Лекция №2. Глобальные идеологии.



ОСНОВА ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

(конспект Синякова)

 

Лекция №1. Предмет, теория и методология идеологических процессов.

1.Сущность идеологии и ее происхождение.

2.Политическая идеология, ее специфика и функции.

3.Национальная и государственная идеология. Составные элементы и механизм формирования.

 

1. Сущность идеологии и ее происхождение.

Опыт развития многих государств показывает, что они не могут успешно развиваться без идеологии. Понятие идеология от греческого idea – идея, ввел француз Д.Траси в работе «Этюд о способности мыслить» и развил его в работе «Элементы идеологии». В его понимании идеология – есть теория идей, происхождение, их взаимодействие и переход от одной к другой.

Его современники в идеологии видели особую науку, которая выясняет причину …

Д. Траси и его сподвижники активно участвовали в политической жизни Франции, выражая идеи буржуазного либерализма. Наполеон отказался от идей и лозунгов Французской революции и тем самым выразил свое отношение к идеологии. Резкой критики подвергли Маркс и Энгельс современную идеологию за ее уход от реальной жизни и за ее бессилие в политической жизни. Ленин придал идеологии позитивный смысл, марксизм он назвал идеологией трудящихся масс и требовал применить ее на практике.

Идеология с возникновением и утверждением, использует данные и выводы науки. Однако может использовать их по своему усмотрению, преследуя свои собственные цели.

Наука идеология представляет собой формы общественного сознания, выполняя присущие им функции. Научность идеологии или идеализм подтверждает практика жизни.

Значительный вклад в развитие идеологии внес Манхейм своей книгой «Идеология и утопия» (1929). В ней он анализирует сущность, пытается создать концепцию отражения действительности. Он воспринимает марксовое положение о зависимости сознания и бытия. Вместе с тем он считал, что взгляды различных социальных групп продиктованы их интересами, т.е. следует вывод – любая идеология представляет собой взгляды класса заинтересованного в сохранении статуса, т.е. она защищает существующий порядок. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят взгляды обездоленных слоев.

Идеология - как форма выражения интересов противостоящих социальных групп.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а так же содержатся цели и программы социальной деятельности, направленные на изменение или закрепление данных общественных интересов.

Представление о идеологии возникло еще в древние времена. В дальнейшем представление о идеологии сложилось в форму систематизированных, логически связанных идей и представлений, образцы - либерализм, консерватизм. Т.е. с момента появления идеологии существуют различные представления о ее роли. Однако различные теоретики не отрицают того общего, что идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом.

При помощи идеологии вырабатываются цели, направляется социальная энергия людей.

Функции идеологии: мобилизирующая, целеполагающая, интегрирующая. Следовательно, идеология является таким социальным инструментом, без которого не может функционировать нормальное государство. Идеология придает необходимый смысл социальной активности индивидам, группам …

Если индивиды и группы свободны от каких-либо идейных представлений, они являются социальными субъектами … такими они становятся если они носители идей, воззрений.

Как форма сознания идеология сложна, она по сути не обладает собственной системой понятий. Она использует понятия всех наук.

Любая идеология представляет собой совокупность философских, экономических, правовых и др. идей, носителями которых являются социальные группы, общности, отдельные индивиды.

Внешними формами ее выражения выступают социально-политические доктрины, учения и концепции. Идеология может быть зафиксирована в виде одного систематизирующего учения, или может быть рассеяна в виде многообразных учений.

Особенности идеологии как формы сознания – тесная связь ее содержания с интересами определенных групп и общностей поэтому выделяют виды:

- рабовладельческая

- буржуазная

- пролетарская

 с другой стороны:

- государственная

- партийная

- политическая

Каждый социальный субъект пытается представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов всего общества, на самом деле, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы является доминирующей в обществе социальных идей и ценностей.

 

2. Политическая идеология, ее специфика и функции.

Политическая идеология представляет собой одну из ее видов и имеет свою специфику. Политическая идеология – относительно систематическая совокупность понятий, идей и представлений, в которой различные субъекты политических отношений, индивиды, группы, классы, нации осознают свое положение в системе общественных положений, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и обосновывают пути и средства их реализации с помощи государственной власти.

Политическая идеология – это система идей и представлений оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или ее ? с целью реализации.

Специфика политической идеологии: содержание той или иной идеологии зависит от интересов социального субъекта, от которого происходит данная идеология. В отличии от марксизма, в котором в качестве субъекта рассматриваются только классы, то ? представляются, что все субъекты выражают …

Анализ содержания любой идеологии содержит 2 плана:

- явный

- скрытый

Явный план представляется открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами.

Неявный план – чьи интересы защищает, выражает, оправдывает данная идеология.

Многие социальные субъекты пытаются представить свою идеологию как совокупность интересов всего общества, но не все говорят открыто чьи интересы они выражают.

На основе одной и той же идеологии могут возникнуть противоположные политические движения: социал-демократы и …

Политическая идеология – выполняет следующие социальные функции:

- познавательная

- мобилизирующая

Познавательная функция выражается в том, что в процессе своего формирования и развития социально политической теории, доктрины и концепции выражают объективную реальность.

Мобилизирующая функция – вытекает из того, что это всегда есть система социально-значимых идей, выдвигаемых определенными классами, слоями …

Основное назначение идеологии – быть средством укрепления или ? социально-политической действительности или быть руководством к действию.

Общее направление ? и развития формируя проблемы … прогнозируя картину жизни, играет мобилизирующую роль и способствует консолидации действия людей.

Специфика политической идеологии – ориентация на выражение интересов значимого социального субъекта. Это прежде всего интересы политические и экономические. Следовательно целью любой идеологии – экономическая заинтересованность, властно-финансовая политическая сущность. Цели могут быть локальными или глобальными, но сущность остается та же.

 

3. Национальная и государственная идеология. Составные элементы и механизм формирования.

Нация – один из субъектов политических отношений, следовательно она является носителем политических, философских, этических идей, в которых она осознает свою ценность, интересы, которыми она оправдывает свои социально-политические действия.

Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлого, путем поддержки своей целостной формы взаимоотношений с другими народами, цели исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму. В содержании национальной идеологии сохраняется при этом ее генетическая основа.

Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и следовательно государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно. Разрушение идеологии ведет к разрушению государства.

Перед РБ стоит задача сформировать идеологию как совокупность фундаментальных идей, отражающих интересы нации и государства, достичь согласия по ним между различными социальными субъектами.

Государственная идеология – сложное образование, в качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического, социально-гуманитарного характера.

Культурно-историческая составляющая – совокупность устоявшихся идей, представлений о происхождении и формировании данного народа.

Политическая составляющая – комплекс идей и представлений народа об особенностях института государственной власти, сущности политической системы, о путях ее дальнейшего развития.

Экономическая составляющая – комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Представление народа об организации экономической жизни страны, отношение к различным видам собственности, формам хозяйствования. 

Социально-гуманитарная составляющая – комплекс осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека.

Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека.

Государственная идеология:

- высший уровень

- средний уровень

- низший уровень

Высший уровень – литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие анализ различных сторон жизни общества (учебники, доклады и т.д.)

Средний уровень – государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, цели внутренней и внешней политики государства (конституция, законодательные акты, директивы).

Низший уровень – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии (политическая символика, уроки, лекции).

Распространение идеологии связанно с проблемами сохранения ее подлинного содержания.

 

Лекция №2. Глобальные идеологии.

1. Фашизм.

2. Национализм.

3. Глобализм.

 

1. Фашизм

В 20-40-х годах ХХ века в странах Европы и других регионах мира (Аргентина, Чили) достаточно широкое распространение получила идеология фашизма.

«Фашио» - пучок, связка – объединение идей Платона, Гегеля, Моска, Лебона. Значительную роль сыграли Муссолини, Гитлер, Резенбнрг, Геббельс.

Наиболее широкое распространение получил в диктаторских режимах Италии, затем Германии. Наиболее значительные формы фашизм приобрел при Франко (Испания).

Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей, независимо от национально-расовой принадлежности. Фашизм основывается на идеях государства, оправдывающих агрессивные действия власти, проповедует безграничную волю государства и вождя, прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения.

Вера в вождя плюс воинственность и агрессивность преобразует нацию в постоянно мобилизованную, вооруженную и распространяется на другие народы. Решающая роль принадлежит нации. В Германии, Италии чудовищные формы принял тоталитаризм, представляющий систему основанную на страхе и насилии.

Фашистская идеология абсолютизирует воинственный дух, жестокость, лозунги и идеи фашизма: тоталитарное государство, культ вождя, абсолютизирующая роль нации, агрессивность, террор и геноцид к другим народам, репрессии.

Наряду с «классическим» фашизмом итальянского типа сформировался национал-социализм, а затем и неонацизм.

 

2. Национализм.

Национализм – система идей, взглядов, представлений и практических действий основанных на этноцентризме – абсолютизация роли этноса/нации и пренебрежение другими нациями.

Главенствующая идея – понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической, экономической и социокультурной системы общества.

Изначально, основополагающие идеи стали складываться в процессе формирования наций и национальных государств на волне подъема промышленных революций в 18-19 веках. Именно в эпоху Великой Французской революции отчетливое выражение получил принцип суверенитета нации как субъекта государственной жизни, которому принадлежало право устанавливать законы для граждан, а граждане этого государства должны быть преданы своей нации и наряду с правами должны выполнять гражданские обязанности.

Выделяют основные формы национализма:

- этнический

- государственный

Этнический национализм – нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности наделенной исключительным правом на обладание государственности, а так же всеми социальными институтами и всеми видами ресурсов. Его основные идеи складывались в конце 18 начала 19 века. Этнический национализм получил широкое распространение в конце 19 – начала 20 века особенно в тех странах, где круги общественности выступают за национальную независимость.

Наряду с демократическими и гуманистическими ориентациями национально-освободительных движений 20-30 годов 20 века в странах оказавшихся в глубоком экономическом кризисе (Италия, Германия) после I Мировой войны, сформировались и превратились в господствующие политические и ультрареакционные … - фашизм и национал-, которые проповедовали геноцид и др.

В результате распада колониальных империй после II Мировой войны на волне национально-освободительных движений возникли различные формы этнонационализма (Африка, Латинская Америка).

Вторая форма национализма – гражданский, сформировался в 20 веке и направлен на обоснование легетивности и приоритетности национального государства, государственную экспансию (или изоляцию) и широко использует государственную символику, СМИ, устную агитационную пропаганду.

Различные формы государственного национализма активно используются и сегодня (США, Индия, Пакистан и др.). Есть много разновидностей этнического и государственного национализма.

Социокультурный национализм – выражающий стремление национальной общности к управлению и сохранению своей национальной определенности, социокультурной и духовной самобытности.

Языковой национализм – сохранение и всемирное развитие и расширение применения родного языка, до придания ему государственного статуса.

Экономический национализм – направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным, сельскохозяйственным производителям, торговым группам, международной экономической конкуренции.

Политический национализм – тенденция создания собственного государства на основе осознания единства нации, превосходства на государственной арене.

Социально-бытовой национализм – недоверие и неприязнь к людям другой национальности, повседневных межличностных взаимоотношений.

Милитаристско-агрессивный национализм – господствовал между двумя Мировыми войнами в Италии, Германии и принимавший форму идеологии господства одной нации над другой, агрессивного подавления и порабощения народов других стран.

 

3. Глобализм.

На стыке 20-21 веков активно стал развиваться глобализм. Объективные предпосылки созданы всемирным процессом глобализации, охватившим экономическую, политическую, социальную, психологическую сферы посиндустриального общества.

Глобализация – постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, а так же капиталы, товары, услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя мировозрение социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Мощными двигателями ускоряющими глобализацию стали:

- создание и стремительное расширение экономической и политической мощи корпораций и т.д.

- быстрое развитие и обогащение международных банков, страховых и других финансовых организаций.

- формирование и активная деятельность глобальных торговых сетей.

- компьютерная революция и возникновение новейших коммуникационных технологий.

В таких условиях сильнейшим ускорителем становиться глобальная переориентация культуры, следовательно более распространены понятия мировой культуры и т.д.

Большинство западных социологов трактуют процесс глобализации положительно, полагая что этот процесс приведет к консолидации мира.

Социальная реальность оказывается гораздо сложнее, чем теоретические представления. Нельзя не заметить, что существует и другая сторона, а именно усиление национальных ориентации, подчеркнутый регионализм и возмущение своим бедственным положением народа. 

При таком анализе остаются в тени социальные диспропорции. Самая главная проблема – глобализация делает богатых еще богаче, а бедных – беднее. Глобализация информационных процессов создает угрозу развития и сохранения культуры слаборазвитых стран. Глобализирующие потоки информации, поступающие через Интернет распределены неравномерно.

Усиливающаяся глобализация не ведет к исчезновению национальных интересов ни в экономике, ни в политике. Глобально взаимосвязанный мир отнюдь не является безнациональным.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!