. Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны – да не в обиду будет сказано нашему руководству – одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне. ( «Телеграмма»)

4. Определение — это способ построения сложного синтаксического целого, который наиболее точно раскрывает смысл понятия,обозначает его родовые и видовые признаки. По форме рассуждение должно быть в сжатой и обобщающей форме, а также — четким и логическим. Определение строится из четырех составляющих: определяемое понятие, то что определяется; предикат- точно говорится об определяемом; родовой признак, качество характеризующее ряд однородных предметов или явлений; видовое отличие — качество, характерное для данного определяемого понятия. Например: Настоящие ученые и писатели - кровные братья. Они одинаково знают, что прекрасное содержание жизни равно проявляется как в науке, так и в искусстве. (« Алексей Толстой»)

    Рассмотрев типы и способы связи сложного синтаксического целого, важно также выявить средства связи компонентов данного единства и рассмотреть их.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!