Способы получения первых фотографий (дагерротипия, калотипия, мокрый коллодионный процесс, броможелатиновые пластины).



Дагерротипия - первый практически примененный способ фотографирования с натуры, изобретенный в 1838 г. парижанином Дагерром, от которого и получил свое название. Часть своего открытия Дагерр должен, однако, разделить с Никиф. Ньепсом, с которым совместно работал несколько лет и труды которого были прерваны лишь рановременною его кончиной в 1833 г. 19-го августа 1839 г. этот способ был обнародован Дагерром в заседании франц. акд. наук, открыв собою эру новой обширной отрасли промышленности и указав человечеству новое орудие для познания и испытания природы. Способ этот основан на разложении иодистого (а так же бромистого и хлористого) серебра от действия световых лучей (см. Фотохимия). Серебряная или медная, тщательно посеребренная пластинка после хорошей полировки подвергается в темноте действию паров иода в течение от 0,5 до 3-х минут (можно затем подвергнуть пластинку действию паров брома в течение 20-30 секунд, но это не необходимо). Затем в кассете (см.) пластинка переносится в камеру-обскуру и подвергается действию света, воспринимая желаемое изображение (см. Камера фотографическая). Подвергнув затем пластинку действию паров ртути в темноте (ртуть при этом должна быть нагрета до 50-60 Ц°.), получают на блестящей поверхности пластинки позитивное изображение снятого предмета. Пластинку затем необходимо промыть в 20% растворе сернокислого натрия для удаления неразложившегося иодистого и бромистого серебра, чем достигается так назыв. закрепление изображения. Для придания более приятного тона и большей прочности изображению хорошо промытую пластинку обливают раствором 1 части хлористого золота в 1000 воды и нагревают ее на спиртовой лампочке. Промыв и высушив пластинку, получают готовый дагерротип. Более 10 лет Д. была единственным практическим способом фотографического воспроизведения, но затем позднейшие усовершенствованные способы окончательно вытеснили ее из употребления; однако и до наших дней сохраняются многие драгоценные работы, полученные этим путем. Причины совершенного исчезновения Д. из практики состоят в сравнительно малой чувствительности пластинок, приготовленных вышеописанным способом, в неудобстве и тяжести ее отпечатков и в том еще, что для каждого отдельного экземпляра снимаемого изображения необходимо непосредственное фотографирование, чем затруднено размножение снимков. В заключение приведем один из простейших способов обновления потускневших и побуревших от времени дагерротипов. Тщательно промытую пластинку погружают в теплый раствор 1-й части цианистого калия в 100 ч. воды. Если через минуту недостаток не исчез, пластинку осторожно протирают, погружают еще на 1 минуту в тот же раствор и тщательно промывают водою. Недостаток в большинстве случаев исчезает совершенно, и изображение приобретает прежнюю выразительность. Надо помнить, что цианистый калий ядовит и потому посуду и руки нужно тщательно вымыть по окончании операции.

Калотипия (от греческого «калос» - красивый, «типос»- отпечаток) — способ получения негативного изображения на бумаге, пропитанной светочувствительным раствором. Негативное изображение использовалось впоследствии для изготовления позитивных бумажных отпечатков.

Изобретатель калотипии — английский ученый Уильям Генри Фокс Талбот (William Henry Fox Talbot, 1800-1877). Талбот чуть-чуть не успел в погоне за пальмой «фотографического» первенства - первый бумажный негатив был получен Талботом в 1835 году, за два года до официального объявления дагеротипии. Доработка и усовершенствование процесса получения позитивного изображения произошло уже в 1839. Официально процесс был представлен в 1841 году и стал популярным где-то на десятилетие.

 

В 1834 Талбот изобрел светочувствительную бумагу. Полученные на ней изображения он закреплял раствором хлорида натрия (обычной поваренной соли) или иодида калия. Первые фотографии Талбота представляли собой простые фотограммы, т.е. фотокопии, полученные контактным способом. Затем он «скомбинировал» камеру-обскуру с микроскопом с естественной подсветкой и получил позитивный фотоотпечаток с негатива. В 1835 г. Талбот сфотографировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Талбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Талбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток.

 

В конце января 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сам сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Талбот опасался, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Талбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. С калотипией связаны и столь известные нам фотографические термины, ведь Джон Гершель назвал фотографией изобретение Талбота и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив”.

В 1852 г. дагерротипия и тальботипия были полностью заменены новым методом, более совершенным, который стал следующим шагом в развитии фотографии, получившим название мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851г англичанином Фредериком Скоттом Арчером.

Фредерик Скотт Арчер (1813-1854). Изобретатель мокрого коллодионного процесса (1851г.), пришедшего на смену дагерротипии. Применение этого процесса существенно повысило светочувствительность и позволило получить изображение исключительно высокого качества, особенно по резкости.Это обстоятельство привело к тому, что мокрый коллодионный процесс применяется и по настоящее время в некоторых специальных областях (полиграфия, изготовление шкал и сеток и т. д.).

Предложенный Ф.С.Арчером способ, основан на применении коллодия- раствора коллоксилина, особого сорта нитроклетчатки в смеси спирта и эфира, густой и быстросохнущей жидкости. На стеклянную пластинку поливают слой свежеприготовленного коллодия, который теряет текучесть после испарения эфира. До тех пор, пока в слое сохраняется спирт, он остается влажным и проницаемым для воды и различных водных растворов. Такая высохшая пластинка купается сначала в растворе йодистого калия, а затем в растворе азотнокислого серебра. При этом в слое коллодия образуются мельчайшие кристаллы йодистого серебра. В таком виде мокрая пластинка экспонируется и проявляется в проявителе, содержащем соли сернокислого закисного железа или пирогаллол.

К преимуществам мокрого коллодионного процесса следует отнести:
высокую чувствительность (выдержка при съемке сократилась до долей секунды);
использование стеклянной подложки существенно облегчило печать с негатива;
хорошее качество негативного изображения;
дешевизну.

Однако данный метод обладал и недостатками:
изготовление пластинок необходимо было производить непосредственно перед съемкой;
съемку и химико-фотографическую обработку проводили на еще не высохшей пластинке;
быстрое высыхание слоя приводило к его непроницаемости.

Наряду с мокрым кодлодионным процессом был предложен «сухой коллодионвый процесс», который отличался от первого тем, что в слой коллоддия вводились гигроскопические вещества - соли лития, магния, которые в силу своей гигроскопичности создавали возможность проникновения влаги в высохший слой коллодия. Сухой коллодионный процесс устранил некоторые недостатки мокрого коллодионного способа, но несколько уменьшил светочувствительность слоя и резкость изображения. Мокрый коллодионный способ вытеснил все предшествующие ему методы получения фотографического изображения и просуществовал почти 20 лет до 1871 г.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!