Вопрос 5. Духовная культура и конфессиональная характеристика



 

Народы Западной Азии создали за тысячелетия цивилизации огромные духовные ценности, нашедшие отражение в памятниках письменности и устном народном творчестве, изобразительном искусстве, музыке, пении, танцах. Богато народное творчество в арабских странах, включающее многообразные жанры фольклора: эпические произведения, сказки, легенды, сказания о происхож­дении племен, их истории, исторические предания. Существует богатейшая средневековая и современная светская и духовная литература, важный исторический памятник мусульман - священная книга Коран. У номадов, в прошлом почти поголовно неграмотных, впрочем, как и у большинства в прошлом сельского населения Западной Азии, особенно развито устное народное творчество. Из-за религиозных запретов лишь небольшое распространение получило театральное и изобрази­тельное искусство. Первое ограничивалось ярмарочными представлениями, причем преследуемыми духовенством и светскими властями, а второе отмечено пора­зительно высоким развитием каллиграфии, книжной миниатюры, многокрасочной орнаментальной отделкой глазурованной плиткой внешних стен и интерьера религиозных и общественных зданий, дворцов, усыпальниц.

В религиозном отношении подавляющая часть обитателей Западной Азии исповедует ислам разных толков. Правоверный мусульманин ограничен в жизни множеством правил и запретов: исполнением ежедневных молитв, постов, отказом от употреб­ления в пищу ряда продуктов и напитков, обязанностью уплаты религиозного налога «зякят», совершением паломничества в Мекку и многими другими. Большинство мусульман относятся к религиозным течениям суннизма и шиизма.

Христианство сложилось в Восточном Средиземноморье в первых веках нашей эры и до эпохи арабского завоевания имело широкое распространение во многих областях Передней Азии. Однако в наши дни число христиан сравнительно невелико. Это ливанские марониты, армяне-монофизиты и представители других христианских толков. Имеются православные: греки, ассирийцы и некоторые другие группы населения.

У отдельных малых народов бытуют синкретические религии, возникшие на основе древних языческих верований, христианства и ислама. В Израиле доминирующая религия - иудаизм.    

Творчество народов Западной Азии настолько многообразно и имеет столь древние традиции, что можно дать только самую общую его характеристику.

Богато народное творчество арабов. Оно включает разные жанры фольклора: эпические произведения, сказки, легенды, генеалогические легенды о происхождении племен их родоначальников, исторические предания. Особенно развито было устное творчество у кочевых, в прошлом почти поголовно неграмотных арабов-бедуинов. У оседлых земледельцев и кочевников существует развитая народная музыкальная культура. Бытуют различные музыкальные инструменты — щипковые, ударные, духовые. В праздничные дни обязательно проводятся военно-спортивные и музыкальные соревнования, устраиваются пляски. Народная медицина основывается на вековом опыте врачевания и использовании природных средств в соединении с религиозно-магическими поверьями, суевериями. В средние века многие городские центры арабского мира были средоточием образованности, науки, искусств, обогативших европейскую и общемировую культуру.    

Разнообразно турецкое народное искусство. Множество жанров насчитывает фольклор: сказки, легенды, сатирические произведения. Мировую известность имеет цикл рассказов о народном мудреце Ходже Насреддине. Национальную традицию фольклора поддерживают многочисленные певцы-сказители, без которых не обходится ни один сельский праздник. В селах и городах популярен уличный народный театр марионеток и теней.

Исключительно широко распространено устное народное творчество в Иране. Фольклор включает исторические предания, знаменитые циклы древних и средневековых эпических произведений. Под музыкальный аккомпанемент исполняются песни, любовные романсы. По городам и селам странствуют труппы актеров, кукольные театры. Популярны спортивные состязания, во время которых устраиваются конкурсы народных поэтов и музыкантов.

В Афганистане народное искусство включает фольклор, музыкальные произведения, народный театр, песни, пляски. У пуштунов распространено исполнение коротких песен, сказок. Известен эпический цикл сказаний об Адан-Хане и Дур-хане. Существуют различные музыкальные инструменты: щипковые, барабаны, пастушеские свирели. Славятся пуштунские боевые пляски. На праздниках обязательно устраиваются военно-спортивные состязания по борьбе, стрельбе в цель, скачки.

Разнообразна и красочна духовная культура других народов Передней Азии. Например, курдские массовые и одиночные пляски, которые исполняют мужчины, женщины и дети. Как и в арабских странах, народная медицина сочетает полезные приемы врачевания, выработанные веками, с шарлатанским «лечением» колдунами и знахарями.

Искусство народов древней Передней Азии основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.п.

Шумеры и аккадцы — два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV—III тысячелетий до н. э. Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск — миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов.

В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние — в красный, верхние — в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас.

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, самым важным политическим центром Месопотамии в это время стал Вавилон. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.

В произведениях искусства, изображающих жизнь обычных людей, изобразительная манера совершенно иная. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: та, что стоит, играет на лире, та, что сидит, — на ударном музыкальном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров — самая интересная часть старовавилонского скульптурного наследия.

Типичным примером провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета является Стела с богиней Иштар, открытая в 1929 г. во время раскопок, проводившихся в Телль Асмаре (древн. Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера. Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.

Ассирийцы практиковали декорацию в виде барельефов, но почти не использовали обособленную скульптуру. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т.к. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. Редкие сохранившиеся фигуры ассирийских монархов не обладают индивидуальностью и сводятся к цилиндрическим формам, в которых выделяются детали одежды и царских эмблем, как видно на примере статуи царя Ашшурнасирапала II. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело. Голова, со своей стороны, также характеризуется симметрией бороды и волос, которые ниспадают по обе стороны невозмутимого лица.
В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония.

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. От блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось крайне мало памятников. Однако благодаря историческим источникам, ученые сумели частично восстановить архитектурный облик города. Самым знаменитым сооружением Вавилона был зиккурат Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. В высоту зиккурат достигал девяноста метров, именно его принято считать прототипом легендарной Вавилонской башни. Навуходоносор II построил в городе огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. В нижней части стены находился фриз со львами, в центре были изображены колонны, украшенные завитками, образующими цветочные фризы, колонны со всех четырех сторон обрамлялись бордюрами с растительным орнаментом. Реконструированный фрагмент облицовки стены тронного зала хранится в Государственных музеях Берлина.
В город вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. Таким образом, вся территория города воспринималась как священное, храмовое пространство.

До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа Сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!