Вопрос 4. Семейно-брачные и общественные отношения



Семья и семейные отношения у большинства народов Передней Азии и сегодня основываются, главным образом, на нормах религии и обычного права, и единственным исключением является часть городского населения Турции, которое уже не придерживается традиционных религиозных правил. У мусульманских народов брачные отношения определяются религиозным правом - шариатом, Допускающим полигамию и ставящим женщину в полную зависимость от мужчины. На практике нормы шариата соблюдаются в разных странах неодинаково. Например, и Турции в образованных слоях общества женщина примерно равна по правам с мужчиной, тогда как в Иране, ряде арабских стран, положение женщины остается зачастую приниженным, хотя все больше появляется образованных Женщин и работающих по найму.

Что касается разрешенного шариатом многоженства (полигамии), то оно имеет относительно ограниченное н жизни распространение и только среди опре­деленных слоев общества: духовенства, купечества, менял, ростовщиков, зажиточных ремесленников. Для большинства населения многоженство невозможно по экономическим причинам.

И в наши дни общественные отношения в Западной Азии характеризуются значительной пестротой и традиционностью. В Израиле и Турции сложились развитые капиталистические отношения. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова, в Иране наряду с капиталистическими еще сильны и феодальные отношения, архаическая общинная система землепользования. Кон­сервации докапиталистических пережитков во многом способствует исламское духовенство. Наиболее традиционные общественные отношения сохраняются у номадов, определяемые частной собственностью на скот, общественным владением и поль­зованием пастбищами, отсутствием монопольной собственности на средства про­изводства у какого-либо класса или социального сословия. При этом у номадов в ходе сложения кочевнического хозяйственно-культурного типа возникли значи­тельная имущественная и социальная дифференциация.

Общественные отношения

В Передней Азии сложились, как в Египте, древнейшие в мире классовые отношения, возникли государства, цивилизация. Древнейшие классовые отношения сменились в земледельческой полосе своеобразным "феодализмом", оказавшимся по ряду политических и экономических причин устойчивым и сохранившимся во многих государствах и тогда, когда в Европе и Северной Америке давно победили капиталистические отношения. В немалой степени этому способствовала колониальная и полуколониальная зависимость, ставшая тормозом на пути социально-экономического развития. И в наши дни общественные отношения в Западной Азии характеризуются значительной пестротой и традиционностью. В Израиле и Турции сложились развитые капиталистические отношения. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова, в Иране наряду с капиталистическими еще сильны и феодальные отношения, архаическая общинная система землепользования. Консервации докапиталистических пережитков во многом способствует исламское духовенство.

Наиболее традиционные общественные отношения сохраняются у номадов, определяемые частной собственностью на скот, общественным владением и пользованием пастбищами, отсутствием монопольной собственности на средства производства у какого-либо класса или социального сословия. При этом у номадов в ходе сложения кочевнического хозяйственно-культурного типа возникли значительная имущественная и социальная дифференциация, отношения экономической зависимости и эксплуатации. Но в условиях экстенсивного экономического базиса классовые отношения не могли сложиться в среде кочевого общества, так как это немедленно вело к разложению кочевничества, разрушению социальных организмов, что постоянно и происходило на протяжении веков, и особенно интенсивно в нашем столетии. Общество кочевников всегда было многоукладно, и при господстве патриархально-номадного способа производства в качестве второстепенных укладов выступали иные формы социальных отношений. Это было прежде всего связано с воздействием соседних земледельческих государств, с которыми кочевники находились в сложных многосторонних отношениях: экономических и культурных, подчиняли себе земледельческие народы, сами оказывались от них в политической зависимости. У номадов бытуют многие архаические патриархальные традиции: соседская взаимопомощь, общинно-племенная демократия (например, джирга у номадов Афганистана), кровная месть и т.п.

Для всех кочевых народов характерна единообразная общинно-племенная организация, основанная на патриархально-генеалогических связях, предполагающая общее происхождение от одного, как правило, легендарного предка. Племенная структура образует сложную разветвленную систему из крупных и мелких племенных подразделений разного уровня, которые, в свою очередь, включают родственные общины и семьи. Нередко легендарные племенные генеалогии ведут происхождение членов племени от пророка Мухаммеда или даже от Ноя. В арабских странах племенная организация существует у верблюдоводов-бедуинов и овцеводов-шавия, у юрюков Турции, курдов Ирака, Турции и Ирана, туркмен Ирана, Афганистана и других стран, племен Ирана и Афганистана: луров, бахтиаров, белуджей, пуштунов, хезарейцев и др. С переходом номадов на оседлость постепенно исчезают и традиции племенной организации, хотя в некоторых случаях в сфере семейно-брачных и социальных отношений они продолжают бытовать.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!