Бодлер устанавливает три типа соответствий.



Во-первых, это явления так называемой синестезии, когда одно какое-нибудь ощущение (например, звук) вызывает другое ощущение, относящееся к иной области восприятия (цвет, вкус). Эти связи не поддаются объяснению, но зато они чреваты многочисленными метафорическими открытиями. Идея синестезии лежит как раз в основе программного бодлеровского сонета «Соответствия» (Correspondances).

Во-вторых, перетекающие друг в друга чувственные впечатления обладают суггестивной силой: они способны возбуждать воспоминания и пробуждать воображение; так, запах ладана в церкви вызывает — по сложной и неожиданной ассоциации — в памяти любовную сцену («Аромат»), а тело возлюбленной — картину далекого морского острова («Экзотический аромат»).

В-третьих, наконец, сам предметный мир и эмоциональные переживания от него оказываются «отражением» неявленной духовной «сверхприроды». Подключенность всех вещей к первоначалам вселенской жизни приводит к тому, что они начинают «перекликаться» {Перекликаются звук, запах, форма, цвет, // Глубокий темный смысл обретшие в слиянье..., пер. В. Левика) и, движимые смутным чувством взаимной «симпатии», устремляются навстречу друг другу. Привычный, устойчивый мир медленно и незаметно преображается, обретает подвижность: звуки и запахи окрашиваются, цвета приобретают музыкальное звучание, и все они вовлекаются в общий хоровод взаимопревращений, требуя, чтобы их уловили в едином и мгновенном акте восприятия, как в стихотворении «Вся целиком» (Tout entiere): Магическое претворенье // Всех чувств моих в единый лад... (пер. И. Лихачева), где Бодлер явно противостоит барочной (впрочем, восходящей еще к Петрарке) традиции, требовавшей, чтобы каждая «прелесть» женского тела была описана (и тщательно выписана) по отдельности.

Будучи «одушевленной», бодлеровская природа умеет разговаривать на языке символов-соответствий («природа — это Глагол»), причем благодаря тому, что душа самого поэта находится в тайном сродстве с «душою вещей», он слышит и понимает их голос потому, что весь мир ему открыт, и внятен тот язык, // Которым говорит цветок и вещь немая (пер. В. Шора), потому что он щедро наделен особым даром, называемым воображением, которое, претворяя непосредственные данные чувственных восприятий, как раз и позволяет проникать в сокровенный смысл мира, в области, недоступные для рационального познания.

Сама «сущность мира» говорит языком искусства, становится с его помощью зримой, слышной, доступной. Понятие же «сущность» упраздняет всякую случайность: «В искусстве нет случайности», поэзия символов призвана ее преодолеть — причина, по которой, между прочим, Бодлер с таким недоверием относился к бесхитростному выражению страстей, к спонтанному, но смутному «вдохновению», сознательно культивируя «логику и анализ» в поэзии, продуманное мастерство, виртуозную искусность и строгую форму (недаром его излюбленный жанр — сонет).

 

Многие символисты в поисках пути к “несказанному” подхватили мысль Бодлера о “соответствиях” между цветами, запахами и звуками. Согласно убеждению символистов, близость различных переживаний должна найти выражение в символе.

Символисты пытались на сокровенном языке намеков и внушения передать то, что невыразимо, опираясь при этом на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин. Это удавалось им благодаря размыванию словарного контура слова, максимальному расширению его значения. К примеру, смысл строки Шарля Бодлера: “Угольные реки устремляются вверх к небосводу” (из произведения “Пейзаж”) не сводится просто к “дыму городских труб”, а намекает на некую невыразимую тайну, которая связывает земное и небесное, временное и вечное, низкое и высокое.

Поиск соответствий лежит в основе символистского принципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностью в творчестве Бодлера – доминирующие темы в поэзии символистов.

 


 

Новаторство поэта

Творчество Бодлера было новаторским для своего времени. В его поэзии уже присутствуют проблематика и средства выражения, предвещающие символизм и даже поэзию XX века. Это экзистенциальные темы (добро, зло, идеал, красота и т.п.), мотив «метафизической тоски», слияние эмоционального и философского начал, субъективного и объективного, суггестивное, символическое выражение идей и настроений через явления материального, предметного мира, поиски новых поэтических форм наряду с мастерским использованием средств традиционной стихотворной просодии.

1. введение во французскую поэзию урбанистической темы;

2. обостренная восприимчивость в поэтической манере;

3. стремление к максимальной точности в изображении самых мрачных моментов внутренней реальности;

4. поэт - безродный и непонятый толпой «чужак», которого она мучает и ненавидит;

5. взаимопроникновение в поэзии высокого и низкого, сочетание несочетаемого в пределах одного образа, эстетизация безобразного;

6. стирание грани между субъектом и объектом, между воображаемым и реальным;

7. признание за поэтическим словом суггестивной функции;

8. романтический конфликт мечты и действительности приобретает глубокого внутреннего характера.

 

 

Бодлер продолжил и развил традиции романтизма, в его поэтическом мире ярко выражены контраст мечты и реальности, богатейшие ассоциации, лиризм, ощущение глубокой внутренней раздвоенности.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!