Структура правовой и моральной систем



КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Казань)

 

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы

 

кафедра уголовно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине теория государства и права

 

 

«Право и мораль»

 

                                          Выполнил (а):

                                                    Студент (ка) 120 группы

                                                                   очной формы обучения

                                                                                Абубакирова Диана                                                                           

 

Научный руководитель:

Рязанова Марина Николаевна

Ученая степень, ученое звание, должность

кандидат исторических наук, доцент                                                                                

Дата представления работы                                          Работа защищена

 «__»__________ 2021 г.                                      «__»_________ 2021 г.

 

                                                                      Оценка_____________

                                                                            

 Подпись___________

 

Казань 2021

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Понятие и признаки права и морали: общее и особенное. 5

1.1. Понятие права и морали. 5

1.2. Структура правовой и моральной систем. 9

Глава 2 Соотношение права и морали. 16

2.1. Общие и специфические признаки права и морали. 16

2.2. Взаимодействие права и морали. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы заключается в том, что темп развития общественных отношений зависит от эффективности работы социальных регуляторов, главными из которых являются право и мораль. Тем не менее, в процессе становления информационного общества появилась необходимость внедрения новых норм и способов координирования взаимодействия между людьми, однако нельзя построить будущее, не базируясь на опыте прошлого. Исходя из этого можно сказать о том, что мораль является неким фундаментом для построения правовых отношений, ведь право и мораль взаимодополняющие структуры, которые в результате взаимовлияния осуществляют четкий контроль над сферами взаимодействия индивидов.

Благодаря праву люди могут координировать общественные отношения и предотвращать возникающие конфликты в процессе совместной деятельности, а за счет морали восполняются пробелы в праве касаемые чувственных, духовных и нравственных составляющих человека, без которых невозможно справедливо, с точки зрения человечности, оценить окружающую действительность. Получается право было бы лишь набором субъективных правил поведения, не подкреплённых человеческим отношением к индивиду и его поступкам.

Таким образом, изучение права и морали в современном необходимо для поддержания гармонии в обществе.

Целью исследовательской работы является изучение и анализ права и морали как самостоятельных, но дополняющих друг друга систем.

 

Объектом исследования являются мораль и право.

Предметом исследования – положение и функции правовой и моральной системы в обществе.

 

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить право и мораль как отдельные самостоятельные системы

2. Провести параллели между правовым и моральным регулированием

3. Выявить общие и особенные черты данных социальных регуляторов

4. Проанализировать влияние моральных и правовых норм на современные общественные отношения.

 

Для написания курсовой работы информационной базой послужила специальная литература, рассматривающая данную тему, а именно научные статьи, диссертации, учебные пособия, книги и материалы научных конференций.

 

Глава 1 Понятие и признаки права и морали: общее и особенное

Понятие права и морали

В современном обществе существуют определённые регуляторы поведения: мораль, право, нравственность и др. Помимо авторских примеров, я бы хотела добавить религиозные нормы, традиции и обычаи. Мораль и право, как два наиболее важных компонента эволюции общества, имеют различия и сходства. Прежде чем провести между ними различие, вначале уясним определения морали и права как социальных регуляторов общества.

Мораль – это система нравственных традиций, обычаев, а также норм, которые не имеют нормативного закрепления в правовых актах государства.

Право же, как социальный элемент – это совокупность норм, принципов, правил поведения, закреплённых в нормативно-правовых актах государства. В обществе с помощью права граждане выстраивают между собой различные взаимоотношения, основанные на установлениях действующего законодательства. [1]

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения.

Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.). [2]

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Такой подход к оценке функций морали в обществе позволяет показать ее «универсальный» и «всепроникающий» характер. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия.[3]

Право и мораль — универсальные самостоятельные нормативно-регулятивные социальные институты, каждый из которых имеет особую ценность. Мораль является нормативно-регулятивной системой, действие которой можно проследить на уровне общественного и индивидуального сознания. Значение области морали для современного человека заключается в том, что она упорядочивает человеческое сосуществование, гармонизирует диалог и взаимоотношения между людьми. Особенность статуса морали связана с ее идейной основой в сфере социума, определяющей понимание того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Данные категории морали, реализуясь в поведенческих императивах, предполагают не только ценностное отношение человека к другим, но и к себе, активируют чувство собственного достоинства, самоуважения, осознания себя как личности. В целом регулирующая природа принципов морали весьма динамична и контекстуально зависима от конкретных культурно-исторических и социально-экономических условий развития всего общества. Не существует единого морального постулата, исходя из которого можно было бы развить логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все суждения и действия универсальным критерием «морально — аморально».

Логичной и обоснованной альтернативой морали выступает такая форма социального нормирования, достигшая в своих основаниях ступени формирования цивилизационной общности, как право. В объективном смысле право формулируется исходя из ряда предшествующих социокультурных факторов: обычаев, табу, традиционных форм поведения, которые трансформируются в условиях конструирования новых типов социальных отношений. Сущностной характеристикой права является регулирование поведения в обществе, достижение на нормативной основе точки стабильно организованной модели социума. Понятие права — многоконтекстно, смысл его употребления определяется основными содержательными аспектами данного социального феномена. Разнообразие подходов к пониманию права отражено в совокупности теорий права в юридической науке. Основное общественное предназначение права — гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни.[4]

Будучи особым социальным регулятором, право обладает собственной значимостью и целесообразностью, поэтому не может служить нравственности. Своеобразие нравственности и права выявляется в настоящем исследовании посредством понятийных оппозиций: добро и благо, отчуждение и самостоятельность, знание и признание, возмездие и ответственность, долг и обязанность, негативная и позитивная свобода, внешняя и внутренняя целесообразность закона, единство и дружба. Право обыкновенно предстает подчиненным морали.

Нравственность опирается на знание, ибо важно знать, что поистине является добром. Устремленность к объективному добру придает нравственному отношению неизгладимый отпечаток насилия, которое переделывает субъекта в объект. Напротив, правоотношение есть взаимодействие субъектов как таковых, примиряющее каждого с инаковостью другого. В основе правопорядка лежит отнюдь не знание, но признание другого.

Наказание за нарушение нравственного закона есть возмездие, принцип которого сводится к обращению содеянного зла против нарушителя. Нравственный подход к наказанию воплощается в системе талиона. Напротив, юридическое наказание есть ответственность, принципом которой является восстановление инаковости потерпевшего и нарушителя. Поэтому ответственность направлена не столько на объективный ущерб для нарушителя, столько на возмещение ущерба, причиненного свободе.

Единственным мотивом подлинно нравственного поведения является долг, потому что только долг вполне подчиняет человека абстракции добра. Человек долга рассудителен, но одновременно отличается бесчувственностью. Напротив, правовое поведение обеспечивается обязанностью, которая отражает противолежащее право другой стороны отношения. В отличие от долга, обязанность приучает прислушиваться к другому.

Смысл нравственных требований – избавление от зла, поэтому нравственность несет лишь негативную свободу, которая не обладает собственной точкой опоры и легко вырождается в несвободу. Напротив, правовая свобода есть подлинная, или позитивная, свобода как самореализация человека в справедливых отношениях с другими людьми.

Содержание нравственного закона диктуется внешней целью, которая получает определенность за пределами нравственности. Добром можно назвать что угодно, поэтому любая нравственность относительна. Напротив, право открывает внутреннюю цель закона в практическом применении закона. Только правовой закон обладает подлинной всеобщностью, ибо высказывает не односторонние представления о добре, но общую волю как итоговое равновесие воли каждого и другого.

Нравственность подчеркивает значимость общественного единства ради совместного противодействия злу. Здесь единство выше и важнее отдельного человека. Напротив, правопорядок распространяет общение свободных людей на общество в целом, объединяя посредством взаимного дружеского чувства.      

Таким образом, в обществе существует несколько регуляторов поведения, основными из которых являются право и мораль. Несмотря на то, что они выполняют одну и ту же роль – регулирование поведения людей в социуме, между ними есть принципиальное отличие. Нормы морали ничем не закреплены и существуют лишь за счёт абстрактных понятий добра и зла, социальной потребности согласования поведения индивида с интересами общества. Нормы же права отражены в нормативно-правовых актах государства и если соблюдение норм морали является опциональным, то соблюдением норм права обязательно для всех граждан. Но нравственность и право не могут существовать раздельно, они поддерживают и дополняют друг друга. Как первая рискует вылиться в несвободу, насилие, так и второе не может быть в полной мере справедливо без опоры на мораль и сущность человечности.[5]

 

Структура правовой и моральной систем

Мораль и право - два феномена общественной жизни, имеющие всеобщий характер. Никому не позволено выходить за рамки их требований в отличие от таких сфер жизни, как, например, политика, религия, искусство. И хотя в повседневной жизни их роль однозначна, при изучении их содержания оказывается, что каждое из этих понятий демонстрирует свою многозначность. Так, мораль может обозначать форму (вид) общественного сознания как сферу деятельности человека, как средство регулирования поведения людей. Даже простое назидание, поучение именуется моралью. Право может подразумевать действующие законы и другие подзаконные акты как особую сферу деятельности, в том числе правоприменительную процедуру как средство регулирования поведения людей, наконец, как правомочие. Мораль возникает тогда же, когда возникают человеческие общности (род, племя), а право - вместе с возникающим государством. Поэтому появление первых законодательных актов всегда имело имплицитное моральное содержание.

Любое человеческое сообщество (род, племя, этнос, конфессия и т.п.) может существовать только при неразрывной взаимосвязи интересов как индивидов, так и сообщества. В каждой сфере жизнедеятельности эта связь специфична. Для морали жизненно необходимо сочетание интереса человека с интересом данной социальной общности. Поэтому человек одновременно является субъектом моральной жизни (его интерес) и ее объектом (интерес общности). В других сферах жизни индивид утрачивает роль субъекта и становится объектом регулирования - в политике, в религиозной жизни, в экономической сфере и т.п.

 

Моральное сознание

Оно имеет два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень образует теория морали - этика. Являясь средством обобщения практики, этика стремится выяснить сущность моральных нормативов и соответствующих моральных отношений.

На эмпирическом уровне моральное сознание находит свое выражение в системе моральных нормативов. Единицей нормативов является норма морали. Эти нормы не имеют внешне выраженного оформления. Хотя в ряде случаев они звучат в виде пословиц. Однако внутренняя структура нормы имеет три ее составляющие: всегда предполагается, к какой жизненной ситуации она относится, что представляет собой поступок и каковы могут быть последствия в случае нарушения морального требования.

Нормы морали вариативны, т.е. одна и та же жизненная ситуация находит свое решение в различных, чаще всего противоположных, нормах. Иногда нормы группируются в рамках определенной специфической сферы морального регулирования. Так возникают моральные кодексы различных профессий, например, врачебной деятельности. В кодексы включаются не нормы, а принципы морали. Принципы объединяют нормы определенной направленности. Самым древним таким кодексом был библейский декалог.

Моральное сознание развивается в соответствии с логикой истории. Но оно всегда производно от условий бытия данного общества и не является источником исторического развития.

 

Моральные отношения.

Реализация норм морали происходит в моральных отношениях. В системе общественных отношений мораль не имеет самостоятельной формы. Эти отношения всегда выступают стороной других отношений всякий раз, когда выясняется связь интереса участника общественного отношения с интересом той социальной общности, в состав которой он входит. Так, экономические отношения становятся моральными по поводу имущественных отношений; в политике отношения между социальными силами (в том числе между классами) становятся моральными по поводу деятельности индивида в решении отдельных социальных проблем; в религиозных отношениях индивид становится субъектом морали при выяснении мотивов религиозности и т.п.

В моральных отношениях связь между интересом индивида и общности берет на себя долг. Поэтому долг объективен (интерес общества) и субъективен (интерес индивида). Внутренний контроль за процессом выбора поступка для реализации норматива принадлежит совести.

Внешняя оценка поступка происходит по внешней его стороне (у юристов эта внешняя сторона называется деянием, т.е. действием или бездействием), но моральное качество поступка можно определить только по внутренней стороне - мотиву - исходной моральной оценке поступка.

Соответствие внешней стороны мотиву оценивает поступок как искренний, честный, морально-положительный. Если внешняя сторона прикрывает корыстный мотив или другие эгоистические устремления, то поступок оценивается как циничный, обманывающий.

 

Поле морального регулирования.

Это поле практически не имеет границ. Любое проявление индивида, включенное в общественную жизнь, имеет моральное значение. Даже технические нормативы становятся предметом морального регулирования, поскольку отношение к ним рождает моральный смысл.

Моральное регулирование имеет целью сохранить стабильность моральной жизни. Дезорганизация морального поля выражается коллизиями и конфликтами. И то и другое является результатом столкновения интересов. При этом коллизии рассматриваются как столкновения менее общественно опасные, и поэтому они подвластны моральному их разрешению. Но конфликты обычно имеют большую общественную опасность, и их разрешение выходит за рамки моральных возможностей. Поэтому они попадают в сферу права.

Средством влияния на моральное поле является убеждение. Его цель - повлиять на мотивы поведения с тем, чтобы разрешить коллизию. Убеждение не должно превращаться в увещевание, назидание. Поэтому оно сохраняет свою силу, находясь в союзе с принуждением, которое опирается на внутреннюю силу (совесть) и внешнюю (общественное мнение).[6]

Традиционно в правовую систему включают систему права (законодательства), правовую культуру и правореализацию.

Вычленение отраслей происходит, опять же традиционно, во-первых, по предмету правового регулирования (однородная и отделимая от других группа общественных отношений), во-вторых, по методу правового регулирования (совокупности приемов, способов воздействия на общественные отношения) и, в-третьих, по способности к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня.

Основываясь на этом, предоставление вышеуказанным дисциплинам статуса самостоятельных отраслей вызывает, с одной стороны, сомнения, а с другой – уважение к позиции ученых, доказывающих достаточную автономность перечисленных дисциплин для выделения их в отрасли. Все течет, все меняется, и то, что сегодня представляется доказанным, завтра оказывается под вопросом.

 

Правовая культура

Правовая культура – это система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. Подобный подход предполагает включение в содержание правовой культуры законотворчества как деятельности компетентных органов по формированию и принятию нормативных правовых актов с учетом прогностической составляющей. Однако такие разновидности правовой культуры, как правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения, вызывают сомнения.

Правовые идеи принадлежат разным социальным общностям, группам, гражданам и имеют различную направленность. Есть либеральные, националистические, в том числе экстремистские и фашистские правовые идеи. Поэтому относить совокупность правовых идей к правовой культуре нецелесообразно. Слово «культура» происходит от латинского cultura – возделывание (воспитание, образование, развитие, почитание). Правовые идеи, пропагандирующие социальную рознь, превосходство одной общности над другой и пр., не имеют к правовой культуре никакого отношения и, более того, являются ее антиподом.

Речь может идти о включении в содержание правовой культуры правовой идеологии – правовых взглядов и представлений, отображающих закономерности правовой жизни общества, государства, права и правовых явлений, или правовых идей с таким нормативным содержанием, которое вызывает условия для формирования правовых норм, способствующих прогрессивному правообразованию. Таким образом, понятия правовой идеологии и прогрессивного правообразования оказываются тождественными.

Правовые нормы и институты относятся к системе права, а не к правовой культуре, а правовые поступки – к третьей составляющей правовой системы – механизму правореализации. Что касается правовых учреждений, то они входят в структуру государственных органов и к правовой культуре отношения также не имеют. Правовая культура в той или иной мере отражает эти субстанциональные формы, но они не являются ее составной частью.

Как верно отмечается в литературе, правовая культура общества зависит от уровня развития правового сознания населения, уровня развития правовой деятельности (правоворческой и правореализующей) и уровня развития всей системы законодательства. Именно поэтому правосознание, по мнению автора, является важнейшим самостоятельным феноменом, оказывающим серьезное влияние на правовую культуру.

 

Правосознание

Правовая культура находит выражение в возможности использовать права в рамках действующих нормативных правовых актов и наличии правовой грамотности и правовой осведомленности, но подвергает сомнению как ее слияние с правосознанием, так и включение правосознания в правовую культуру в качестве составной части. Правосознание представляет собой автономную форму общественного сознания, в которой находят отражение правовые теории, идеи, взгляды, представления и убеждения, выражающие отношение социальных общностей и граждан к действующему праву и правовому поведению как действию по его реализации. Правосознание, будучи субъективным восприятием правовой действительности, является объективным отражением уровня правовой культуры общества. Эти категории взаимосвязаны и взаимопроникновенны.

К сожалению, демократические начала права и следующего за ним правосознания, выражающиеся в таких категориях, как честность, свобода, справедливость и другие непреходящие ценности, подвергаются девальвации. Именно поэтому правосознанию граждан как отражению уровня правовой культуры общества, являющей собой вторую ступень правовой системы, следует уделять первостепенное внимание.

 

Правореализация

Теперь что касается правореализации, завершающей традиционную триаду правовой системы.

Применение права как властная деятельность государства в лице его компетентных органов по разрешению конкретных юридических дел стоит особняком. Законодательство в сфере правоприменительной деятельности всегда имело непреходящее значение. Полноценная жизнь людей невозможна без заботы государства об их покое, основанном на соблюдении законности и правопорядка.[7]

 

Таким образом, и мораль, и право являются многозначными понятиями. Оба регулятора имеют собственную внутреннюю структуру.

Мораль включает в себя: моральное сознание - духовную сторону морали -, являющееся результатом культурно-исторического опыта человечества, оценивающее поведение людей в обществе; моральные отношения, которые представляют собой посредника и регулятора социально-нравственного взаимодействия между индивидами; поле морального регулирования, включающее в себя нравственную составляющую поведения человека и поддерживающее гармонию моральных отношений в обществе.

Право же содержит в себе такие элементы, как: правовая культура, характеризующая правовое состояние личности и общества и сочетающая в себе систему правовых норм, ценностей и убеждения; правосознание, которое аккумулирует в себе правовые концепции, идеи и знания, отношение людей к праву и его нормам; правореализация, позволяющая осуществлять правовые предписания в общественных отношениях.

Право и мораль имеют стабильную структуру, обеспечивающую соподчиненность ее компонентом и обуславливает стабильность в обществе.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!