Формы проявления житейски эмпирического сознания и общественная психология



       На обыденном уровне общественного сознания существуют такие феномены социальной жизни, как общественное мнение и слухи.

Слухи – это альтернативная форма распространения сообщения (информации).

       Появление слухов связано с эмоциональной недостаточностью (отсутствие) определенной информации. С появлением источника информации происходит удовлетворение голода, при этом удаляется безоглядно не критически заражающие эмоциональное состояние (при передачи информации) приводит у сужению возможности каждого рассуждать, к ограничению внимания. Результатом становятся догадки ведущие к падению ответственности за высказанные домыслы.

Лекция 14

Общественная психология – совокупность чувств, эмоций, а также иллюзий, суеверий, традиций, которые формируются стихийно, под влиянием непосредственных условий социальной жизни людей.

       Идеология – это система взглядов, идей, теорий, принципов, отражающих общественное бытие через призму интересов, идеалов, целей политической элиты.

       Наука нацелена на получение объективно содержательного знания, тем лучше, чем больше.

       Идеология ориентирована на более глубокое отражение субъективного интереса определенной социальной общности.

       Индивидуальное сознание – это единичное сознание, в котором в каждом отдельном носителе, субъекте, своеобразным образом преломляются характеристики, общие для сознания данной эпохи. Особенности фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе, и индивидуальные черты общественного воспитания, способностями личной жизни.

Подгруппа Форма ОС Вектор Ценность
  Научное

 

Картина мира

Истина(факт)
  Философское Мудрость
  Эстетическое Красота(образ)
  Религиозное Вера
  Нравственное

Регулирование общественных отношений

Добро
  Экономическое Прибыль(деньги)
  Политическое Власть
  Правовое Справедливость

 

       Последнее время актуальные проблемы – есть проблемы манипуляции сознания.

Принципы манипуляции:

1. Эффект подчинения своего «я» - я – коллективному.

2. Эффект заразительности (обезличивание).

Головной мозг состоит из:

- левое (образное) сознание, и правое – бес сознание.

       У человека есть 2 сигнальные системы: чувственный раздражитель (правое), человеческая речь.

       Манипуляция массовым сознанием, управления и путем создания (установка) иллюзий, или условий для контролирования поведения.

       Симптомы и признаки скрытой манипуляции могут быть язык, эмоции, повторения, дробления, смещение информации, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов.

Признаки манипуляции сознания – это вид духовного, психологического воздействия, не физического, на психику субъекта.

       Для достижения успеха манипуляция должна оставаться не заметной. Успех манипуляции гарантирован, когда видно, что все происходящее естественно и незаметно, и сам факт манипуляции не отражен в памяти субъекта.

       В зависимости от эмоций, которые появляются у субъекта манипуляции можно выделить формы манипуляции:

1.    Положительные формы:

- заступничество

- успокаивание

- комплименты

- невербальное заигрывание

2.    Отрицательные формы:

       - деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков)

       - деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки)

       - деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции и поведения)

 

Участники манипуляции:

1) Субъект (манипулятор)

2) Объект (жертва)

 

Характер подчинения складывается их сложившихся исторических предпосылок.

Устройство психики:

1. Цель

2. Создание беспокойства

3. Снятие (разрешение) – то есть выполнение требований(приказа) для снятия конфликта. Выделяют 5 типов последствий восприятия информации насилия:

1) Катарсис

2) Формирование готовности к агрессивным действиям.

3) Учение по средствам наблюдения (использование образов поведения героя)

4) Закрепление установок и образов поведения.

5) Эмоции

 

План:

1. Познание как философская проблема

2. Диалектико процессо познание.

Практика и ее роль в процессе познания.

3. Учение об истине. Проблемы критерия истины.

4. Понятие науки. Формы и методы научного познания.

Содержание сознания составляют знания – чувственные и мыслительные формы (рациональные, отражающие действительность (информация))

       Поскольку человек наряду с объективным миром представляет собой предмет научного философского знания, наряду с антропологией, то философская антропология выделяется в особый раздел, человек это философская категория, которая вбирает в себя все содержание проявления индивида в мире быта. Предметом философской антропологии являются следующие аспекты изучения человека:

1. Что такое природа человека, и обладает ли он таковой?

2. Какова сущность человека? Что такое внутреннее содержание человека как носителя социальной культуры. Существа как носителя сознания.

3. В чем заключается существование человека (экзистенция). Способы его существования соответствующие его природе и сущности.

4. Проблемы о целях, ценностях и смысле жизни человека.

5. Что такое человек?

В истории человечек всегда был главным предметом познания, однако в зависимости от господствующей картины мира, и познавательных установок, человек был по-разному представлен в историко – философским процессе. В античности с ее картиной мира человек есть часть космоса. Начиная с Сократа обратившего внимание на нравственную составляющую человеческой жизни, астрологические проблемы начинают впячиваться, как отдельная область философской рефлексии. И только начиная с Аристотеля проблема природы и человека разрешаются. Аристотель четко формирует проблему соотношения души и тела, размышляет о предназначении и целях человеческой жизни.

       С появлением христианства и господством теоцентрической картины мира, радикально меняется отношение к человеку средневековой философии. Возникает теоцентрический образ человека. Человек внесет в себя отпечаток личности бога. Только начиная со средних веков человек начинает рассматриваться как личность – носитель духовного. В заслугу человека начинается становиться душа. Человек стал восприниматься как эманация Бога с его страданиями и переживаниями.

       С приходом возрождения вновь выпячивается телесное, а из целостного мира человек выделяет лишь познавательные способности. Человек начинает пониматься как носитель интеллектуального, разумного и поэтому все нерациональное (страсти, переживания) выноситься на периферию философской проблемы.

       И только в 19 столетии философская антропология выделяется в самодостаточную сферу философского знания. Формируются такие философские школы:

1. Немецкая философская антропология

2. Философский психоанализ

 

Структура познания мира

Информация

Атрибутивная концентрация Функциональная концентрация Системно – кибернетический подход
(масса, энергия, пространство, время, функции отражения) Информация есть свойство всех материальных объектов Информация есть функционирование само реализующихся систем. 1. Информационный – реализация системы в определенной совокупности процессов отражения) (отбор, накопление, переработка сигналов). 2. Управленческий (учет процессов функционирования системы, направление ее к достижению своих целей) 3. Организационный. Устройство, совершенство, надежность, структура, живучесть, эффективная и оптимальная реализация функции системы.

Знание – многообразность

Виды

Степень соответствия действительности(истинное, не истинное) По не значению: Практическое, нормативное, целостное По способу выражения: научное, религиозное, художественное, обыденное.

 

Гносеология – раздел философии знания о способах и методах познавательной деятельности.

Познание – это процесс активного отражения индивидуальным, коллективным сознанием мира и присвоение результатов в виде знания. Основные проблемы (вопросы) гносеологии:

1. Что такое знание? (какова его природа и источники, как формируются знания, соответствует ли наше знание объекту познавательной деятельности)

2. Что считать истинным знанием и что такое истина?

3. Каковы разновидности знания и познавательной деятельности?

В истории философии обнаруживается различные гносеологические настроения:

1. Материалистический монизм.

2.  Гносеологический скептицизм (Кант). Объективный мир существует, но его познание на уровне сущности невозможно, а знание всегда феноменально (на уровне явлений).

3. Гносеологический солептизм. Знание есть всегда комплекс ощущений, ибо предметы и вещи объективного мира не существует помимо их восприятия.

Современная гносеология отталкивается от следующих познавательных принципов:

1. Познание всегда есть отражение явлений сущностей законов мира.

2. Познание всегда реализуется как единство теоретического и практического взаимодействия человека с миром. Познание определяется потребностями человека и общества.

 

           

Уровни Течения

Знание

Чувственные Сенсуализм
Интуитивный Интуитивизм
Рациональный рационализм

Общественная практика <-> теория

Чувственный – ощущения, восприятие, представление.

Интуиция – интеллектуальная, чувственная, мистическая.

Рациональный – понятие, суждения, умозаключения.

       Традиционные гносеологические проблемы вокруг вопросов.

1) Соотношение чувственного и рационального познания.

2) Соотношение эмпирического и теоретического знания.

Современное решение этих проблем такое:

       Проблема соотношения чувственного и рационального снята современным научным знанием, в частности психологией и нейропсихологией. Открытие в области психологии привело к выводу о том, что соотношение чувств и эмоционального конспекта в познавательной деятельности предстает как диалектическое противоречие, где одна сторона процесса познания не может существовать вне другой.

       Чувствительное познание является источником первичной информации в единстве всей ее конкретики.

       Чувственные или эмоциональные знания абстрагируются создавая основание для собственных знаний, а затем символизируются.

       По отношению к познанию, практика является:

       - источником основной движущей силы познания, поскольку ставит перед человеком познавательные задачи, дает факты, материал для обобщения и средств для познания.

       - конечной целью познания так как в практике материализуются добытые знания.

       - критерием (мерой) истинности получаемых знаний, что проявляется в материальном производстве.

       Теория – набор определенных знаний о каком либо вопросе.

3. Одним из самых сложных вопросов современной гносеологии остается критерий познавательной деятельности истинности. Истина – соответствие нашего знания предмета, нашему знанию предметов познавательной деятельности.

Понимается по-разному в разных школах:

1) В позитивизме

2) Идентизм

3) Проматизм

Современная гносеология решает проблему истины следующим образом – истина есть результат(критерии знания), как единство объективно мировоззренческой истины.

       Объективная истина – истина, где знание представляет собой информацию о мире такой, какой она есть на самом деле.

       В процессе получения объекта истины знание движется от незнания к более глубокому и полному знанию о предметах. От цельного предмета, через конкретное знание на каждом уровне.

       Относительное знание – неполное, которое приближается к абсолютному.

 

Лекция 15

       Абсолютность истины означает полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим материалом. Во вторых, то содержание знания который в определенных границах познания не может быть.

       Относительность истины обозначает ее неполноту, незавершенность, приблизительность. По этому поводу существует 2 крайние точки зрения:

1. Догматизм – преувеличивающий момент абсолютности.

2. Релятивизм – абсолютизирующий абсолютные истины. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует. Обозначается понятием конкретной истины, а условия выявления истинности недостаточно полны.

 

Современные методы гносеологии.

Современные гуманитарные знания используют разнообразные методы познавательной деятельности, а в частности формально – логические методы:

1. Дедуктивный(от общего к частному).

2. Индуктивный

3. Метод вывода суждения

Общенаучные методы – методы, которые используют все науки: анализ, метод в системе и др.

Используя общенаучные и формально – логические методы (это определяет система действий процедур) мы получаем новое знание.

К числу традиционных философских методов познавательной деятельности относятся:

1. Диалектический – рассматривают любой предмет бытия в постоянном движении и развитии, источником которого является противоречие элементов принадлежащих самому объекту.

2. Метод софистики (спекулятивный метод). Это приписывание определенным объектам бытия признаков, которыми этот объект не обладает.

3. Метод метафизики. Этот метод основанный на вычислении предмета из контекста бытия, и рассмотрении его вне причинной следственной зависимости.

К современным методам философского познания относятся:

1. Феноменология. Изучал Гусель. Для него истинной и познавательной деятельностью явлений культуры обладает предмет возникающий на стыке сознания интенционально направлено на объект и сознание, который как предмет отражения, заранее освобожден от всех наслоений.

Герменевтика(интерпретация текстов). В современном социальном философском знании активно используется аксиологический подход, как способ описания понимания бытия.

       Аксиология – учение о ценностях. Представляет собой философское учение о ценностях, понятие служащие для обозначения предмета в его отношении к субъекту оценки.

       Под ценностями понимается совокупность идей и вещей, который выполняет регулятивную направляющую, объяснительную и мировоззренческую функцию. Ценности всегда возникают как способ удовлетворения различных потребностей человека как индивида, и как рода. Ценности всегда принимают формы идеальных или материальных структур.

       Материальные ценности – это определенные предметы жизнедеятельности людей, обладающие физической способностью, техническим устройством и определенной социально экономической формой.

       Любая ценность представляется как единство значения и смысла.

       Значение – это те характеристики предмета, как ценности, которые определяют его место и функции в культуре. Смысл представляет собой субъективное отношение к предмету как к ценностям.

       Ценности в истории всегда представлены как:

1. Абсолютные (универсальные)

Они не исчезают от эпохи к эпохе, и значение их универсально.

2. Конкретно – исторические.

3. Ценности, принимаемые вид личностных ценностей.

Наука включает в себя как деятельность направленную на получение нового знания так и результат этой деятельности. Говоря о науке в ее различных проявлениях можно выделить единый комплекс критериев научного познания, который включает:

1. Предметность

2. Объектность

3. Рациональность )обоснованность, доказательность)

4. Направленность на познание сущности закономерности объекта.

5. Особая организация системность знания.

6. Верификация - проверка по средству обращения к научным методам , наблюдениям, экспериментам.

Социальные функции науки:

1. Культурно – мировоззренческая.

2. Как непосредственная производительной силы.

3. Социальная сила (решение каких – то социальных задача).

Проблема --> гипотеза --> теория

Формы научного познания:

1. Проблема – трудность.

2. Гипотеза – предположение.

3. Теория – сложившиеся знания, с определенным принципом.

Метод (путь) – это способ постижения (с определенными принципами, приемами и требованиями, которыми руководствуются).

Метод – это способ воспроизведения в мышлении изначального объекта (общенаучные, специальные, универсальные).

Методы эмпирического уровня:

1. Наблюдение за объектом в определенной временной последовательности при определенных условиях.

2. Сравнение.

3. Измерение.

4. Эксперимент.

К методам теоретического уровня относят:

1. Абстрагирование (отвлечение). Особый прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующего свойства и отношений.

2. Процесс идеализации.

Предельное отвлечение от реальных свойств объекта (предмета, когда субъект мыслимо концентрирует объект, преобразование которого имеется в реальном мире).

3. Формализация (символизм).

4. Апеломатический метод. Введение новых знаний по определенным логических правилам, из разных аксиом или постулатов. Утверждение принимается без доказательства и являются исходными для всех других утверждений данной теории.

Методы на обоих уровнях:

1. Обобщение – анализ, синтез. Набор знаний по признаку обобщения.

2. Аналогия (соответствие, сходство) – с основе лежит такое умозаключение в котором их сходства некоторых существенных признаков 2ух или более объектов делается вывод о сходстве также и других признаков этих объектов.

3. Моделирование – создаем объект и помещаем в приблизительную сферу. Метод исследования при котором объект изучения искусственно подменяется другим объектом, моделью, с цель. Получения новых знаний, который в свою очередь подвергает к оценке.

4. Исторический

5. Логический

 

 

Лекция 16

Философская антропология, как о проблеме через которую должны рассматриваться все иные антологические, гносеологические, социально – философские.

В 1929 году Шеллер опубликовывает трактат «Положение человека в космосе» в котором выстраивает структуру человека выделяя в ней разные уровни организации. Шеллер отличает личность от эмпирического индивида (носитель инстинкта заложенных природой).

Личность – носитель ценной. Отличается от индивида тем, что все фундаментальные переживания (любовь, сочувствия, ненависть) на личностном уровне переживаются как ценности.

Таким образом формируются душа и дух. Поскольку все ценности осознаются человеком то они представляются трагическим существом (Шеллер). Тем не менее только духовная жизнь подымает человека от животного состояния к божественному.

В это же время возникает древняя философско – антропологическая теория – экзистенциализм. Основная проблема – перенос акцента проблемы с сущности на проблему существования, желание найти и описать адекватный способ бытия. В результате появляется основные интерпретации основных экзистенциалов:

Стадии развития человеческого «Я»:

1. Эстетическое наслаждение жизнью.

2. Этическое. Морально ограничивающее жизнь.

3. Религиозное. Обращаясь к вере снимает страх смерти.

В качестве экзистенциалов Хайдигер выделил заботу, Камю – абсурд, Сартр – тошноту.

В конце 19 – 20 вв ведущее место начинает занимать психоанализ. Психоанализ не стал отвергать науку, как способ понимания мира. Он всегда претендовал на статус науки. Психоанализу удалось создать целый комплекс психотерапевтических практик, как попытку воплотить свои философские допущения в праксиологию.

Согласно учению Фрейда в основании человеческого «Я» лежат определяющие его природу некие понятия, такие как:

1. Инстинкты (сексуально-заряженные)

2. Эго «Я». Связано с сознанием и подчиняется не принципу удовольствия, а принципу реальности. Эго как сознание связывает человека с миром.

3. Супер эго «сверх Я» - это высшие чувства (мораль, религия, вера) то, что является результатом процесса социализации, приобщения человека к ценностям.

2 последователя Фройда:

Юнг создал учение о коллективном бессознательном архитипе – человек наследует по каналам бессознательное от своих предков определяемое генетической памятью.

Адлер создал учения о комплексах неполноценности:

1. Органический комплекс.

2. Комплекс баловня.

3. Комплекс изгоя.

Современные учения о человеке исследует человека как носитель телесного «Я», и как социальный индивид. Под личностью будем понимать высший уровень психической интерпретации человека дающей ему возможность осознания себя как уникального «Я».

Поскольку человек представляет собой предельно открытую систему (нуждается во многом, поэтому он обладает влечением, а за ним расшифровываются потребности или витальные функции).

Первая подструктура личности определяет ее природу, представляет единство потребностей человека в которых выделяется 4 класса функций или потребностей:

1. Индивидуально –органические (питье, одежда).

2. Сексуально-родовые.

3. Познавательная потребность (любопытство).

4. Социальная потребность.

Чем выше по организации потребности, тем менее они природные и более социальны. Иначе говоря в процессе социализации (воспитания и образования) общество воздействует на процесс формирования потребностей или витального я, через систему социально исторических ценностей.

Итогом процесса социализации становится формирование второй подструктуры «Я» - личностной системы ценностей или системы личностных аксеологоческих ценностей.

Становление личностной аксеологии – есть процесс персонализации индивида. Единства 2ух подструктур «Я», выражается в системах устойчивых стереотипно проявленческой функции.

Эго аксеологического существования в 3ех модальностях:

1. Нравственность – система норм, возникающих в результате многократного повторения поведенческих форм и передающихся из поколения в поколение по каналам коллектива.

2. Мораль – совокупность определенных норм принятых индивидом.

3. Право – коллективно принятая система моральных норм. Принимает форму законов. Система личностных систем всегда иерархиизирована. В этой структуре есть некоторый набор присущий всем индивидам, а именно ценностей или то, что можно называть устойчивым личностным экзистенциалом.

В процессе личностного становления формируются личностные феномены или экзостенциалы. По своей психологической природе это психические установки, аксеологической функции по отношению к определенным предметам. В структуре любой аксеологической функции представлены потребности и когнитивная составляющая.

Основами экзостенциализма являются:

1. Диспозиции. Понятийно выраженные словами «Жизнь и смерть». Эти установки изначально укорены биологией в виде инстинктов. В процессе жизненного пути они становятся достоянием сознания, наполненные жизненным смыслом. Также они становятся устойчивыми ценностными образованиями индивидуального сознания.

2. Снятие драматизма между жизнью и смертью происходит под деятельностью человека через сознание своих потребностей и поиска способа их реализации.

 

Лекция 17

В процессе личностного становления формируют экзестенциалы. По своей психологической природе, это психические установки (диспозиция – это аксеологические функции по отношению к определенным предметам (вещам)). В структуре любой аксеологической функции представляют: потребности и когнитивные составляющие.

Основным экзистенциалом является диспозиция понятийно выраженная словами «жизнь и смерть».

Эти установки изначально укорены биологией в виде инстинктов (продолжение рода, самосохранение).

В процессе жизненного пути они становятся достоянием сознания, наполняются жизненным смыслом и становятся устойчивыми ценностями, образованиями индивидуального сознания.

Снятие + драматизм между жизнью и смерть. Происходит в деятельность человека через осознание своих потребностей, и поиск способа их реализации.

Рождается следующая экзистенциальная свобода воли (условие реализации свободы воли, явление понимания свободы, как внешней необходимости, как некого дога, который человек накладывает на своя «Я», в и в этом драматизме между свободой, как догом и свободой, как волей к жизни формируется следующие экзистенциалы: любовь (как способ жизнедеятельности – нравственная категория, мораль(добро и зло)). В противоречии добра и зла рождается категория справедливости. Самые сложные по содержанию личностные экзистенциалы формируются на уровне не здравого смысла, не рассудка, а на уровне разума (Бог, смысл жизни, любовь).

Вершиной аксеологического «Я» является ценностная структура как «смысл жизни». Она возникает тогда, когда человек начинает себя осознавать как личность (рефлектирует все свои основные аксеологические функции, упорядочивает, создает иерархию и структуру.

И эти свои экзистенциалы таким образом направляет по определенному жизненному вектору всею свою деятельность. Личностный смысл жизни всегда присутствует как сверх задача на данный промежуток времени и поэтому принимает вид определенного жизненного идеала.

В культуре и истории философии издавна делались попытки сформировать ответ на вопрос. Среди разных разных вариантов решения на этот ответ, главные:

1. Смысл жизни находится за пределами жизни (религия).

2. Смысл жизни находится во внутренне присущем.

3. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного смысла, только мы сами сознательно или стихийно придаем смысл своего собственного существования.

Нахождение смысла жизни, обнаружение собственного признания, связанно с процессом самопознания и стремления к самореализации, которая должна быть соизмерима с нравственной и гуманностью и гуманизмом. Степенью реализации идеалов и наполнением смысла. Жизнь, и есть то, что называют счастье.

 

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!