И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 2 страница



С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопо­слушное поведение людей становится обычным и массовым явле­нием.

    Что же касается взаимоотношения права и религии, то сте­пень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких стра­нах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Сущест­вуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения). Нормы, установленные религиозными организация­ми, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция Российской Федерации создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя

 

 

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и госу­дарство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способст­вует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего раз­вития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

                                 Словарь

 

·   Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, общественного значения.

·   Менталитет - особенности образа мышления человека или группы.

·   Неправомерный - нарушающий требования норм права.

· Правомерный - соответствующий требованиям правовых

норм.

·  Совесть - моральная категория, выражающая высшую фор­му способности личности к самоконтролю.

·  Теократическое государство - это такое государство, в котором высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви одновременно является и светским главой государства.

· Честь - моральная категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и призна­ния этого значения со стороны общества.

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

                                            Вопросы

 

· 1. Что такое социальная норма?

·   2. Какие виды социальных норм вы знаете?

· 3. Приведите примеры известных вам обычаев, которые ак­тивно применяются в современной жизни.

·   4. Какие нормы называют правовыми? Перечислите и рас­кройте признаки права.

·  5. Какие функции право выполняет в обществе?

· 6. Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм?

·   7. В чем заключается социальная ценность права для обще­ства и для отдельного индивида?

                                  Практикум

· 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

а) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

б) мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван, завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Ес­ли умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обяза­тельно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на мо­гиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы»);

в) при знакомстве младшие всегда должны первыми представляться

 

глава 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, пер­вой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - пожилой профессор);          

г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны забо­титься о нетрудоспособных родителях;

д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключе­нием организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

е) поступай днем так, чтобы твой сон был спокоен, а в мо­лодости так, чтобы старость твоя была спокойна.

· 2. Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за со­бой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет». Объясните, как вы понимаете это выражение.

· 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедли­вые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит?

· 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возмож­ность отомстить за убийство была ограничена - такое право пре­доставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Ес­ли убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыно­вья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой.

Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?

· 5. Назовите существующие в наши дни обычаи, которые, по

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

вашему мнению, государство должно запретить, и наоборот, те, которые следует закрепить законодательно.

· 6. Изобразите в виде двух пересекающихся кругов соотно­шение норм права и норм морали. Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при этом нормы моральные, и наобо­рот? Приведите примеры.

· 7. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-насле­додателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было рас­крыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заклю­чения. При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда дру­гие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью- Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчер­пывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство на­следником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и неспра­ведливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило: «Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы увере­ны, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столк­нуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень - с тем, чтобы убий­ца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по за­кону убийца утратил право на вступление во владение наследством».

Руководствуясь какими нормами - правовыми или мораль­ными - суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

 

глава 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

 

Понятие и виды форм права

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования, называемые источниками (формами) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество), и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).

           В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты и нормативно-правовой акт.

 

 

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

  Правовой обычай  

Исторически первым источником права явля­ется правовой обычай. Правовой обычай — это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого га­рантируется государственным принуждением. Как правило, госу­дарство санкционирует только прогрессивные обычаи, которые отвечают его интересам, и запрещает обычаи реакционные (например, обычай кровной мести, умыкание невесты и т. д.).

      На ранних этапах человеческой истории обычай играл важ­ную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существовавшие в первобытном обществе обычаи не только вы­ражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой. Очевидно, что при том уровне развития человечества обычаи нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей. Однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования (например, в суде). Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» — Русская Правда, Саллическая Правда, Саксонская Правда и др.

      В настоящее время правовые обычаи занимают незначи­тельное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако существуют страны, в которых роль обычаев все еще велика: это развивающиеся страны Азии, не относящиеся к мусульманской, китайской или японской правовой системе (на­пример, Непал), а также немусульманские страны Африки и Оке­ании. Недооценивать значение обычая как источника (формы) права не стоит, особенно когда речь идет об обычаях, действую­щих в масштабе крупных регионов и даже целых стран, например, обычаи морских портов.

 

В Российской Федерации правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями

 

 

глава 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

делового оборота. Обычаем делового оборота называ­ется сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не преду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксиро­вано ли оно в каком-либо документе или нет. В последнем случае существование такого обычая подлежит доказыванию с помощью экс­пертов, знакомых со сферой его применения.

Правовые обычаи существуют и в сфере управленческой деятельности. Они связаны со спонтанно сложившейся практикой работы с документами, их оформлением. Такие обычаи называют­ся деловыми обычаями, или деловым обыкновением. Зачас­тую они оформляются инструкцией по делопроизводству, стано­вясь нормативно-правовым актом.

  Судебный прецедент  

Судебный прецедент — это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Прецедент как источник права известен еще со времен Древнего Рима. Он также широко использовался в качестве источника права и в Средние века. Прецедентное пра­во первоначально сложилось в Англии, где роль суда всегда была традиционно высокой, и впоследствии распространилось на боль­шинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент явля­ется одним из основных источников права в Австралии, Канаде, США и многих других странах.

      Формирование прецедента в качестве источника права свя­зано с тем, что законы и иные нормативно-правовые акты регули­руют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Однако жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных правил. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нор­мы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения chopa на этом основании суд не может, поэтому он своим решением фактически создает новую правовую норму, которая, получая обязательную силу, применяется впоследствии другими судами. Например, если за кражу компьютера судом был наложен штраф определенного размера, то в случае рассмотрения судом

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

 

дела о краже точно такого компьютера и при условии, что обстоя­тельства последующего дела совпадают с обстоятельствами дела предыдущего, суд назначит преступнику точно такое же наказание.

Таким образом, рассматривая дело, судья той страны, где прецедент является источником права, сначала должен признать обстоятельства решаемого дела сходными с каким-либо делом, по которому уже было вынесено решение. От этого зависит приме­нение или неприменение им прецедентной нормы. Если обстоя­тельства признаются аналогичными, действует прецедент. Если нет — судья сам создает новую правовую норму, т. е. становится законодателем.

В российской системе права судебный прецедент источни­ком права не признается, и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российские суды на него опираться не могут.

  Нормативный договор  

Нормативным  договором    называют соглашение двух или более субъектов которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный   договор     является

компромиссом договаривающихся сторон. В норма­тивных договорах может быть выражена согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или несколь­ких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры). К последним относятся так называемые типовые до­говоры, которые представляют собой форму участия государст­ва в регулировании различного рода отношений (в основном гражданско-правовых и семейных). В типовом договоре, имею­щем обязательную юридическую силу и поэтому выступающем в качестве формы права, устанавливаются непременные основ­ные условия тех или иных соглашений.

  Правовая доктрина  

Этот    источник    права   представляет  собой

 мнения ученых-юристов по вопросам права. Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого при­влечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых норм. Еще в Древнем Риме формулы и суждения  известных юрис­тов

 

 

глава 2. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

 

 Ульпиана, Гая, Павла, Модестина, Папиниана и других по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сбор­ники законов и даже были составной частою нормативно-право- вых актов. Впоследствии в Восточной Римской империи (Византии] сочинения римских юристов легли в основу знаменитого Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс в свою очередь лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства совре­менных европейских стран, в том числе и Гражданского кодекса РФ.

Сегодня правовая доктрина как источник права широко исполь­зуется в мусульманских странах, где она служит основой для разре­шения имущественных, брачно-семейных споров. Мнения мусуль­манских юристов (улемов) по поводу толкования положений священных мусульманских книг - Корана и Сунны - признаются в странах мусульманской правовой системы источником права. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи.

В российской правовой системе правовая доктрина источ­ником права не признается.

  Религиозные тексты  

Священные книги как источник права прежде всего имеет широкое распространение в мусульманских странах, многие из которых представляют собой теократические государства. Главным источником мусульманского права считаются Коран и Сунна.

      Коран - священная книга ислама. По мусульманским пове­рьям считается, что Коран - это речь самого бога, с которой он об­ратился к пророку Мухаммаду на чистейшем арабском языке. Сунна - сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммада. В случае, если предписания Корана или Сунны оказываются слишком общими или в них существует пробел относительно правил пове­дения в данной конкретной ситуации, то поиск таких правил осу­ществляется с помощью толкования Корана или Сунны. Такое толкование имеют право давать только специальные мусульман­ские правоведы. Как и мнения ученых-юристов религиозные текс­ты в российской правовой системе источником права не являются.

ОСНОВЫ ПРАВА

 

Нормативно-правовой акт  

Нормативно-правовой акт - это издан­ный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовые акты издаются только компе­тентными органами с соблюдением в установленном законом по­рядке и обладают определенной юридической силой. Под юриди­ческой силой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актам. Юридическая сила показывает место нормативно-правового акта в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!