Виды универсального преемства



Классификация видов универсального преемства рассматривается современными правоведами неоднозначно. Чаще всего упоминаются преемство по завещанию и преемство по закону (И.Б. Новицкий, З.М. Черниловский и др.). Некоторые ученые, например Д.В. Дождев, к универсальному преемству относят еще и наследование по преторскому праву. Следует отметить, что для преподавания и усвоения римского наследственного права второй подход представляется более интересным.

Итак, к универсальному преемству отнесем: наследование по преторскому праву, наследование по закону и наследование по завещанию.

Наследование по преторскому праву ( bonorum possessio )

 

Как уже отмечалось, преторы издавали особые интердикты. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях
в целях содействия применению и развитию цивильного права.

Если ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным (бесхозяйным), а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор издавал специальное решение, которое выходило за рамки цивильного права и имело силу правового прецедента.

С распадом старой агнатической семьи претор признал несоответствующим новым жизненным условиям сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных детей от наследования после отца, и право наследования по прецеденту (bonorum possessio) стало предоставляться эманципированным детям. В таких и подобных случаях претор действовал уже в целях исправления цивильного права, утверждая таким образом когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону.

На первых порах претор предоставлял bonorum possessio после изучения в каждом отдельном случае обстоятельств дела и вынесения личного решения (decretum). Полученное таким образом bonorum possessio называлось bonorum possessio decretalis. Когда же в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bonorum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт. Для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал его предоставление. Сложившееся в результате этого bonorum possessio edictalis стало устойчивым институтом римского права.

Сделать bonorum possessio цивильным наследником претор не мог. Такой человек назывался не наследником, а обладателем наследственного имущества, но претор создавал для него положение, близкое по существу к положению цивильного наследника. В то же время, отказывая цивильному наследнику в исках для получения наследства, претор оставлял за таким лицом одно лишь имя.

Так наряду с цивильной системой наследования сложилась преторская система, которой суждено было в будущем парализовать действие первой.

Наследование по закону ( successio legitima )

 

Наследование по закону (successio legitima) происходит каждый раз, когда из-за отсутствия завещания оно всецело предопределяется порядком, закрепленным в нормах действующего права. Такими нормами в Риме были XII таблиц, а позднее – Уложение Юстиниана. Указанные нормы установили порядок, в котором центральное место занимали два вида правил: о круге законных наследников и о размере доли каждого из них.

Круг наследников по закону был разным на всех этапах развития римского частного права. Общим определяющим признаком везде было родство наследника с наследодателем, но в разное время степень родства была неодинаковой. На начальной стадии римляне установили так называемое агнатическое родство, основанное на общем подчинении власти главы семьи, а в дальнейшем - когнатическое родство, основанное на общности по кровному происхождению. Постепенно когнатическое родство вытеснило агнатическое. Цивильное право подразделяло законных наследников на три очереди: свои наследники, агнаты и когнаты.

Свои наследники составляли первую очередь родства. Они именовались так потому, что непосредственно состояли под семейной властью наследодателя. В данном случае наследодателем выступал глава семьи, а наследниками - его дети. Они приобретали отцовские права и обязанности и продолжали обладать имуществом, которое и раньше являлось собственностью данной семьи. Дети становились наследниками даже против своей воли. В их наследственном праве продолжала жить старая семейная собственность. Право, которым владели дети еще при жизни наследодателя, освобождалось от стеснений благодаря его смерти, поэтому для них не требовалось акта вступления в наследство. По цивильному праву им запрещался даже отказ от наследства, поскольку они не могли изменить того факта, что в качестве членов семьи уже являлись носителями наследственного имущества.

Агнаты входили во вторую очередь законных наследников. Эти лица в прошлом были связаны с наследодателем отношениями подвластности и состояли бы в подобной связи, если бы не его смерть. Например, после смерти главы семьи агнатическими родственниками оставались братья. В случае, если имелось несколько агнатов, к наследованию призывался ближайший агнат, т.е. тот, кто в кровном отношении состоял к умершему ближе, чем прочие агнаты.

Когнаты относились к третьей очереди наследников по закону. Нужно иметь в виду, что к ним относились все остальные кровные родственники умершего. Степень родства во внимание не принималась.

Смысл разбивки законных наследников по очередям состоит в том, что наследник следующей очереди может быть призван к наследованию лишь при отсутствии всех наследников предыдущих очередей.

Очередность известна не только цивильному, но и преторскому праву, которое различало не три, а четыре очереди законных наследников. Первая очередь объединяла тех, кто по цивильному праву входил в так называемую «очередь своих наследников». Во вторую входили агнаты. Третья включала всех остальных кровных родственников. Четвертая ограничивалась супругом умершего.

Совершенствование законодательства о наследовании завершилось с изданием Уложения Юстиниана, в котором выделялось пять очередей законных наследников.

Первую очередь (liberi) составляли все нисходящие родственники умершего наследодателя. Усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми. Одновременно усыновленные дети могли наследовать на правах агнатов имущество своего родного отца.

Во вторую очередь (legitimi) входили восходящие родственники умершего, а также родные братья, сестры и их дети. Из восходящих наследовали только ближайшие. Дед и бабка с обеих сторон вступали в наследство только тогда, когда умерли оба родителя наследодателя.

В третью очередь (cognati) включались неполнородные братья и сестры умершего, которые имели общего отца при разных матерях или общую мать при разных отцах.

Четвертую очередь (unde cognati) составляли все остальные боковые родственники, которые призывались вне зависимостиотстепени родства. Таким образом, пока можно было вообще доказать боковое родство, им пользовались, если не было более близких родственников. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую.

Пятая очередь ( unde familia patroni) предполагала наследование пережившим супругом. Супруг призывался к наследству только тогда, когда никто из родственников не призывался к наследованию. Супруг не входил даже в число самых дальних боковых родственников. Только нуждающаяся (не получившая приданого) вдова имела право по Уложению Юстиниана наравне с родственниками на четвертую часть наследственного имущества мужа, а при трех и более детяхна равную часть с детьми. В последнем случае она приобретала лишь право пользования, а не право собственности.

В том случае, если претендующих по закону на наследство не было, имущество являлось выморочным. Во времена цивильного права оно считалось бесхозяйным, поэтому всякий мог овладеть им путем простого захвата и приобрести на него права наследника. Свод Юстиниана устранил данную бесхозяйность, установив, что выморочное имущество принадлежит fisco (казне). Впоследствии в некоторых случаях право на выморочное имущество было предоставлено и другим учреждениям (например, церквям – на выморочное имущество состоявших при них лиц).

Упорядочение системы наследования по закону, отказ от устаревшего агнатического принципа и построение наследования на началах кровного родства без всяких ограничений составляют бесспорную заслугу Юстиниановской реформы. Были в ней и недостатки. Одним из них является призвание к наследованию родственников до бесконечности. Это было шагом назад, т.к. по преторскому эдикту призвание кровных родственников ограничивалось 6-й степенью. В результате безграничного призвания наследство попадало в руки лиц, которые, кроме принципиального родства, ни в каких отношенияхс наследодателем не состояли.

Главным принципом наследственного права в Риме был все-таки тот, в силу которого наследственное имущество делилось в равных долях между всеми законными наследниками, относящимися к одной очереди. Если призывались одновременно 4 наследника, то каждый из них приобретал право на 1/4 часть имущества, если 3 - на 1/3, если 2 - на 1/2. Однако в одних случаях этот принцип действовал как норма о поголовном равенстве, а в других - как норма о равенстве поколенном.

Поголовное равенство предполагало признание за каждым из наследников права на долю одного и того же размера. Здесь не было каких-либо исключений. Поколенное равенство применялось в условиях, когда одни наследники приобретали наследственные права на общих основаниях, а другие - в силу права представления.

 

Наследование по завещанию ( successio testamentaria )

 

Наследование по завещанию появилось позже наследования по закону, но сразу заняло в Риме главенствующее положение. Характер римского завещания не был раз и навсегда определенным.

По свидетельству Гая, древнейшее римское право знало два вида завещания.

Во-первых, это завещание, совершаемое в народных собраниях, созываемых и проходящих под председательством понтификов (comitia calata). Такие собрания проходили 2 раза в год - 24 марта и 24 мая. В присутствии всего народа завещатель устно назначал своего наследника. Зачем же требовалась санкция народного собрания по назначению наследника? Предполагается, что это связано с универсальной преемственностью прав и обязанностей наследника. Все дело в том, что универсальная преемственность затрагивала в определенной степени не только интересы семьи, но и интересы государства. В соответствии с государственным устройством была необходима санкция всего народа на выражение воли наследодателем. Таким образом, перед наследодателем всегда стояла угроза отклонения его воли народом. Лишь с течением времени санкция народного собрания превратилась в формальный акт утверждения частной воли.

Во-вторых, это завещание, объявленное воином непосредственно перед сражением или в походе (testamentum in procinctu). В этом случае завещание объявляется не в народном собрании, а перед строем.

Рассмотренные формы староримского завещания являлись публичными и гласными (testamentum). Данное обстоятельство представляло собой определенное неудобство для завещателей, которые иногда желали не предавать гласности свои посмертные распоряжения.

Ввиду этого, вскоре после законов XII таблиц, была создана третья форма завещания – завещание в виде манципации (mancipatio familiae). Здесь мы имеем искусственное приспособление манципации для завещательных распоряжений. Завещатель передавал посредством манципации все свое имущество какому-либо доверенному лицу, которое брало на себя обязанность выполнить все его распоряжения. В присутствии пяти свидетелей, как и при других сделках, завещатель излагал свои распоряжения,
а доверенное лицо клятвенно обещало их исполнить. Все это сопровождалось характерной формулой и торжественностью.

Устное завещание при манципации могло быть заменено письменным. Завещатель после совершения манципации предъявлял написанное на табличках завещание свидетелям. Далее оно скреплялось печатью завещателя и печатями всех свидетелей. Письменная форма манципации имела преимущество в том, что содержание завещания могло быть неизвестно даже свидетелям и участникам акта. Эта форма стала настолько распространенной, что претор в своем эдикте нашел возможность объявить о выдаче защитительного иска тому, кто предъявит письменное завещание, запечатанное столькими печатями, сколько того требовал закон.

В период принципата, однако, манципационные формальности настолько утратили свой смысл, что специальным указом Антониана Пия (156 г.) было предписано давать полную юридическую силу простым письменным завещаниям с печатями семи свидетелей.

Письменное завещание было подвержено доработке указом императора Валентиана III (439 г.). Эти изменения касались как самого материала, на котором можно было писать завещание, так и способа подтверждения его достоверности. Если раньше достоверность подписанного завещания подтверждалась печатями, то теперь оно должно было быть подписано самим завещателем и семью свидетелями. С этого времени правомерно говорить о частном завещании позднейшего римского права.

Кроме соблюдения формы, римское завещание должно было удовлетворять целому ряду условий.

Первое, что должно было быть указано в завещании, это наследники (heredis institutio). Их называл составитель завещания. Не каждое лицо могло быть указано в завещании в качестве наследника. Им не могли быть перегрины, рабы. Завещатель мог указать не одно, а два лица. Назначение второго лица (подназначение) предусматривалось на случай отпадения наследника, если тот умрет, а также при завещании имущества несовершеннолетнему. В последнем случае другой наследник указывался для того, чтобы обеспечить принятие наследства, если первый умрет до достижения совершеннолетия. Подназначение применялось также к душевнобольным, которые, приняв наследство, умерли до выздоровления.

Вторымважным элементом завещания являлась наследственная доля, выделенная наследодателем каждому наследнику. Помимо этого в завещании могли быть изложены и другие вопросы.

Таким образом, собственник имущества имел право определить:
к кому и в каком объеме после его смерти должны перейти его имущество, права и обязанности. Волевой акт собственника, излагающий все вопросы такого рода, называется завещанием.

Третье, что должно было иметь место, это завещательная способность дающего наследство (nuncupatio testamenti). Завещатель мог в любое время отменить свое завещание. Эта отмена происходила автоматически, если завещатель составлял новое завещание. Юридически это означает, что более позднее завещание отменяет предыдущее.

Недействительность завещания предопределялась обстоятельствами, указанными в законе. К ним относились: несоблюдение формы, нарушение права на обязательную долю, отсутствие завещательной способности.

В несоблюдение установленной формы входит как несоблюдение формальных требований к завещанию, так и несоблюдение завещательной процедуры. Нарушением права на обязательную долю является лишение иждивенцев наследства, за которыми при всех условиях признавалось право на обязательную долю. Так, завещание, вторгавшееся в обязательную долю, объявлялось недействительным. Отсутствие завещательной способности означает неспособность составить завещание, а также – неспособность принять наследственное имущество. Способность составить завещание должна сохраниться на протяжении всего времени – от составления до смерти. Ее утрата в любой момент указанного периода делала завещание недействительным.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!