Признаки, отличающие государство от общественной власти первобытного общества и от организаций цивилизованного общества.
Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственной организации общественной власти, так и от других организаций. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации власти в первобытном общесстве
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обладает аппаратом управления и принуждения; публичная власть это государственный аппарат, чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения;
2) территориальное деление населения; государство объединяет
своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию,
независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное
деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения
труда, превращается в административно-территориальное; на этом
фоне возникает новый общественный институт — подданство или
гражданство);
3) система налогов, податей, займов: выступая основной доходной
частью бюджета любого государства, они необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не участвующих в материальном производстве и занятых только управленческой деятельностью;
От иных организаций общества (церкви, партии, профсоюзов и т.п.) государство отличается:
1) монополией на официальное представительство всего общества
(никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
|
|
2) суверенитетом, т.е. верховенством над всеми другими организациями и независимостью в международных отношениях. В обществе существуют разные объединения (партийные, профсоюзные, религиозные). Однако властью, решения которой обязательны для их граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловноераспространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.
3) монополией на установление правовых норм; только государство издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформирует их в юридические правила поведения;
4) устойчивыми правовыми связями с населением, проживающим на его
территории (гражданством, подданством);
|
|
5) монополией на легальное применение принуждения.
Сущность и социальное назначение государства.
Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) любое государство есть организация политической власти:
(формальная сторона);
2) чьим интересам служит эта организация (содержательная
сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства — его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
|
|
В этой связи можно выделить классовый, национальный и общечеловеческий подходы к сущности государства.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство определяют как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Государств, которые уже достигли таких высот, на сегодняшний день немало. К ним можно отнести Германию, Францию, Швейцарию, Скандинавские государства, Австрию, Японию и др.
|
|
Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!