Вклад Ломоносова в развитие философской мысли.



Какой была русская философия XVIII века? М.В. Ломоносов, являясь горячим патриотом своей родины, внес неоценимый вклад в развитие русской философской мысли. Философия Ломоносова, кратко говоря, продвигает концепцию о неисчерпаемых возможностях страны. Мыслитель видел и ощущал огромную силу народа. Все это рождало в нем безграничную любовь к стране, страстное стремление способствовать ее процветанию. Все эти чувства ярко отражает русская философия. Ломоносова отличала глубочайшая вера в народ и страну.

Ниже рассмотрим влияние философии М.В. Ломоносова на конкретные составляющие части истории России.

Усвоение культуры не было простым для Ломоносова. Обуславливалось это тем, что в XVIII в. культура носила переходный характер. В этот период проходил процесс вытеснения средневековой культуры. В первой трети столетия он приближался к своей кульминации. Но на окраинах государства, в особенности на поморском Севере оставались районы, в которых господствовали средневековые традиции. В качестве одной из них выступало старообрядчество. Философия Ломоносова, кратко говоря, основывалась на том, что совершенствование человека должно идти не через благочестивые молитвы, пост, размышления, а с помощью познания окружающего мира, закономерностей, присутствующих в нем. Основная цель концепции мыслителя состояла в достижении процветания страны посредством развития культуры [2].

В исследовательской научной деятельности Ломоносов видел основу просвещения. Восхваляя дела Петра, он говорил о том, что именно науки сделали правителя Великим. Многие высказывались против большого числа гимназистов и студентов. Возражая им, Ломоносов называл множество сфер деятельности, в которых нужны ученые люди. В частности, он говорил о важности освоения Сибири, Северного морского пути. Необходимы были ученые люди и в горном, военном, торговом деле, на фабриках, в сельском хозяйстве. Философия Ломоносова реализовывалась не только в учебной и учебно-организационной деятельности. Его можно назвать первым популяризатором естествознания в стране [2].

Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды ученого. Так, в «Слове о пользе химии» ученый с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины [4]. Именно с этой работы начала свое развитие корпускулярная философия Ломоносова. Ученый указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела. Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр. Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах. Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других «Словах». Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.

В гражданской позиции мыслителя доминировал пафос утверждения. Его социальный идеал являлся в высшей степени демократичным. В нем учитывались интересы не только привилегированных классов, но и низов – простого народа [1]. Например, Сумароков придерживался позиции, что просвещать необходимо, в первую очередь, «сынов отечества» – дворян. А потом они, поставив общегосударственную пользу на передний план, сами будут заботиться об остальных слоях [8]. Философия Ломоносова принципиально отвергала такой подход. Мыслитель был против признания культурной и общественной неполноценности простого народа. Просвещение всего населения, о необходимости и важности которого все время говорил Ломоносов, являлось для него самой актуальной и масштабной задачей. Нужно было как можно быстрее претворять его мысли в жизнь.

Как я уже говорил выше, Ломоносову была свойственна глубокая любовь к своей стране и народу. Он неустанно изучал общественные проблемы и отстаивал интересы простых людей. В течение всей своей жизни он стремился принести пользу своему государству. Ломоносов не занимался оторванными от реальности, надуманными проблемами. Он старался связать науку и нужды развивающейся промышленности, всего народно-хозяйственного комплекса. В понимании общественных проблем Ломоносов являлся идеалистом. В некоторых своих работах он повествует только о второстепенных причинах бедственного положения населения. При этом ученый не касается главного и основного аспекта – характера экономических связей в стране. Ломоносов не стремился восстать против строя, он отстаивал необходимость гуманного отношения к крепостным, улучшения их жизни. Негативную оценку дает мыслитель духовенству. Он говорит о нем как о рассаднике нелепых суеверий. Духовные лица способствовали увеличению детской смертности, проводя крещение зимой в холодной воде, полагая, что теплая вода нечиста. Священники устанавливают посты, от которых вследствие изменения рациона погибает множество людей. В своих работах говорит Ломоносов и о вреде браков людей с большой разницей в возрасте, которые заключаются по прямым приказам помещиков. Высказывает ученый мысли и о «живых покойниках». Так он называет крепостных, которые сбегают от солдатских наборов и помещичьего гнета. Однако, говоря об этом, Ломоносов ограничивается советом облегчить отягощения людей [1].

Ломоносов считал важнейшим упущением неразвитость сферы здравоохранения в стране. Особое внимание он обращал на бедственное состояние акушерского дела. Отсутствие своевременной помощи приводит к высокой смертности среди населения. Ломоносов предлагал печатать и переправлять в разные регионы страны книги по медицине, возводить аптеки, распространять знания в народе. Так он стремился искоренить вредную деятельность различных ворожей, знахарей, только «умножавших болезни своими шептаниями». Для обеспечения большей эффективности в борьбе с заболеваниями Ломоносов предлагал учредить в стране «медицинскую науку», держать во всех городах необходимое число врачей, отправлять в иностранные университеты больше студентов для получения докторского образования [1].

Не обошел стороной он и политику. Лучшей формой правления для Ломоносова была монархическая власть просвещенного человека. Образом такого самодержца был Петр Первый. Ломоносов с большим уважением и почтением относился к нему. Своими реформами Петр попытался покончить с отсталостью государства и найти новые пути его развития. Зарождающиеся капиталистические отношения противоречили вековому устройству феодальной страны. Деятельность Петра, направленная на поддержку нового курса развития, была весьма прогрессивной [1].

Философия Ломоносова не отвергала сатиру, но отношение к ней было довольно прохладным. Историки не исключают, что это обусловлено его собственным «мужицким» происхождением. Над ним, кстати сказать, все время иронизировал Сумароков [8]. В народе, безусловно, любили и злое словцо, и шутки. Но использовались они на досуге, а не в процессе работы. Практически для всех поэтов 18 века их творчество являлось не только духовно-биографическим фактом, но и деятельностью государственной важности. Такого отношения к своей работе от них требовало время. Ломоносов сделал лирику и оду, как основной ее жанр, важнейшим элементом гражданского начала, неотделимого в начале столетия от государственного. В этом состоит выдающаяся заслуга мыслителя и проявляется его исключительная самостоятельность как поэта [2].

 

 

Заключение.

Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение философии оценили по достоинству не только потомки, но и современники. Его беспокойность и пытливость заставляли ученого быть первопроходцем в самых различных сферах науки. Переходная динамика, энциклопедизм гения во большей степени определялся патриотическим устремлением. Именно на этом и основывалась его просветительская работа. Она, в свой черед, была устремлена на улучшение дел в Академии наук, а также для развития образования в стране. Деятельность Ломоносова постоянно была тесно связана с потребностями государства, которые были актуальны на данный момент, а так же с его развитием культурны и промышленности. Все его усилия были направлены на процветание страны. Значение деятеля в истории важно также в том, что он постоянно настаивал на обширном распространении государственного образования. Ломоносов выступал за активное привлечение простых людей в науку. На опыте своей жизни и деятельности он смог показать, на что способен человек ради процветания своего Отечества.

В своих философских воззрениях М.В. Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

М.В. Ломоносов, как и И.Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время, ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог - главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии» [4].

Таким образом, в русской философии работы М.В. Ломоносова явственно обозначили новое направление. Ломоносов был деистом, отодвигавшим акт сотворения вглубь времен, отказывался видеть какие-либо воздействия Творца на природу в ее нынешнем состоянии. Это открывало широкие возможности для его исследовательского поиска и открытий. Основными сочинениями являются: «Опыт истории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «Размышления о причинах теплоты и холода» (1749), «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1755) [4].

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом.

 

Список использованной литературы.

1. Васецкий Г.С., Мировоззрение М.В. Ломоносова. М., 1961. – 308 с.

2. Галактионов A.A., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 вв., Л., 1970 –103 с.

3. Горохов П.А. Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель ВЕСТНИК ОГУ №11 (130) / ноябрь 2011. – 151 с.

4. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. — 759 с.

5. Любимов Н.М. Жизнь и труды Ломоносова: учеб. пособие / Н.М. Любимов. - М.: АН СССР,1872. – 198 с.

6. Морозов А.А. Ломоносов. М.: Молодая гвардия,1965. - 576 с.

7. Пушкин, А.С. Золотой том: Собрание сочинений / Редакция, биографические очерки и примечания Б. Томашевского. Издание исправленное и дополненное. – М.: Издательский дом «Имидж», 1993. – 621 с.

8. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983. – 679 с.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!