Глава 2 Соотношение права и морали



Общие и специфические признаки права и морали

Рассматривая взаимосвязи права и морали, общее и специфичное в этих системах социальной регуляции, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: вытекает ли их общность из характера общественных отношений, или каждая из этих систем имеет свою сферу влияния, определяющую специфику возникающих в данной сфере социальных норм? И право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.

Общность права и морали определяется не только единством сфер их деятельности, единством социального назначения, но и их структурной характеристикой. Правовая и моральная системы — многомерные образования. Поэтому их социальное действие раскрывается в единстве всех входящих в них элементов: общественных отношений, общественного сознания, норм. Все элементы правовой и моральной систем возникают не поэтапно, не последовательно; процесс их возникновения предполагает диалектику деятельности сознания, закономерностей повторения «связанного ряда форм общения». Поэтому, выделяя в правовой системе правовые отношения, правосознание, правовые нормы, а в моральной системе — нравственные отношения, моральное сознание, нравственные нормы мы неизменно должны учитывать сложную диалектику взаимодействия элементов внутри каждой системы. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем. Общее в правовой и моральной системах определяется не только общностью входящих в них общественных отношений, но и характером взаимодействия внутренних структурных элементов этих систем, прямыми и обратными связями между отношениями сознанием, нормами, диалектикой взаимопереходов одних элементов в другие.3

Зачастую право представляется в виде юридически закрепленной форме нравственности и ее норм. В этом случае право дозволительно квалифицировать как феномен морали, но тогда под правом понимается позитивное право, а не естественное, так как естественное право возникло вместе с моралью, как бы не ранее. Связь права и морали зачастую выражается в равенстве их требований, обращенных именно к человеку и в воспитании у него высокого гражданского сознания. Право в своей деятельности ориентировано, в первую очередь, на поведение людей, а мораль - на глубокое внутреннее осознание своего долга. Во всяком случае эти грани условны, и чем раньше достигнут социально-культурный прогресс человечества, тем сильнее право учитывает внутреннюю мотивацию, которая определяет поступки в сфере права. Моральное усовершенствование выражается в формировании неких отличительных качеств права, которые будут выражать сплоченность интересов и воли общества. Право и мораль благоприятно взаимодействует в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции. Свое выражение это находит в различных формах: при решении конкретных дел, противоправных действий, а также анализ личности правонарушителя. Фактически обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев.

Получается, можно выделить некие противоречия между правом и моралью. К ним относятся:

1. Они являются регуляторами, однако затрагивают абсолютно разные отношения общества. К тому же, оценка ситуации со стороны права различается с оценкой морали и из-за этого по-разному расценивается поведение индивидов. Если право задается лишь вопросом о правомерности и неправомерности, то мораль рассматривает вопрос намного глубже, учитывая со стороны добра, зла, чести, совести и т.д.;

2. Требования от индивида правовых норм намного строже, чем предусматривают моральные, так как санкционирование происходит методами убеждения и принуждения, в то время как у морали лишь методом общественного порицания, то есть убеждения;

3. Противоречия в деятельности норм морали от норм права также заключается в скорости его распространения. Мораль, как известно, является процессом долговременным, требующим постепенного принятия обществом тех ценностей, что она диктует. Это взаимосвязано с развитием общества и осознанием надобности некого регулирования общественных отношений. По сравнению с нормами права мораль принимается намного дольше и сложнее. Право, в свою очередь, появилось позже, так как невозможно без поддержки государства и его аппарата принуждения. Осознание обществом также происходит быстрее, так как является уже неотъемлемой частью жизни индивида.[8]

Право и мораль объединяет триединая связь, анализ которой позволяет

обосновать общее, особенное и единичное этих феноменов.

Общее, как правило, обусловлено единством функционального ряда и целевых установок, факторами, способами проявления, а также общей социальной

обусловленностью и установками.

Особенное предопределяется в чем-то специфическими функциями каждого сравниваемого явления, влияющими на их другие характеристики, а также

своеобразием их функционирования в тех или иных социальных условиях.

Правовое деяние, то есть внешнее поведение человека, не исключает, а скорее предполагает его моральную оценку. В той же степени правовой оценке подлежит и моральный акт. С точки зрения выделения особенного во внешних и внутренних факторах права и морали следует особо остановиться на соотношении целей исследуемых феноменов, их сущностной основы и ценностных установок. В понятие правовой ценности входит ценность определенного действия в отношении других людей, каждого конкретного человека, в то время как моральная ценность лишена направленности в отношении какого-либо объекта и является просто ценностью действия как такового. Для описания этого основного различия между правом и моралью используют выражения «императивно-атрибутивная природа права» и «чисто императивная природа морали».

Существует множество подходов к классификации отличительных особенностей права и морали, по одной из которых право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, по методам их обеспечения, по форме их выражения, фиксации, по характеру и способам их влияния на сознание и поведение людей̌, по характеру и порядку ответственности за их нарушение, по сферам действия, по различию исторических судеб права и морали.[9]

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в следующем: в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; у норм нрава и морали единый объект регулирования – общественные отношения; как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества; нормы права и нормы морали имеют сходную структуру; нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения. Отличие заключается в: происхождении: нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости и приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия; в форме выражения: нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.); в способе охраны от нарушений: нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний.[10]

Таким образом, у права и морали есть как сходные, так и достаточно выделяющиеся и особенные черты. Право и мораль реализуют свои функции и тесно «сотрудничают» в общем поле регулирования – социальных отношениях. Оба регулятора имеют четкую структуру элементов и единую сферу деятельности. У права и морали достаточно и отличительных черт, но, по большому счету, их главное различие заключается в том, что внешнее регулирование действий индивида находятся под эгидой права, а внутренне – морали.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!