Вопрос. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА



 

Подчеркивая роль римского права в истории права, целесообразно рассмотреть, что собой представляет рецепция римского частного права (recepcio ius privatum).

Термин «рецепция» имеет несколько значений. В искусстве, культуре его трактуют как заимствование данным обществом культурных форм, возникших в другой стране или в другую эпоху.

Применительно к праву рецепцию также определяют по-разному, выделяя те или иные характерные черты данного явления.

В наиболее общем виде рецепция может быть определена как заимствование одним государством более развитого права другого государства. Так, рецепцию определяют как «восприятие и усвоение римского правового наследия в качестве действующего права» (Дождев Д.В.). Однако данное определение сводит это явление к простому заимствованию форм, конкретных правовых решений и, поэтому, является односторонней и не совсем точной характеристикой столь сложного многоаспектного явления.

Гораздо более удачным представляется определение Хвостова В.М., который отождествляет рецепцию с «возрождением системы права, существовавшей ранее». Именно о возрождении римского права необходимо вести речь, т.к. мы имеем дело с правом несуществующего уже государства, которое к тому же не имеет прямых наследников.

Конечно, имеется в виду не «возрождение» в значении лишь «восстановление», но тот метафорический аспект этого термина, согласно которому французское слово «ренессанс» служит для обозначения возрождения умершей культуры.

Прежде чем дать определение понятия рецепции римского частного права, необходимо отграничить его от смежных правовых явлений.

Весьма близкой к понятию «рецепция» является категория «правовая аккультурация», суть которой состоит в том, что одна правовая система может быть привита к другой. Однако, рецепция – это только один из вариантов аккультурации, получивший определенную самостоятельность. При этом, можно выделить несколько принципиально важных отличий рецепции от аккультурации.

Первая имеет место в связи с «возрождением» ранее существовавшего права, вторая представляет собой «прививку» права действующего.

Рецепция подразумевает восприятие духа системы права в целом; аккульутрация, как правило, состоит в заимствовании, использовании отдельных институтов.

Наконец, рецепция – это прежде всего восприятие духа права в худшем случае – комплекса его положений, в то время как аккультурация – это «прививка» норм позитивного права, которая лишь впоследствии может иметь результатом изменения в правовом сознании воспринимающего государства.

 Рецепцию следует отличать от реставрации, под которой понимается восстановление чего-то в первозданном виде, в частности, произведений искусства, памятников культуры и т.д. Внешне эти категории весьма близки, но между ними существуют и отличия.

Так, рецепция имеет целью создание на существующей базе чего-то нового в сфере права. Даже если она происходит в форме, например, прямого заимствования тех или иных идей, решений, правовых норм, то результатом является продукт нового качества, формирующийся на новом витке спирали общественного развития.

Что же касается реставрации, то она преследует цель восстановления чего-то в первоначальном виде, именно без изменений или дополнений.

С учетом сказанного рецепция римского права (recepcio jus privatum) может быть определена как его использование (возрождение), восприятие духа, главных принципов и положений римского частного права юридическими системами государств более позднего периода.

Поскольку рецепция римского частного права является понятием многогранным, происходить она может в различных формах и видах.

В частности, можно выделить следующие формы рецепции:

1) изучение в учебных заведениях как юридической дисциплины с целью формирования мировоззрения будущих юристов;

2) изучение римского права как достояние культуры;

3) исследование, анализ и комментирование римских юридических источников;

4) непосредственное применение норм и положений римского частного права;

5) использование норм позитивного римского частного права как образца при создании нормативных актов;

6) восприятие и использование основополагающих начал, принципов, идей и категорий римского частного права.

Рецепция отличается не только по формам, но и по видам:

Поскольку рецепция не обязательно является результатом непосредственного контакта цивилизаций во времени, то в зависимости от характера такого контакта можно разграничивать рецепцию прямую и опосредованную (производную).

Прямая рецепция имеет место тогда, когда новая локальная цивилизация развивается и достаточно созрела для возрождения в тот момент, когда более ранняя цивилизация угасает, передавая ей идеи, правовые памятники. Примерами такого вида рецепции могут быть рецепция греческого права в Риме, римского права в Византии.

Идеи римского права чаще рецепируются опосредованно, например, путем, заимствования идей из правовой системы какой-то страны, уже рецепировавшей римское право (вторичная рецепция). Примером может служить заимствование многими странами положений Кодекса Наполеона или Германского гражданского уложения.

Рецепция может быть не только явной, но и скрытой. Это имеет место в тех случаях, когда заимствование определенных идей или решений римского частного права происходит в процессе правотворчества, но при этом декларируется принципиально новый подход, отказ от «устаревшего» права. С таким видом рецепции мы встречаемся при кодификациях гражданского законодательства в Советском государстве.

В целом же можно отметить, что рецепция римского частного права, независимо от ее форм и видов, явилась базой для создания современного частного права в большинстве европейских стран и служит фундаментом создания частного права современной Европы.

Заключение

 

Таким образом, «Римское частное право» занимает в учебной программе юридических вузов достойное место как юридико-мировоззренческая дисциплина, предметом которой является правовая система, сложившаяся в древнем Риме и регулировавшая имущественные и связанные с ними некоторые неимущественные отношения между частными лицами в пределах Римской державы.

Римское частное право как обособленная отрасль права состоит из отдельных институтов права, которые представляют собой устойчивые и объективно обособленные группы юридических норм, регулирующих различные общественные отношения: 1) институт лица; 2) институт брака и семьи; 3) институт вещного права; 4) институт обязательственного права; 5) институт наследственного права.

Нормы римского частного права расположены определенным образом, согласно системе. Причем классической для построения римского частного права является институционная система, однако позднее, в XVI веке немецкими глоссаторами была сформулирована так называемая пандектная система группировки норм римского права, которая отличается более совершенным характером.

Что касается периодизации права Древнего Рима, то относительно данного вопроса в романистической литературе есть существенные расхождения. Однако наиболее целесообразной считается периодизация римского права с точки зрения поступательно-хронологического подхода к решению данного вопроса, которая делит историю развития римского права на три периода: доклассический, классический и постклассический.

Об огромной роли римского права в истории права и его значении для современной юриспруденции свидетельствует понятие рецепции римского права, т.е. восприятии духа, главных принципов и положений римского частного права юридическими системами государств более позднего периода.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!