Программы исследования сознания.



Лекция 1 (04.09.12)

1) Философия, ее предмет и роль в обществе, план:

1. Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения.

2. Специфика философского знания. Предмет, основные проблемы и структура философии.

3. Функции философии, ее роль в формировании мировоззренческой культуры личности.

Философское знание представляет собой системное мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность строгих концептуальных настроений, различных рациональных и иррациональных интеллектуальных конструкций, совокупность инстанций по природе, обществе и человеке (и места человечества в мире).

Философия возникшая в VI в. д. н. э. исторически следует таким мировоззрениям систематического знания, как:

1. Мифологическая система значений.

2. Религиозная.

Но это не значит, что мифологическое и религиозное знания перемест. существуют.

В философии до сих пор присутствуют и элементы мифологии, теологии, художественное и научное знания. Систематизация знания:

1. Мифология – образные связи субъекта с миром (сказки, мифы).

2. Религиозная – освоение мира по средствам веры.

3. Философия – постижение мира через рациональное мышление.

4. Художественное – образное постижение мира (через образ).

5. Наука – опирается на строгие доказательства и экспериментальные (опытные) данные.

1,2,3,4 пункты – ориентированы на ценности.

Мифология, религия, философия, художественная система знаний направлены на то, чтобы направить человека по определенному вектору.

Наука остается вне всякого мировоззрения.

Отличие науки от философии:

Наука Философия
1. Всегда опирается на экспериментально проверенные знания и опыт. 2. Как правило, опирается на одну принятую всем научным сообществом концептуальную парадигму. 3. Обладает только ей присущим способом выражения своего знания. Рациональное опирается на логику суждения схематично – символический язык. 4. Целью является получение объективного и достоверного знания. Ищет ответ на вопрос: Почему? (Как?) Философские размышления не связаны с необходимостью экспериментально себя обосновывать. Философское знание развивается на основе парадигмального рационализма (идей, подходов, концепций). Философия стремится к рационализации, но и включает в свой язык различного рода метафоры, иносказания и т. д. Цель – это постижение мира и формирование знания о нем как некоторой ценностно – смысловой реальности. Она добывает не объективное знание, а смысл. Ищет ответ на вопрос: Зачем?

 

       Современное мировоззрение формируется в тесном взаимодействии с научными и философскими знаниями.

       Философия формируется некоторые общественные идеи, направляет науку по определенным векторам развития.

       Наука подтверждает или опровергает те или иные философские допущения.

2) Структура философии.

История философии Мета – физика Гносеология
Античная – средневековая философия. Философия возрождения. Философия нового времени. Немецкая классическая философия. Современная философия. Онтология – натуральная философия, учение о природе (онтос – бытие, логос – учение). Социальная философия. Аксиология (аксио – ценность, логос – учение). Философия истории. Философская антропология (проблема человечества). Этика – учение о морали, добре и зле. Эстетика – учение о прекрасном и безобразном. Методология – учение о нравственности, средствам и методах познания. Логика – учение о законах нравственного мышления.

          

Объект знания – та часть физической и материальной реальности (материалисты), и идеальной реальности (идеалисты) на которое направлено сознание исследователя.

       Предмет знания – та интеллектуальная установка, которая выделяет некоторые аспекты объекта исследования. Под предметом философского знания будем понимать человека в его многообразных отношениях к миру.

       Т. о. философия – это развивающаяся система знаний о всеобщих свойствах вещей, процессов, об их взаимных связях и зависимостях в мире в целом, его всеобщих законах развития; о законах деятельности и смысле жизни человека. Основные вопросы философии сформировал Кант:

«Что я могу знать?»

«Что я должен делать?»

«На что я могу надеяться?»

«Что есть человек?»

       К числу проблем основанных современной философией относятся следующие:

1. Психофизиологическое соотношение души и тела.

2. Онтологическая проблема (что есть бытие, мир?).

3. Гносеологическая (гносис – знак) – как этот мир познается.

4. Аксиологическая (что считать ценностями) какие ценности выражают природу и сущность человека.

 

3) Функции философии:

1. Мировоззренческая. Служит для систематизации знаний и социального опыта в жизни индивида.

2. Методологическая – выдвигает исходные принципы познания, устанавливает логическую связь между конкретными.

3. Аксиологическая – обеспечивает обновление определенной системы ценностей тем самым предоставляет человеку устойчивую систему координат.

4. Гуманистическая – напоминает человеку о его предназначении.

 

Лекция 2 (11.09.12)

«Философия бытия»

 

1) Понятие бытия, становление проблемы бытия истории философии.

2) Философское понимание структуры бытия.

3) Проблемы субстанций. Материя и дух. Проблема единства мира.

Всякая философия есть выражение в философских понятиях представлений о бытии или онтологии.

Любая картина определяется содержанием тех базовых категорий с помощью которых она создается.

В истории философии представлены различные контексты толкования бытия.

 

Античность.

Представитель Понимания
Порминид Бытие мыслится как всеобщий вселенский разум, неподвижный шар – единое, не имеющий никаких пустот и гостей, в котором отсутствуют всякое движение и изменение.
Гераклид Рассматривают мир в вечном становлении и подчеркивают единство бытия. Каждая вещь исчезая, не превращается в ничто, а переходит в другое состояние.
Демокрит Бытие – священство с минимально неделимо физической частицей.
Протон Мир идей, мир духовных сущностей (вечный мир), мир вещей.
Аристотель Все вещи существующие в мире, состоят из материи и формы.

Средние века

Фома Аквинский Бытие отождествлялось Богом.

Новое время

Рене Декарт Бытие отождествлялось человеком, надежным сознанием.
Имандил Кант Бытие только в том, к чему приводи познание. Следовательно, бытие есть результат чувственного, интеллектуального (интеллектуально постигаемого) постижения мира.

Материализм

Карл Маркс Содержание.
Ф. Энгельс Категории бытия с понятием физической реальности.

 

       Мы под бытием понимаем философскую категорию, служащую для обозначения объективной (не зависящей от сознаний) реальности во всех проявлениях по отношению к гену.

       Т.О. бытие сущ. – то, когда есть человек; физическая реальность по отношению к человек. А та часть физической реальности, которая объективно существует, и существует независимо от человеческого небытия.

       Категорическое бытие – не бытие в понятии мир.

       Мир – абсолютное субстанциональное понятие как онтологии так и науки.

В структуре бытия 3 уровня организации:

1. Природа.

2. Общество(социально – культурная жизнь).

3. Человек.

1)    Природа – как уровень организации бытия расходует естественные законы. Материально мир здесь предстает как физическая реальность, а идеально как элементарное проявление психически.

2)    Общество из природы в результате эволюции возникло как социальные формы материи. Это связано с эволюционным возникновением сознания. Общество возникает там, где материалистическая часть человека становиться способна что – либо производить, а духовным производственным продуктом является сознание. В единстве это способствует возникновению культуры, которая является признаком общественного бытия.

3)    Человек – является компонентом бытия, возникший на путях эволюции. Он воплощает в себе единство материального, идеального начал природы. Достигая, создавая материальную культуру (как вторую природу), и в среде идеального отражать бытие на уровне сознания и самосознания личностного уровня.

 

 

Лекция 3 ( 18.09.12)

Материя предс. в двух уровнях организации:

1) неживая материя(костная);

2) живая.

Мир представлен как бытие и небытие. Есть единство нечел. и чел. реальности.

       Предс. в двух модусах: материальной и идеальной(духовной).

       Под материей будем понимать философскую категорию, служащую для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, она отражается его психикой, как вещество с определенными физическими параметрами.

       Неживое представлено разнообразными физико-химическими соединениями в твердом, жидком и газообразном состояниях.

Свойственны след. качества(неживому):

1) обратимость;

2) равновесность;

3) устойчивость;

4) многофункциональность.

Живое вещество – вторичное состояние материи, сложные углеродо-сод. структуры со специфич. свойствами:

1) необратимость;

2) неравновестьсть;

3) избирательность;

4) самовоспроизводство;

5) сложнофункциональность.

Важнейший уровень живого – это как бы некий «мостик» - переход в мир идеального.

Под идеальным (духовным) будем понимать философскую категорию, служащую для обозначения проявленности мира по отношению к человеку.

Идеальное предс. как сложно-организовання структура:

1) элементарная психика (св. животным – рефлекс, инстинкт);

2) бессознательное (возможно включает предшествующее);

3) прод. сознание;

4) сознание;

5) самосознание.

Бессознательное – те психические процессы и состояния, которые неструктурированны.

И материи, и духу (идеальному) присущи следующие атрибуты:

1) масса-энергия;

2) пространство-время;

3) свойство отражения – информационная функция.

Масса – понятие, служащее для обозначения меры устойчивости материи.

Энергия – категория, служащая для обозначения меры ее динамики (динамизма).

Пространство – атрибут мира, который описывает такое же его свойство как протяженность и структурность.

Время – категория, которая описывает длительность существования мира( вещи, материя и последовательность).

Атрибут отражения описывает абсолютную характеристику мира, такую как всеобщую взаимосвязь и взаимодействие элементов и структуры.

Все эти атрибуты по разному проявляются в зависимости от уровня и способа организации материального и идеального.

Бытие находится в постоянном движении и развитии и поэтому движение и развитие в онтологии понимается как всеобщие (тотальные) и абсолютные способы его существования.

Именно движение и развитие обеспечивает взаимопереходы различных уровней организации материи друг в друга.

Под движением понимается всякое изменение предметов в пространстве и во времени. Оно может быть цикличным, маятниковым.

Если движение является всеобщим свойством материи, то развитие представляет собой лишь аспект движения (часть) и всегда связано с качественным преобразованием предмета.

Развитие не бывает цикличным. Оно необратимо. Оно всегда характеризуется возрастанием качественных признаков движущегося предмета. Всегда внутренне упорядочено и характеризуется преемственностью в изменении структуры предмета.

 

Тема 3: Диалектика как теория развития.

1. Исторические формы и виды диалектики.

2. Понятие связи и развития. Принципы и законы диалектики.

3. Категории диалектики.

4. Диалектика как метод. Альтернативы диалектики.

1. Гегель под диалектикой понимал учение о всеобщих связях, о наиболее

общих законах мышления и бытия.

 

Античная диалектика (Гераклид, Докл, Сократ, Платон) носила стихийно-интуитивный характер и опиралась на наблюдения. Была 1-ой попыткой обобщения фактуального среза реальности.

Немецкая классическая философия. Сформулир. Гегелем тезис о тождестве мышления и бытия позволил вплотную подойти к такому способу познания реальности, при котором мир объясняется не из нашей головы, а из него самого.

Диалектика – материалистическое направление (Маркс, Энгельс). Они подчеркивали, что диалектика характерна не только для человеческого мышления, но и для объективных процессов, явлений природы и общества.

Так называемая объективная диалектика(Энгельс) царит во всей природе, а, так называемая субъективная диалектика (мышление) есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обуславливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга либо в более высокие формы.

Под диалектикой понимается совокупность объективно обусловленных, субъективно осознаваемых и практически выверенных познавательных приемов и навыков, общественно-преобразовательной деятельности человека.

 

Лекция 4 (25.09.12)

Категорическая связь специфических отношений при котором изменяется объект.

 

       Связь – родственное в пространстве и времени, взаимно обуславливающая явления и процессы.

       Взаимодействие – всеобщее отношение предлагаемое или являющее результатом которого является взаимное изменение 2 и более предмета – система в которой совершается процесс движения.

       Закон – внутренне присуще природе явления реального мира, которые имеют тенденция изменения, движения, развития определенных общественных этапов и форм становления, а также самоорганизации.

       Принцип – некая закономерность наложенная в основании вида деятельности.

       В диалектике выделяют 2 вида принципов:

1. Принцип всеобщей связи.

2. Принцип развития.

Свою конкретизацию диалектика находит в 3 диалектах:

1. Единство и борьба с противоположным.

2. Качество в количестве.

3. Отрицание отрицания.

1 – историческое развитие – противоречие, присущее всем предметам и явлениям.

Процесс развития через 3 стадии:

1. Тождество.

2. Различие.

3. Противоположности.

2 – раскрывает всеобщий механизм развития, каким способно оно существовать.

       Качество – совокупное указывание на величину, размеры и объем либо на пространственное временное положение предметов.

       Мера – единство, качество, количество. Предел устойчивости качества и количества.

       Скачок – в случае превышения меры, происходит переход к новому качеству нарушаемой меры.

3 – отрицание отрицаемого – конкретизация всеобщего и  универсальный процесс развития описывающий направленность, цикличность и поступательность последнего.

Отрицает:

А)   деструкцию – процесс окончания развития.

Б)   Самоотрицание как внутренний момент развития с сохранением позитивного содержания отрицаемого.

3 – отрицание отрицаемого выражает циклический характер развития.

Категория диалектики.

       Категория (Кант) – понятие предмета, природа которого определена.

Категория – наибольшие общественные понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения присущие всем феноменам реальной действительности.

 

Сущность Действительное содержимое предмета выражаемое в единстве многообразны и противоречивых форм бытия.
Явления Эмпирически констатируемые внешне фиксируемые свойства предмета.
Содержание Отражает совокупность элементов сторон связей, отношения которых составляет предмет или процесс.
Форма Описывает способ проявления содержания.
Единичное Признак предмета, находящийся в отношениях несходства к признакам всех предметам определенного фиксированного класса.
Общее Принцип бытия всех единичных предметов и процессов принявших состояние целого.
Особенное Фиксирует признак сходности с одним, и несходным признаком.
Часть Отражающие отношение между совокупным предметом, которое приводят в действие.
Целое Новые свойства не присущие к однородным предметам, и их стороны по отдельности.
Элемент Далее неразложимое при данном способе расчленение единицы входящей в состояние целого.
Система Совокупность взаимодействующих между собой элементов.
Структура Упорядоченность отношений связывающих системы и обеспечивающие равновесие со средой.
Причина Является событие, обуславливающие появление нового события.
Действие Изменение вызываемые самим ходом взаимодействия.

 

Диалектика рассматривает глубинную взаимодействующую подлинную причину всех изменений во всех взаимодействующих системах.

Повод Выступающий внешним импульсом или толчком в появлении того или другого действия.
Необходимость Внутренне устойчивая повторяющиеся связь между объектами и явлениями.
Случайность Отражает внешние несущественные неустойчивые, единичные связи в действительности.
Возможность Объективная тенденция становления выражающая наличие условий его возникновения обусловленных природой.
Действительность Объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности.

 

4) Эклектика – выбранный либо выбираемый.

Софистика – обман.

 

Лекция 5 ( 02 . 10 .12)

При создании целого возникает новое качество, несводимое к сумме его составляющих, однако это качество определяется именно частями.

Из диалектических связей, частей и целей вытекает методологическое требование – единство мыслительных процедур – анализа и синтеза, нарушение которых ведет к ошибочному выводу.

Особую актуальность приобретает система «элемент». В дальнейшем элементами стали называть составляющую часть (клеточку) более сложных явлений и процессов системы.

Системой называется множество элементов.

Анализ системы может быть осуществлен по трем основным направлениям:

1) морфологическому (качественный состав элементов);

2) структурному (отношения между ними);

3) функциональному, роль которого выполняют элементы или вся система.

Под причиной появления обусл. появление нового явления или события.

Диалектика рассматривает глубинное взаимодействие и признает подлинное причиной всех изменений, происходящих во взаимодейств. системах.

Варианты причинно-следственных связей:

1) одна причина может служить основанием только для одного следствия;

2) одна причина приводит к нескольким следствиям;

3) одно следствие может быть вызвано различными причинами;

4) 1 причина обуславливает действие, становящееся причиной для следующего действия (эффект домино).

Причину следует отмечать от повода, выступающего внешним импульсом, толчком появления того или иного действия. Диалектика требует учитывать условия, в которых осуществляется причин. связь.

Необходимость (1 категория) означает внутр. устойчивую повторяющуюся связь между объектом и явлениями.

Случайность (подмена качеств) отражает внешние несущественные неустойчивые единичные связи действительности.

Категория свободы – осознание необходимости, а главное действие – челов. в соответствии с этим осознанием.

Возможн. действительн. категории наз. модальными.

Возможность – объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения, обусловленная природой и внутренними закономерностями развития. Действительность есть объективно сущ. предмет как результат реализации некоторой возможности.

4. В философии диалектика рассматривается как теория развития, логика.

Метафизика – метод, противоположный диалектике (см.1 лекцию).

Эклектика – объединения внутренне несвязанных и возможно несовместимых.

Догматизм – мысль, учения, решения являются абстрактным способом рассмотрения теоретических и практических проблем, вырванных из исторического процесса.

Синергетика возникает в процессе жизнедеятельности людей и спос. их социал. существования.

 

ОБЩЕСТВО

Предмет социальной философии заключается в построении общественных моделей.

Социальная философия решает главнее вопросы, возникающие в ходе анализа конкретных ситуаций общественных изменений:

1) Общество как система представл. обществ. связей и отношений;

2) Какие элементы и структуры оно включает, какие процессы преобразует.

3 концепции:

1) идеализм;

2) натурализм;

3) материализм.

Идеализм усм. основание причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере.

Делится на:

а) объективный – на общество оказывает решительное воздействие общественное мнение;

б) субъективный – продукт воли, разума и др. проявляется выд. личностей.

Натурализм проводит прямую аналогию между явлениями природы и общества, объясняет специфику общественных процессов и отношений.

Схема деятельности:

 

Лекция 6 (08.10.12)

Общественное производство (Маркс) – процесс воспроизводства совокупности общественного охватывает как материальное так и духовное производство. Влечет за собой изменение всего общества, понимания структуры и других сфер жизни. Маркс обнаруживает и выстраивает логику воспроизводства общественной жизни:

1. Производство людей как общественных существ.

2. Производство материальных условий человеческого существования.

3. Производство общественных связей и отношений.

4. Духовное производство или производство общественных идей, и других продуктов и форм духовной жизни общества.

Все эти виды общественного воспроизводства находятся в тесной взаимосвязи – отражая полноту общественной жизни и позволяет характеризовать общество.

В основе социальной организации стоит экономика господствующего способа производства, способа, который определяет тип производственных отношений:

Тип собственной организации труда и обмена в различных видах общественного труда и потребления. Способ производства – единство производственных сил и производственных отношений.

Производственные силы – система субъективных  и вещественных элементов осуществляющих обмен между обществом и природой.

Производственные отношения – отражения возникающие между людьми по поводу производственного обмена и потребления материальных благ.

Состояние и уровень развития производственных сил является одним из объективных показателей исторического развития общественной организации.

В составе производственных сил выделяется трудящиеся люди. Также орудие труда, предмет труда.

В состав предметов труда входит та часть объектов производства.

Орудийно инструментальная активность работника.

Технологическими средствами производства образует технический базис общества.

В связи с развитием технического базиса общества его производственные силы, как бы связывают смежные фазы экономически конкретного общества, в то время производственные отношения собственности разграничивают общество формацией ступени в развитии.

Меру единства и расхождения исторически конкретной совокупности производственных сил и производственных отношений в рамках данного способа производства фиксируют некоторыми типами производственным отношений характера и уровня производственных сил.

Гражданское общество – социально структурированная система различных общественных групп и организации, с помощью которой индивид защищает свои права от посягательств официальных и государственных инстанций.

Через рычаги рыночных отношений неправительственное общество организации гражданского общества контролирует экономические богатства страны.

Под сферой социально экономических отношений возвышается экономическая сфера. Государство политическое и территориальное целостности конкретных обществ которые реализуются интересами экономическими и политическими господствующих элит и классов.

Завершает общественную подстройку духовная сфера, наиболее удаленная от экономической формации.

Компонент общественной надстройки оказывает вторичное влияние на ход развития экономики.

Т.О. представленное Марксом структура общественного производства связывает все сферы общественной жизни. При таком понимании общества выделяются экономические приоритеты базис определяет подстройку производительной силы. В свою очередь смелее определение способов производства в качестве фундамента для более глубокого понимания исторического процесса.

 

 

Лекция 7 ( 16 .10.12)

Тема: Философское понимание сознания.

1. Понятие и структура сознания.

2. Происхождение и сущность сознания.

3. Сознание и язык. Пробема искусственного интеллекта.

1. Философия, используя и обобщая достижения разных наук, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных признаков, как сущность, происхождение, функционирование и структура сознания, возможности и пути его познания.

Варианты понимания сознания:

1) С точки зрения идеализма сознание («дух») есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции, основы всех вещей и процессов.

Субстанция (подлежащее) – предельное основание, позволяющее свести многообразие и изменчивость свойств бытия к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; определенная реальность, взятая в аспекте ее внутреннего единства.

2) Дуализм (психофизиологич. параллелизма) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицает тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме;

3) Материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материи, как пространство, время, движение, не всеобщее. Оно присуще человеческому головному мозгу.

Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания. Сознание же не существует вне материи. Сознание вторично, оно производно от материи.

С материалистической точки зрения вторичное сознание рассматривается в трех аспектах:

1) историческом (сознание как особое свойство материи, возник. на определенном этапе ее эволюции );

2) психофизиологическом (сознание – функция головного мозга человека);

3) гносеологическом (сознание - высшая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмысленностью и целенаправленностью).

Программы исследования сознания:

1) интенционалистский (направленность) . Сторонники это подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию);

2) инструментализм (сознание – своего рода «личный компьютер», функцион. значение которого – извлечение и преобразование информации, распознавание образов);

3) кондиционалистский (условный) – программа акцентирует внимание на зависимость сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессозн. фактора общения.

Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включающую различные элементы и уровни своего существования. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия.

Структура сознания:

Поскольку человек осознает связь своего «Я» не только с внешним, но и внутренним миром, в структуре сознания выделяют следующие уровни:

1) здравый смысл – способность отражать мир в виде элементарного знания, но на элементарном понятийном уровне.

На уровне здравого смысла происходит обобщение чувственных образов и понятий вне корелляции (вне соответствии их друг другу). Этот уровень сознания в философии традиционно определяется как душа.

2) Рассудок- тот уровень сознания, где устанавливаются причинно-следственные связи и определяется смысловое содержание понятий.

3) Разум. На уровне разума сознание оперирует предельными абстракциями, здесь же возникает реверсивная работа сознания – самосознание.

Самосознание – особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания, поддержание его целостности.

Рефлексия – размышление личности о самом себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Достаточно конструкт. вариант решения проблемы сознания содержится в теории Фрейда. Им выделены и описаны следующие структурные формы сознания:

1) Осознаваемое «Я»- все то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг (логика раз.).

Осознаваемое – сфера нашей психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступ. как непосредственно открытая для индивида как актуально-протекающ. созн. Сознание на этом уровне обр. информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общей значимости их толкования;

2) Бессознательное «Оно» - совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос и тонатос). К сфере бессознательного относятся инстинкты, на кот. человек как биологическое существо, не свободен;

3) Подсознательное – все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях (навыки);

4) Сверхсознательное или сверх «Я» - верхний уровень сознания, который представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта (культура).

 

Лекция 8 (23.10.12)

       Перед тем как сделать что – ни будь реально, человек делает это мысленно (идеально) – свойства сознания, обусловлено социальной природой человечества, оно представляет собой специфический способ существования объекта, отраженного в психике субъекта (либо чувственные: образ, проект, схем) сознание двойственное:

1. Опирается на материальное имеет его в качестве своей предпосылке.

2. Оно устремлено на новое материальное, опредметчиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности.

Сознательность – показатель того, насколько люди могут осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире.

3. Сознание и язык.

Сознательное – событие обработанное средством языка.

Язык – первичное, доступное репрезентации мира.

Символический язык – возникает на почве антологической значимости любого сущего или его отсутствие за свет многостепенности, осмысленности имитирующих организацию телесных, звуковых крестов, пауз, молчаний, циркуляции и т. д.

Язык сращен с интуитивно – практическим пониманием мира (подсознательным ощущением возможности, исходным знанием человечества).

Язык – система знаков обладающих непосредственно, либо во взаимной связи друг с другом значениями отличными от различных знаков.

Близость мышления и языка их родство приводит к тому, что мысль получается именно в языке.

Сущность языка выражается в основных его функциях:

1. Номинативная – способность языка называть вещи, явления.

2. Познавательная – участие в процедурах сознания (мы не только говорим как мыслим, но и мыслим как говорим).

3. Информативная ( способность проводить, хранить, воспроизводить информацию).

4. Коммуникативная – способность общения на различных уровнях.

Язык – такой же необходимый искусственный посредник мира, как и другие его образования.

C появлением компьютерных технологий проблема языка стала тесно связана с проблемами искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект – метафорическое понятие для обозначения системно созданных людьми средств, которые воспроизводят определенные функции человеческого мышления. В настоящее время работы выполняются в 3 направлениях:

1. Воспроизводство творческих способностей человека.

2. Применение диалоговых форм человека с компьютерной техникой.

3. Создание робо техники.

Т.О. человека с его сознанием и компьютерными технологиями сливаются в единое. Техника все активнее внедряется в жизнь человека и помогает ему. Это способствую усилению творческих способностей человека.

 

Лекция 9 (13.11.12)

Общественное сознание и его структура.

 

1. Общественное бытие и общественное сознание.

2. Структура общественного сознания, его основные элементы, общественное и индивидуальное сознание.

3. Основные формы общественного сознания.

4. Современные взгляды на проблему общественного сознания.

Общественное сознание прибывает в своеобразном состоянии:

Человек – деятельность – общение – история , язык, культура.

Когда рассматривают общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личного, и исследуют взгляды идей характерны для общества в целом или социальной группе. Подобно тому, как общество не есть сумма людей, так и общественное сознание, не сумма сознаний людей.

По Марксу:

Общественное бытие – материальное условие жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и природе. Общественное сознание – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, идей, теорий в которых отражается общественное бытие. Реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание – зрение людей.

Социальная группа (народ) – человечество в их совокупности природы, и социальная реальность выраженной и создаваемой «во второй природе»(язык, обычаи).

Исследование общественного сознания выделяют несколько подходов:

1. Гносеологический подход. Основывается на оценке сознания и составляющих элементов объективного мира.

2. Социологический подход. Он нацелен на оценку общественного сознания, и его элементов с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта. Ключевой момент – выражение интересов.

Относительная самодеятельность проявляется духовным развитием человека (культура, история).

Может выступать в активной роли человеческих чувств, желаний, стремлений к воле.

Во взаимодействии различных форм общественного сознания.

2)    Политическая, религиозная (наука и идеология).

На обыденном уровне общественного сознания существуют такие феномены социальной жизни как слухи.

Слухи – альтернативная форма распространения информации.

Уровни сознания:

Общественное сознание: обыденное

Носитель

Форма деятельности: экономическая, политическая, религиозная, научная.

История

Исторический подход Эпоха античности

 

       Появления слухов связаны с эмоциональным отсутствием информации.

       С появлением источника сплетен это приводит к сужению возможности каждого рассуждать самостоятельно.

       Результатом являются догадки ведущие к падению домыслов.

           

 

 

Лекция 10 (20.11.12)

 

Общественная психология – чувства эмоций, импозиций, традиций, которые формируются стихийно, которые формируются не на основе опыта людей.

Идеология – система взглядов, идей, теорий, отражающее общественное бытие через призму интересов, идеалов социальной группы наций общества.

Наука нацелена на получения объективного содержательного знания, и чем проверенней тем лучше.

Идеология ориентирована на более глубокое отражение общества.

Отказ от идеологии препятствует нормальному развитию общества.

Индивидуальное сознание – единичное сознание в котором в каждом носителе своеобразном образе преломляется, особенности фиксирующие принадлежность личности к определенной социальной группе, и индивидуальные особенности.

Подгруппа Форма общественного сознания Вектор Ценность
Гносеологическая Научное Философское Эстетическое Религиозное Картина в мире Истина Мудрость Красота Вера
Регулирующая Нравственное Экономическое Политическое Правовое Регулировка общественного отношения Добро Прибыль Власть Справедливость

 

5) Манипуляция массовым сознанием – один из способов создания иллюзий, или условий для контролирования поведений.

Принципы масса образования:

1. Эффект подчинения своего я (коллективного).

2. Эффект заразительности (обезличивание).

 

Лекция 1 1

«Философия понимания сознания»

 

План:

1) Понятие и структура сознания.

2) Происхождение и сущность сознания.

3) Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

 

Философия, используя и обобщая достижения разных наук сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных проблем, как сущность, происхождение функционирования и структура сознания, возможности и пути его познания.

Варианты познания сознания:

1. С точки зрения философии, сознание (дух) есть некая изначальная данность в мира, предстающая в виде субстанции основы всех вещей и процессов.

Субстанция – это предельное основание, позволяющее свести многообразие и изменчивость свойств бытия к чему – то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; определенная реальность взятая в аспекте ее внутреннего единства.

2. Дуализм (психофизиологическая параллелизма) рассматривает сознание и тело, как независящие друг от друга начала и отрицая тесную взаимную связь психических и физиологических процессов в организме.

3. Материализм – рассматривает сознание как нечто автономное, независимое от материи, а напротив как и ее свойства, свойство это в отличии от таких атрибутов материи как (пространство, время, движение) не всеобщие. Оно присуще особому виду высокоорганизованной материи - человеческому головному мозгу. Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания. Сознание же не существует вне материи. Сознание вторично, оно происходит из материи. С материалистической точки зрения вторичное сознание рассматривают как:

-      Историческое (сознание как особое свойств. Материя возникает на определенном этапе ее эволюции).

-      Психологичный аспект (сознание как функция головного мозга).

-      Гносеологический аспект – сознание как высшая форма отражения внешнего мира, отличается осмысленностью и целенаправленностью.

 

Программы исследования сознания.

Интелулолаисткий (сторонники этого сводят сознание к знанию) сознание тождественно знанию.

       Инструментализм (сознание этого своего рода «личный компьютер», функциональное значение которого извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация).

       Кандиоционнолистский (условные) – программа акцентирует внимание на независимости сознания. Телесной организации от строения и функции психики без сознательных факторов общения социального окружения.

       Необходимо учитывать, что сознание имеет сложную внутреннюю структуру, включая элементы и сознания уровни своего существующего. В самом общем виде сознание представляет собой совокупность психических процессов активно участвующих в осмыслении мира и своего собственного бытия. 

 

 

Структура познания:

Внешний мир Внутренний мир

Психологические ресурсы

Информации: чувств, мышление Мотивационный: воля, внимание
Оценочный: эмоций Содержательный: мнемоническая память

Сознание (уровни)

Разум

Рассудок

Здравый смысл

Структуры сознания:

1) Здравый смысл – способность отражать мир в виде элементарного знания, но на понятливом уровне. На уровне здравого смысла происходит обобщение чувственных образов и понятий, вне корреляции (в несоответствии их друг у другу). Этот уровень сознания в философии определяется традиционно как душа.

2) Рассудок – этот уровень сознания, где устанавливаются причинно – следственные связи и определяется смысловое содержание понятий. На уровне разума сознание оперирует предельными абстракциями. Здесь же возникает рефлексивная работа сознания – самосознание (это особый уровень сознания, на котором осознается функция контроля деятельности сознания и поддерживается его целостность).

Рефлексия – размышление личности о самом себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Достаточно конструктивный вариант решения проблемы содержится в фамилии Зигмунда Фрейда. Им выделены следующий структурный уровень сознания:

1. Осознаваемое «Я» - все то, что более или менее упорядоченно внутри себя и стремится упорядочить все вокруг (логика, разум). Осознаваемое – это сфера нашей психической жизни, которая находится в фокусе сознания выступая, как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание, сознании на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, и стремится к однозначности своих утверждений и общей значимости их толкования.

2. Бессознательное (оно) – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетна. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен.

3. От сознательное, все то, что уже было в определенных условиях осознаваемо или может стать осознаваемым в определенных условиях (навыки).

4. Сверхсознательное (или сверх «Я»). Верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум структуры индивидуального духовного опыта (культура).

 

 

Лекция 12

Сознание есть высшая форма и результат развития всеобщего свойства материи – отражение (изменение одного предмета под воздействием другого(передача особенности одного предмета другому в процессе их взаимодействия)).

       Сознание – это специфическая человеческая неразрывно связанная с мозгом, свойство высокоорганизованной материи, отражать материальный мир в идеальным.

Под подсознанием будем понимать способность психики отражать мир в виде знания, то есть символически в абстрактной форме. Благодаря таким психическим процессам (память, мышление) и состояний осознания как отношения – мое «я» к предмету как цели. Отношения выражается в языке и существует только в виде образа, но и мысли. Прежде чем что ни будь делать человек мысленно в идеальной форме (идеально свойство сознания обусловленное социальной природой человека, оно представляет собой специфический способ существования объекта, отраженного в психике субъекта(проект, схема чувств или мыслительных образов)).

Сознание двухполюсно:

1) Оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки.

2) Оно устремлено на новое материальное опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности.

Сознательность – это показатель того, насколько человек способен осуществить свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире.

3) Сознание и язык.

Сознание – это событие обротанное и оформленное средством языка.

Язык – это первичная более естественная и общедоступная репрезентация мира.

       У человека символический язык возникает на почве онтологической значимости, любого сущего или его отсутствия за счет многостепенного осмысления, и имитирующей организации телесных и звуковых жестов, начертания, артикуляции, тонов, красок, пауз, молчаний.

       Язык сращен с интуитивно практическим пониманием мира, до сознательным ощущением возможности, исходным знанием человека, оставаясь первичной репрезентацией.

Язык – это система знаков, обладающих непосредственно либо во взаимной связи друг с другом значениями, отличными от самих этих знаков. Сущность языка выражается в основных его функциях:

1. Номинативная – способность языка называть вещи, явления.

2. Познавательная – участие в процессе познания: мы не только говорим, как мыслим, но мыслим так как говорим.

3. Информативная – способность общения на самых различных уровнях.

Язык такой же необходимый искусственный посредник в отношении человека к миру, как орудие его преобразования, технике. С появлением компьютерных технологий проблемы сознания и языка оказались тесно связанны с проблемами искусственного интеллекта. Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначения системы созданной для людских средств воспроизведения определенных функций человеческого мышления. Изучая проблемы искусственного интеллекта специальные дисциплины (информатика, кибернетика и т д ) изначально ориентированы на осмысление данных проблем. Призваны разрабатывать правила, конструкторов таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели характерную разумную и целенаправленную деятельность.

       В настоящее время работы посвященные проблемам искусственного интеллекта ведутся по трем основным направлениям:

1. Воспроизведения творческих способностей человека.

2. Применение диалоговых форм общения с человеком.

3. Создание робо-техники важнейшими элементами которой является искусственный интеллект.

Человек с его сознанием и компьютерные системы, идут на встречу друг у другу. Естественный интеллект сопряженный с искусственным, усиливает творческие возможности человека.

Человек ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления. Способная облегчить их единство и целостность в интересах сохранения и дальнейшего развития человечества.

 

Лекция 13

«Общественное сознание и его структура»

План

1) Общественное бытие и общественное сознание (закономерности развития общественного сознания).

2) Структура общественного сознания и его элементы. Общественное индивидуальное сознание.

3) Основные формы общественного сознания.

4) Современные взгляды на проблему общественного сознания.

Общественное сознание прибывает в некой своеобразной системе: человек – деятельность – общение – история – язык – культура.

       Когда рассматривают общественное сознание, то отвлекаются от всего индивидуального, личного и исследуют взгляды, идеи, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Подобно тому, как общество, человек есть просто сумма составляющих его людей, так и общественное сознание не есть сумма сознаний отдельных личностей.

Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей к природе и к друг другу (орудие труда, географическое положение и т д ).

Общественное сознание – это сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей.

Общественное сознание – это воззрение людей в их совокупности на явление природы и социальную реальность, выраженные и созданные (человеком) во второй природе (культура (язык, обычаи, нормы)).

       В исследовании общественного сознания наметилось несколько методологических исходов:

1. Гносеологический – основывается на оценке общественного сознания и составляющих его элементов, как идеального отражения объективного мира, что свидетельствует о нацеленности этой методологии на истину.

2. Социологический – нацелен на оценку общественного сознания и его элемента с учетом их роли и значения для деятельности общественного субъекта (не всегда ключевым является поиск истины).

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

1) В приемлемости духовного развития человечества.

2) Общественное сознание способно опережать общественное бытие.

3) Общественное сознание может отставать от общественного бытия.

4) В активной роли общественные идеи и теории, человеческие чувства, стремления и желания к воле.

5) Во взаимодействии различных форм общественного сознания (политические, религиозные, нравственные).

Структура общественного сознания:

Теоретическое

Наука и идеология Обыденное

Общественное сознание

Носитель (субъект)

Форма деятельности

История

Конкретно – исторический подход Эпоха

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!