Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем.



Марксистская концепция социального развития не отрицает и субъективного фактора в истории, но предполагает каждый раз исследование объективных условий, причин, которые решающим образом оказали влияние на действия личностей. По Марксу, общественные законы, в отличие от законов природы возникают позже, реализуются только через сознательную деятельность людей, следовательно, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны (законы-тенденции). Маркс и Энгельс исходили из простого факта: прежде чем заниматься наукой, философией, искусством люди должны есть, пить одеваться, иметь крышу над головой, а для этого необходимо трудиться. Труд – основа общественной жизни. Философия марксизма именуется диалектическим и историческим материализмом. Диалектическим это учение именуется потому, что в его основе лежит принцип развития, которое осуществляется в процессе непрерывной борьбы противоположностей. Материализмом потому, что фундаментом мироздания признается материальное начало.

Одна из основных идей марксистской философии – революционное преобразование действительности. История - объективный общественно-исторический процесс, в котором действуют законы общественного развития. В основе общества - базис, совокупность производительны сил и производственных отношений (экономический строй общества). Над базисом возвышается как его порождение надстройка (государство, политика, правовые формы, общественное сознание). Базис и надстройка определяют общественно – экономическую формацию.

Пролетариат, опираясь на поддержку других классов и слоёв населения, после успешной социалистической революции призван выполнить свою историческую миссию - уничтожить классы и эксплуатацию и построить светлое будущее человечества, коммунизм.

Концепция социального действия М. Вебера.

М. Вебер - немецкий социолог, философ, историк, экономист.

Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие». Отдельный индивид и его поведение является «клеточкой» социума, её «атомом».Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.

Согласно Веберу предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет прогрессивным.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).Задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Социология Вебера основана на утверждении существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя, из этого нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или, когда он ориентируется на какое – либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

Ещё одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья», нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм, пишет он, в социологическом понимании означают категории определённых видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей».

«Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей.

Вебер выделяет четыре вида деятельности, ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни:

ü Целерациональное – когда предметы внешнего мира или другие люди трактуются как условия или цели действия, рационально, ориентировано на достижение собственных целей.

ü Ценностно – рациональное – определяется социальной верой в ценность определённого способа поведения как такового, независимо от конечного итога деятельности.

ü Аффективное – определяется непосредственно чувствами, эмоциями.

ü Традиционное – побуждается усвоенной традицией, привычкой.

По Веберу, рационализация есть всемирно - исторический процесс. Рационализируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, политикой. Рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Веберовская теория рационализации – это видение им судеб капитализма, который, по его мнению, определяется не спекуляцией, завоеваниями и другими авантюрами, а достижениями максимальной прибыли средствами рациональной организации труда и производства.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей своё конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе. С его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!