Семейно-брачные и общественные отношения.



 

Семья и семейные отношения у большинства народов Передней Азии и сегодня основываются, главным образом, на нормах религии и обычного права, и единственным исключением является часть городского населения Турции, которое уже не придерживается традиционных религиозных правил. У мусульманских народов брачные отношения определяются религиозным правом — шариатом, допускающим полигамию и ставящим женщину в полную зависимость от мужчины. На практике нормы шариата соблюдаются в разных странах неодинаково. Например, в Турции в образованных слоях общества женщина примерно равна по правам с мужчиной, тогда как в Иране, ряде арабских стран, положение женщины остается зачастую приниженным, хотя все больше появляется образованных женщин и работающих по найму.

 

Что касается разрешенного шариатом многоженства (полигамии), то оно имеет относительно ограниченное в жизни распространение и только среди определенных слоев общества: духовенства, купечества, менял, ростовщиков, зажиточных ремесленников. Для большинства населения многоженство невозможно по экономическим причинам. Кроме того, постепенно складывается отрицательное отношение к многоженству, формируясь в общественное мнение. До сих пор и у земледельческого, и у скотоводческого населения, а также во многих случаях в городах господствует брак - покупка жены посредством выплаты выкупа-калыма, Размер которого сильно варьирует у разных народов. Приобретенная посредством калыма женщина считается собственностью мужа и его семьи, что зачастую лишает ее самых элементарных человеческих прав. Среди приверженцев ислама распространены рекомендуемые религиозным и обычным правом браки между двоюродными братьями и сестрами по мужской линии (ортокузенный брак), что ведет к появлению наследственных генетических болезней. У кочевников, как правило, бытует запрет вступления в брак за пределами своего племени или этноса (эндогамия), а также правило, по которому на вдове старшего брата должен жениться его младший брат (левират). Значительное влияние имеет религия на брачные порядки в Израиле, где, в частности, также имеет место левират. У христиан брачные отношения определяются религиозными нормами, причем определенный отпечаток на семейные отношения накладывает влияние соседнего мусульманского населения.

 

В городах и у земледельческого населения преобладают малые семьи, хотя у части наиболее зажиточных сельских жителей встречаются и большие неразделенные семьи. У номадов многие десятилетия идет процесс разложения больших семей и складывание малых, которые становятся преобладающими.

 

Общественные отношения.

В Передней Азии сложились, как в Египте, древнейшие в мире классовые отношения, возникли государства, цивилизация. Древнейшие классовые отношения сменились в земледельческой полосе своеобразным "феодализмом", оказавшимся по ряду политических и экономических причин устойчивым и сохранившимся во многих государствах и тогда, когда в Европе и Северной Америке давно победили капиталистические отношения. В немалой степени этому способствовала колониальная и полуколониальная зависимость, ставшая тормозом на пути социально-экономического развития. И в наши дни общественные отношения в Западной Азии характеризуются значительной пестротой и традиционностью. В Израиле и Турции сложились развитые капиталистические отношения. Однако в отдельных странах Аравийского полуострова, в Иране наряду с капиталистическими еще сильны и феодальные отношения, архаическая общинная система землепользования. Консервации докапиталистических пережитков во многом способствует исламское духовенство.

 

Наиболее традиционные общественные отношения сохраняются у номадов, определяемые частной собственностью на скот, общественным владением и пользованием пастбищами, отсутствием монопольной собственности на средства производства у какого-либо класса или социального сословия. При этом у номадов в ходе сложения кочевнического хозяйственно-культурного типа возникли значительная имущественная и социальная дифференциация, отношения экономической зависимости и эксплуатации. Но в условиях экстенсивного экономического базиса классовые отношения не могли сложиться в среде кочевого общества, так как это немедленно вело к разложению кочевничества, разрушению социальных организмов, что постоянно и происходило на протяжении веков, и особенно интенсивно в нашем столетии. Общество кочевников всегда было многоукладно, и при господстве патриархально-номадного способа производства в качестве второстепенных укладов выступали иные формы социальных отношений. Это было прежде всего связано с воздействием соседних земледельческих государств, с которыми кочевники находились в сложных многосторонних отношениях: экономических и культурных, подчиняли себе земледельческие народы, сами оказывались от них в политической зависимости. У номадов бытуют многие архаические патриархальные традиции: соседская взаимопомощь, общинно-племенная демократия (например, джирга у номадов Афганистана), кровная месть и т.п.

 

Для всех кочевых народов характерна единообразная общинно-племенная организация, основанная на патриархально-генеалогических связях, предполагающая общее происхождение от одного, как правило, легендарного предка. Племенная структура образует сложную разветвленную систему из крупных и мелких племенных подразделений разного уровня, которые, в свою очередь, включают родственные общины и семьи. Нередко легендарные племенные генеалогии ведут происхождение членов племени от пророка Мухаммеда или даже от Ноя. В арабских странах племенная организация существует у верблюдоводов-бедуинов и овцеводов-шавия, у юрюков Турции, курдов Ирака, Турции и Ирана, туркмен Ирана, Афганистана и других стран, племен Ирана и Афганистана: луров, бахтиаров, белуджей, пуштунов, хезарейцев и др. С переходом номадов на оседлость постепенно исчезают и традиции племенной организации, хотя в некоторых случаях в сфере семейно-брачных и социальных отношений они продолжают бытовать.

 

Марков Г.Е., Пименов В.В. (Ред.) Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. – 383 с.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!