Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил.



 В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», сказочной истории, переданы мысли писателя об безропотности народа и паразитизме его властителей. Очутившиеся на безлюдном острове два генерала оказались совершенно беспомощными, искренне удивляясь, «что человеческая пища» в своем первоначальном виде летает, плавает и растет. Страдая от голода, они пробовали насытиться «Московскими ведомостями», лайковыми перчатками, один пытался у другого откусить орден, даже чуть не съели друг друга. Так и померли бы от голода, не окажись на острове мужика. Образ мужика, способного прокормить генералов и благодарного, что его «мужицким трудом не гнушались», обремененного чувством вины за все, в чем даже и не виноват, плетущего для себя веревку, которой его связывают, чтобы не сбежал, и получившего в награду лишь полтинник и стопку водки, вызывает недоумение. Мысль о том, что можно заняться обустройством собственной жизни без ненужных дармоедов мужику даже в голову не приходит.

Сказка «Пропала совесть»

 

В сказке «Пропала совесть» этическое понятие совести, как основы нравственности, передано в образе «ветошки», старой тряпицы, ненужной вэтой жизни никому . От совести стараются избавиться, потому что она не дает спокойно жить, от неправедных поступков и причиненного ими зла люди начинают мучиться. Но, лишившись совести, люди, развращенные безнаказанностью и вседозволенностью, деградируют духовно, стремятся ради личной выгоды ухватить лишь свой кусок, превращаясь в животных, тем самым неосознанно обрекая себя на самоуничтожение.

 Валяющуюся на дороге совесть, затоптанную и оплеванную, подбирает пьянчужка, но, словно прозрев, как никчемна его жизнь, старается избавиться от тягостной находки и подбрасывает ее кабатчику. Тот начинает мучиться, что наживается на спаивании народа, бьет бутылки и выливает все хмельное в канаву. Но его жена, чтобы спасти источник наживы, подбрасывает непотребную совесть в карман квартальному надзирателю, который, устыдившись поборов с торговцев, начинает возвращать им деньги. Совестливый надзиратель становится посмешищем для всех. Довелось совести попасть к ростовщику, в чьем семействе даже детишки любят считать деньги. Но финансист, почуяв подвох совести, проворно пристроил ее в благотворительный фонд генерала, в котором совесть вообще затерялась.

Побывав у многих, нигде не найдя себе приюта, совесть просится в невинное детское сердце, надеясь, что там она приживется и вырастет.

Премудрый пескарь.

В сказке «Премудрый пескарь» звучит насмешка над глупостью житейской «мудрости» пескаря, который, прячась от любых потрясений в своей норке, не замечал, как бесцветна и безрадостна была его жизнь. В образе пескаря изображен трусливый обыватель, наделенный «рыбьими» чертами и качествами, который предпочитает спокойную, относительно безопасную жизнь, прячась в мутную тину  предрассудков и житейских страхов. Он холоден, молчалив и труслив, его убеждения и взгляды мещанские и косные. Пескарь дрожал и боялся на протяжении всей жизни, которая прошла незаметно, словно ее и не было.

 Сказки Салтыкова-Щедрина уникальны по своей жанровой природе и злободневности[7].

Урок №2

Тема: « Замысел и история создания «Истории одного города». Обзор содержания, жанр и композиция произведения»

· Прочитайте и законспектируйте теоретический материал.

История создания и композиция романа «История одного города»

Первые главы сатирического романа «История города Глупова» были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в январе 1869 года. Однако роман в 1869 так и не был закончен. В 1870 году М.Е. Салтыков-Щедрин вернулся к сатирическому роману. Продолжение произведения было также опубликовано в «Отечественных записках». Именно в 1870 года была напечатана отдельная книга с заглавием «История одного города». Это было принципиально новое произведение,в котором

с помощью гротеска,иносказания, фантастики автор изобразил сатиру на многих высокопоставленных персон .Помимо этого автору удалосьобличить пороки в социальной и политической сфере страны. М.Е. Салтыков-Щедрин постарался отобразить реальную жизнь народа, сделать акцент на проблемах, знакомых каждому.Роман «История одного города»создан  жанре фантастически гротескного[8] сатирического романа.

Основная проблема в романе – система взаимоотношений власти и народа, построенной на произволе, корысти, обмане со стороны правящих и рабской покорности, пассивности, страхе простых людей и их слепой вере в «батюшку царя». Произведение имеет летописную форму, повествование ведется от лица провинциального архивариуса[9], который нашел в городском архиве старые тетради глуповских летописцев и использовал их для своего рассказа. В нем прослеживаются параллели истории Глупова с российскими историческими фактами.

 Каждая из 16 глав представляет отдельную историю, которые обрамлены[10] в начале и в завершении повествованием издателя. История города с 1731 по 1825 г. представляет собой фантасмагорическое[11] описание истории жителей и их градоначальников. Салтыков-Щедрин представил обобщенную гротескную «физиономию города», в истории которого отражены всевозможные преобразования и реформы, проводимые управленцами повсеместно.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!