Номады Западной Азии: особенности хозяйства и культуры.



До настоящего времени в пустынных, степных и горных областях Западной Азии довольно широкое распространение имеет номадный хозяйственно-культурный тип. Он характеризуется тем, что основные средства существования добываются посредством экстенсивного пастбищного скотоводства, которое ведется в виде кочевого или полукочевого хозяйства. Принципиальных различий между ними нет, так как все номады имеют общий способ добывания жизненных благ - они составляют самостоятельный, независимый от земледельческого населения специальный организм, им свойственна племенная форма организации и кочевническая патриархальная система общественных отношений. При номадизме скотоводство не является единственным видом занятий населения. За исключением отдельных групп кочевников, в частности, бедуинов Центральной Аравии и, все они занимаются вспомогательным земледелием, а в прошлом большое значение имели в экономике транспортировка грузов и сопровождение караванов, в какой-то степени военные набеги и грабеж земледельческого населения и других кочевых групп.

 

В соответствии с условиями среды кочевание ведется по-разному: в меридиональном направлении - зимой на юг, летом на север; и по вертикали. Наиболее продолжительно по времени меридиональное кочевание на огромные расстояния в сотни и даже тысячи километров. Особенно оно характерно для бедуинов Аравии ("большие номады"), которые проходят в год со своими стадами до 2-2,5 тыс. км., кочуя летом в северных областях около колодцев или на границах оазисов и уходя на зиму в глубь страны. Различаются четыре перекочевки: весенняя, летняя, осенняя и зимняя. Главные животные бедуинов - верблюды, доставляющие почти все средства существования, и верховые лошади. Другие виды скота не могут существовать в экстремальных условиях Аравийских пустынь. Верблюды используются под седло и под вьюк. Важную часть пищевого рациона кочевников составляет кислое верблюжье молоко. Ценный продукт - верблюжья шерсть. Верблюды одногорбые - дромадеры. Некогда процветавшее кочевое скотоводство бедуинов стало с 20-х годов приходить в упадок вследствие конкуренции караванной торговли с автомобильным, авиационным и железнодорожным транспортом, насильственного перевода многих групп бедуинов на оседлость и других социально-экономических и политических причин.

 

Меридиональное кочевание распространено также у полукочевников Аравийского полуострова - овцеводов, амплитуда его достигает нескольких сотен километров. Этот вид кочевания существует у некоторых групп курдов Турции, Ирака и Ирана, туркмен этих стран, луров, бахтиаров и других кочевых племен Ирана, белуджей, пуштунов, хазарейцев Афганистана. Они разводят рогатый скот, верблюдов, лошадей.

 

В горных областях Ирака, Ирана, Турции и Афганистана ведется кочевое и полукочевое вертикальное скотоводство (часть курдов, юрюки Турции, племена в горных областях Ирана и Афганистана).

 

Стационарное кочевание не имеет большого распространения и встречается, главным образом, у туркмен в Хорасане (Иран) и некоторых других народов. При том, что амплитуда "стационарного" кочевания невелика, не более десятков километров, образ жизни, при котором основные средства существования доставляет экстенсивное пастбищное скотоводство, позволяет отнести эту форму хозяйства к номадизму. Виды скота при стационарном кочевании те же, что и при полукочевом-меридиональном, с той только разницей, что верблюдов держат сравнительно мало, так как потребности в транспортных средствах ограничены.

 

При всех разновидностях номадизма дальность перекочевок связана, помимо природных условий, и с социальными факторами. Чем хозяйство богаче, тем у него больше транспортных средств, и тем дальше оно может кочевать в поисках лучших пастбищ. На довольно большие расстояния кочуют и средние по зажиточности скотоводы. Бедняки должны либо на определенных условиях кочевать вместе с богачами, либо вести полуоседлое хозяйство, при котором возрастает роль земледелия.

 

В схожих формах ведется кочевание полуоседлым населением. Однако оно не составляет отдельных от земледельцев социальных организмов и является частью комплексного земледельчески-животноводческого хозяйства. Разведение свиней в Передней Азии практически отсутствует из-за религиозных запретов у мусульман и евреев.

 

У номадов, за исключением тех, которые начинают переходить к оседлости, отсутствуют долговременные поселения, хотя, особенно летом, скотоводы обычно концентрируются около групп колодцев. Так, летние кочевья бедуинов Центральной Аравии насчитывают обычно многие сотни и даже тысячи кочевых жилищ, группирующихся по кварталам в соответствии с принадлежностью к подразделениям племени. Внутри кварталов по соседству ставят жилища родственники. У въезда в кочевье располагается обычно палатка его главы, шейха, с тем, чтобы приезжие прежде всего попадали к нему. Полукочевники Аравии и кочевники и полукочевники других областей Передней Азии создают летом значительно меньшие по размеру кочевья. Зимой, ранней весной и поздней осенью кочевые поселения рассредоточиваются, и скотоводы кочуют либо небольшими группами семей, либо отдельными семьями.

 

Кочевые жилища представлены среднеазиатским и переднеазиатским типами. К числу первых относится кибитка — разборное жилище туркмен, состоящая из легкого деревянного решетчатого каркаса, покрытого войлоками. Переднеазиатский тип представлен различными по размеру, форме и материалу палатками, традиционно изготовляемыми из шерсти, а сегодня зачастую из брезента, натягиваемого на шесты. Размеры и формы кочевых жилищ зависят не только от этнических традиций, но в значительной мере от зажиточности их хозяев. То же самое касается и внутреннего убранства. Иногда, особенно при наличии в жилище Молодоженов, кибитка или палатка разгораживается занавеской.

 

Традиционная утварь сельских жителей - земледельцев и скотоводов почти не различается, так как кочевники по большей части покупают ее. Для всех народов специфичны высокие кувшины с вытянутыми носиками для хранения воды и умывания. В зависимости от зажиточности и традиций пользуются глиняной или фарфоровой посудой — чайниками, пиалами без ручек или небольшими чашечками для кофе, кофейниками. В последние десятилетия традиционную утварь все более вытесняют фабричные изделия. Так, только в редких домах сейчас можно найти старинные деревянные миски для супа и плова, которые вытеснили эмалированные миски и металлические тазы.

 

Традиционные средства передвижения в Западной Азии включали верховой, вьючный, колесный и водный транспорт. В качестве верховых животных используют лошадей и верблюдов, ослов. Повозки - тяжелые, четырехколесные, запряженные волами телеги, более легкие двухколесные с огромными колесами - для переезда через оросительные канавы, запрягаемые лошадьми, верблюдами, ослами. Распространен морской рыболовецкий и каботажный транспорт в виде небольших и средних судов. По Тигру и Евфрату наряду с современными судами и катерами до сих пор плавают круглые плетенные из прутьев и обмазанные асфальтом лодки, известные в Месопотамии с эпохи возникновения цивилизации. Еще довольно много парусных судов, однако они вытесняются моторными.

 

У кочевников женщины обычно лицо целиком не закрывали, хотя у некоторых кочевых народов бытует обычай при посторонних или старших по возрасту прикрывать рот краем платка.

 

Номады употребляют в пищу большое количество разнообразных кисломолочных продуктов из верблюжьего, а в новейшее время и коровьего молока.

 

Марков Г.Е., Пименов В.В. (Ред.) Этнология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. – 383 с.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!