Философские познания М.В. Ломоносова.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии

 

 

РЕФЕРАТНА ТЕМУ:

«Значение для русской философии творчества М.В Ломоносова»

 

 

Выполнила студентка:

Бачеева Александра Сергеевна

группы ЗУсБ-37.03.01.01-22

Преподаватель:

Санникова Ольга Владимировна

доцент, доктор социологических наук

 

 

Итоговая оценка по работе __________________________

                                                                                                                                оценка, подпись руководителя

 

Ижевск 2021 г.


Содержание

Введение………………………………………………………….…………...………………….3

Глава 1. Научная деятельность М.В. Ломоносова как основа формирования его философских воззрений………................................................................................................…4

Глава 2. Философские познания М.В. Ломоносова……………………………………………6

Глава 3. Вклад Ломоносова в развитие философской мысли………… ……………...……10

Заключение……………………………………………………......…………………………….14

Список использованной литературы………………………...………...…………………...…16


Введение.

Ломоносов Михаил Васильевич (19.11.1711 – 15.04.1765) известен всем как ученый с широким кругом знаний, внесший громадный вклад во многие науки. Слыша фамилию - Ломоносов, вспоминаются его работы по физике, химии, географии, филологии, астрономии, а так же его неоценимый вклад в развитие российского просвещения. А.С. Пушкин отметил, что, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, М.В. Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» [7].

Но не все помнят, что М.В.Ломоносов внес существенный вклад в развитие российской философской мысли. Концепция трудов Ломоносова явились основой построения всей системы философии русского просвещения. М.В. Ломоносов и другие деятели того времени явились создателями передовых теорий, систем воззрения нацеленных на совершенствование картины мира. Ломоносов основывал свою философию на материальности и реальности мира.

Если рассматривать развитие мировой философии как единый процесс, то можно выделить отдельные элементы, на которые влияют ход истории, а так же отдельные эпизоды, требующие философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной разнородностью. Вследствие этого возникает необходимость в выявлении характерных признаков для той или иной национальной философской школы. Учитывая непредсказуемость исторического и культурного развития России, не укладывавшейся в традиционные схемы и образцы, эта проблема проявляет себя более ярко в данном случае. Довольно часто долгие этапы упадка и застоя в истории нашей страны сменялись периодами экономического, политического и культурного подъема. Это оказывало влияние на развитие философской мысли. Именно этим объясняется актуальность данной работы.

При написании данного реферата, я ставил цель изучить философские воззрения М.В. Ломоносова.

В соответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:

- изучить биографию Михаила Васильевича Ломоносова;

- разобрать аспекты, которые послужили основой для формирования его философских воззрений;

-уяснить его место и роль в философии;

- проанализировать философские познания М.В. Ломоносова;

-определить вклад Ломоносова в развитие философской мысли.

Научная деятельность М.В. Ломоносова как основа формирования его философских воззрений.

Ломоносов родился в 1711 г. в крестьянской семье в деревне Мишанинская Архангельской губернии, располагавшейся в истоке Северной Двины. В 1730 г. ушел из родного дома и поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию, в которой проучился до 1736 г. Затем Ломоносов проучился восемь месяцев в академии наук города Санкт-Петербурга и был послан в Марбургский университет для дальнейшего изучения наук, таких как химия и горное дело.

Вернувшись в Петербург в 1741 г. Ломоносов назначается адъюнктом, а с 1746 г. он становится профессором Российской Академии наук, кафедра химии. Начиная с юных лет вплоть до конца своих дней Ломоносов вкладывал огромные усилия в развитие науки и работал в различных научных областях. Михаил Васильевич Ломоносов известен всему миру как ученый энциклопедического склада, который сохранил глубочайший след во многие области знания своей эпохи.

Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как «ученая дружина». К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В.Н. Татищев (историк, известный государственный деятель). Эти люди были широко образованы, являлись ярыми противниками застоя и мракобесия. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием. Кантемир перевел книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной. Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний. «Ученая дружина» всегда находилась в центре политической жизни.

Ломоносов важнее всего любил быть естествоиспытателем, изучать физику и химию. Базируясь на этом факте, следует исходить при изучении и квалификации его мировоззрения, ведь оно может быть определено как естественнонаучный материализм. Почти исключительно он интересовался натурфилософией. Гносеологически проблематика не получила сколько-нибудь заметной разработки в его трудах, помимо провозглашения некоторых самых общих принципов научной методологии.

Ломоносова завел традицию научно-философского реализма в России. Ученый положил в основу объяснений явления природы изменение материи, которая состоит из мельчайших частиц – «элементов» (атома), которые объединяются в «корпускулы» (молекула). Корпускула – это физическая частица, которая в свою очередь также является телом, следовательно, состоит из определенного количества материи. Корпускулы разнородны, различаются по массе и фигуре или тем и другим в то же время. Корпускула находится в движении и подчиняется механическому закону. Проводя многочисленные эксперименты и рассуждая, Ломоносов сделал вывод о том, что корпускулы обладают протяженностью, силой инерции и фигурой, а все химические и физические явления производны от их движения. По степени сложности корпускулы бывают нескольких видов. Имеются корпускулы, характеризующиеся как простейшая структура. Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. На практике подобное появление градации корпускул соответствовало разделению частиц на молекулы и атомы. Выстраивалась система природы, где все было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором все было детерминировано движущейся материей. Отсюда логически вытекал принцип сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым в письме к Л. Эйлеру (1748).

М.В. Ломоносов выделял такие свойств материи, как протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение. Ученый считал, что «первичное движение» существует вечно («О тяжести тел и об извечности первичного движения», 1748) [4]. По его мнению, рациональное обоснование атомистических положений не противоречит религиозной вере, ибо «метод философствования, опирающийся на атомы» не отвергает «Бога-творца», «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Ломоносов считал, что к истине может привести лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями. При этом он отводил в познании большое место практическому опыту [1].

М.В. Ломоносов стал основоположником новой науки – физической химии. Именно он был первым ученым установившим, что планета Венера имеет атмосферу. Также в качестве метода исследования в химии он ввел способ количественного анализа.

Если провести анализ трудов и образовательных проектов великого ученого, то обнаруживается светская, нерелигиозная трактовка философии, которая отличается от религии своей предметной областью и методологией: «Правда и вера суть две сестры родные… никогда между собою в распрю прийти не могут». Однако «вольное философствование» проникнуто скептицизмом, тогда как «христианская вера стоит непреложно». В «республике науки» властвует критическая мысль, несовместимая с догматизмом. Здесь позволено каждому «учить по своему мнению». Утверждая величие Платона, Аристотеля и Сократа, Ломоносов одновременно признает право «прочих философов в правде спорить», подчеркивая авторитет ученых и философов Нового времени в лице Декарта, Лейбница и Локка [1].

Ломоносов утверждал, что именно просвещение, совершенствование нравов и установившихся общественных форм может улучшить жизнь общества. Он говорил, что благодаря самодержавию Россия «усилилась… умножилась, укрепилась, прославилась». М.В. Ломоносов рассматривал историю как органический процесс, в котором каждая предшествующая фаза тесно связана с последующей. История – не «вымышленное повествование». Это достоверное изучение опыта «праотцев наших», основанное на конкретных источниках, также включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию и т.п. [4]

По Ломоносову - исторические и философские понятия отражают изменения, которые происходят в мире. Поэтому необходим их периодический пересмотр. В определенном смысле, история познания становится, таким образом, историей образования понятий, которые, сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т.е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии [4].

Философские познания М.В. Ломоносова.

Труд М.В. Ломоносова положил начало материалистических традиций во взглядах философов России на природу. При всём том данное материалистическое воззрение на природу сумело сочетаться у него с верой в Бога. Для Ломоносова Бог - источник движения и устроитель мира. Это не было преградой для первого российского ученого противоборствовать с невежеством и попыткой вмешательства религиозных деятелей в дела науки [5].

Ломоносов направил свое внимание на изучение общих законов движения материи и ее строений. Основной пункт мировоззрения мыслителя - атомно-молекулярная гипотеза и ряд теорий, которые были основаны на ней (теплоты, газов, электричества и т.д.). Общий принцип для теорий был сохранение движения и материи. Ломоносов отождествлял материю с веществом, которую считал непроницаемой.

Ученый делил материю на два вида: собственная и посторонняя. «Собственная материя — та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно применяется и само тело. Посторонняя материя — та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи» [4].

Согласно Ломоносову, материя – это построение из корпускул, атомов, которые не делятся и не уничтожаются [5]. Данному мнению не было доказательств путем опытов. Однако это помогло ему совершить ряд открытий в физике и химии. Важнейшим открытием Ломоносова является обнаружение тепловых явлений природой. Им было найдено, что «теплота тел состоит во внутреннем их движении» и появляется вследствие движущихся частиц и их трения. Второе существенное достижение Ломоносова - формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, которая заработала статус теорий с открытием закона превращений и сохранения энергии.

Ломоносов искал путь для поиска улучшения метода познания и при этом высоко оценивал значение эмпирического познания, отдавая себе отчет о значительности методов рационального познания.

Для социально-философского взгляда Ломоносова характерна озабоченность судьбой своей страны, своего народа, науки отечества. Он никогда за всю свою жизнь не дал предлога усомниться в его патриотизме. Бескорыстная помощь народу - центральный нравственный принцип организации своей научной деятельности, а так же беспристрастный и настойчивый поиск научной истины.

На основе научного труда предшественников (Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон), Ломоносов выработал свой философский взгляд. Опираясь на их труд, но настаивал на научном разборе данных утверждений.

Основой большинства работ М.В. Ломоносова в данных областях: физика, химия, и другие ветви естествознания лежат идеи атомизма. Его концепция атомистики строилась на признании материального единства мира и всех его тел, от огромной планеты до мельчайшей частицы вещества - атома. Материальность и постоянное движение это и было для Ломоносова единством мира. Принцип материального единства ученый смог распространить не только на неорганические вещества, но и на животный и растительный мир [1].

М.В. Ломоносов сумел вложить огромный вклад для разработки теорий познания, она же важнейшая область философии, рассматривающая отношение знаний к реальным объектам и явлениям в природе. Ученый выступал поборником материалистического направления в теории познания. Материальный мир и природа были для него познаваемым во всех их проявлениях. Процесс познания мог рассматривать как «выпытывание правды» у самой природы [1]. Это и являлось его научным методом, а первостепенное значение придавал опыту. В нем он мог видеть самые надежные средства познания природы.

Ломоносов в своем творчестве стремился преодолеть границы метафизического мировоззрения. В своих трудах часто встречал элемент диалектики - первая гениальна догадка о процессе развития материи [5]. Ученый непрерывно следил за процессом развития материального мира во всей природе от мельчайшего образования до космического объекта. Атом и элемент - мельчайшие частицы материи, образуют более сложную форму - корпускул, который в свою очередь сочетался в различных комбинациях и количестве и давал многообразные видимые тела, существующие в природе. Ломоносов предвосхитил разработанную несколько лет спустя диалектическую теорию развития материалистического мира.

М.В.Ломоносов признавал всеобщность движения и объяснял его причину. В его время распространенной идеей была, что движение первоначально было сообщено миру толчком бога. Ученый решил отвергнуть данную точку зрения. В своей работе «О тяжести тел и об извечности первичного движения» он выдвигал и доказывал принципиальное положение о том, что «первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно» [4].

Когда Ломоносов занимался естественными науками, он придавал важнейшее значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; при том, чтобы извлечь из опыта истину и на этой основе разрабатывать новые законы природы, необходима аналитическая синтетическая деятельность разума. Следовательно, в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснения опытных данных. Именно та гипотеза, которая была подтверждена, приводила к истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории

Работа «О слоях земных» (1763) - Ломоносов выдвигает догадку об эволюции растительного и животного мира и указывает на необходимость изучения причины изменения природы. Ломоносов полагал, что такие материалы как торф, почва, каменный уголь, нефть и янтарь рождаются из ныне не существующих живых существ, следовательно, живая природа может изменяться. Данное эволюционное заключение было революционным для науки в России [4].

Идею о вечности материи и движения Ломоносов окончательно утвердил открытием закона сохранения вещества и количества движения [5].

Из всеобщей связи материального тела и явления природы Ломоносов выделял, как наиболее важные, причинную связь, существующую независимо от человека в самих вещах. Данная связь имеется повсюду, где происходит какое-либо изменение. Связь вещей и явлений не существует в неизменном мире. Она находится в вечном и непрерывном развитии, как и сами вещи и явления [5].

Мировоззрение Ломоносова сочетает естественнонаучный материализм и деизм. Рациональное обоснование атомистического представления, как считал Ломоносов, не противоречило религиозной вере, поскольку«метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергал Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никакого другого начала, «которое могло бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводивший в познании немало место опыту, Ломоносов предполагал, что лишь соединение эмпирического метода с теоретическим обобщением может привести к истине [1].

Ломоносов, признававший огромное значение мышлению, внимательно изучал свойства познания мира. Большое значение, чтобы выразить и оформить мысль, имеет язык, потому что мысль человека принимает оболочку слова. Он был полностью уверен в том, что человеческое мышление, как и все в мире, способно на развитие и совершенствование без границ. Это происходит через общение людей друг с другом по мере накопления опыта и расширения кругозора человека. Язык, являясь мысленной оболочкой и средством общения людей друг с другом, играет роль для развития мышления человека.

Ломоносов любил заниматься и проблемами логики - наука о законах и форме правильного мышления. Основой взгляда на логику является материалистическая философия и теория познания. Мышление человека, по Ломоносову, отражает мир материи, поэтому и вся форма мысли - понятие, суждение, умозаключение - своими содержаниями имеют объективную действительность, ею они порождаются и определяются [5].

Много времени Ломоносов отводил доказательственным приемам. Он считал, что выдвигаемое предположение должно быть аргументировано и доказано. Там, где наглядность уступает место рассуждению, легко может возникнуть отступление от истины. Для этого нужны проверки истинности суждений. Важное средство данной проверки это доказательство. Сила его доказательств заключается в самом явление природы.

Немалое значение Ломоносов придал индуктивному выводу. Индукция определялась как умозаключение, где «изначально предполагается о видах какого рода или о части целого подробно особливо, а потом целое или род представляется». Гений понимал индукцию очень широко, в отличие от современников. Не только как выводы от видов к роду, но и от части к целому. При этом считалось, что наиболее ясное представление о предмете складывается, когда исследователь познает часть целого, а затем сделает вывод о природе целого.

Сам ученый обширно развивал индукционный подход в своем научном исследовании, и использовал два метода: различия и сходства. Он полагал, что природа должна познаваться, и подходить к этому нужно с разных сторон и применять для этого разные методы. Именно поэтому М.В. Ломоносов не только требовал связи приема индукции - метод сходств и метод различий, но и выдвигал единое совместное действие дедукции и индукции [1].

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии. Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания в России общепризнано – от Пушкина, назвавшего его «первым русским университетом» [7], и Белинского, сравнивавшего его с Петром Великим, до академиков В. И. Вернадского и С. И. Вавилова [8].


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!