Богословское и нравственное осмысление понятия «вина» в Ветхом Завете



Занятие 15. Категории христианской этики. Вина.

Вина как категория этики и психологии

 

Долг, который человек ощущает как призыв совести, рождает в человеке переживания вины и праведности. Обе эти категории оказываются важнейшими для истории человечества и играют значимую роль в любой религии и культуре. В силу человеческой греховности переживание вины отражено в религиозной жизни в значительно большей степени. В то же время, переживание праведности так же встречается, хотя чаще описывается не как собственное, а как оценка праведности другого. Логика земной жизни предполагает первоначальное рассмотрение категории вины и лишь затем праведности, как того, что рождается в результате внутреннего подвига и работы над собой.

 

Английский писатель Г.К. Честертон когда-то говорил, что догмат о первородном грехе единственный не нуждается в доказательствах, так как каждый ощущает его реальность в себе и знает о своем несовершенстве из опыта осознания несовершенства. Впрочем, судя по текстам, во многих культурах идее личной вины, которая ощущалась как внутренняя проблема, предшествовала идея стыда, как того, что возникает в результате общественного порицания. Переживания Адама и Евы описаны именно как стыд, переживания сердца, которые испытывал житель древней Месопотамии, как и страх, который испытывали герои Гомера в большей степени сводился к страху быть опозоренным, после совершения поступка неодобряемого обществом.

В современном мире категория вины в большей степени является предметом интереса юридических и психологических наук. С точки зрения юридической, вина – это отношение человека в своему общественно опасному действию или наоборот бездействию, которое выражается в форме умысла или неосторожности. Со своей стороны, психология говорит о вине как об отрицательном чувстве, в котором человек осознает несоответствие своего поступка общественным ожиданиям. При этом, оценивая свой поступок человек может ориентироваться как на реальные нормы, так и на воображаемые. Важно, что эти нормы человек должен признавать как обязательные для себя, он должен быть способен к их исполнению и осознанию нравственного результата содеянного. Вина может относиться к отдельному действию или бездействию, а также шире к действиям и даже жизни в целом. Ее могут переживать отдельные люди, или группы, осознающие свою ответственность за содеянное.

Наконец, психологи говорят о существовании здоровой или подлинной вины, которая возникает в ситуации реального противоречия поступка и принципов, по которым человек стремится жить и вины невротической или разрушительной, которая рождается из мнимых оснований. Подлинная вина приводит человека к изменению жизни, к прощению и примирению. Ее результатом может быть жертвенное отношение к другому, рождающееся из осознания ответственности и стремления исправить последствия своих действий. Вина разрушительная приводит к постоянному и неизбывному чувству виновности, не предполагающему плодотворного изменения и примирения, что в свою очередь приводит к разрушению личности.

Несмотря на актуальность психологических и юридических трактовок вины, языковые данные помогают понять, что вина должна осмысляться не только как юридическая или психологическая категория, но и как категория богословская. В языке Ветхого Завета концепция вины может передаваться несколькими словами.  

 

Понятие «вина» в языке Священного Писания

Термин עָוֹן avon переводится как «преступление, беззаконие, вина и наказание». Именно этим словом Моисей называет наказание Каина (Быт 4:13), которое он воспринимает как слишком тяжелое. Так же именно этот термин обозначает ту «вину отцов» за которую Бог называет детей согласно второй заповеди Декалога (Исх. 20:5).  Этимологически это слово восходит к глаголу עוה(Ис. 21:3, Пс. 37:7), который переводится «согнуть, скрутить». Это означает, что «вина» и «наказание» в данном случае совпадают совершенно не случайно, вина как результат поступка означает такое изменение человека, которое приводит к страданию. В таком случае грех – это искаженное и извращенное действие.

Термин רָשָׁע – rasha – означает злого человеке, виновного в поступках против Бога и людей. Этим словами называются жители Содома и Гоморры (Быт 18:23), и именно его чаще всего использует Давид, говоря в псалмах о грешниках и нечестивых людях (Пс. 1:1,4,5; Пс 10:5,6 и др.). Этимология термина затруднена, но, вероятно, оно восходит к значению «находиться не в порядке». Если этимология верна, то суть вины в этом смысле заключается в том, что человек не соответствует замыслу о себе.  

Наконец, глагол אָשָם asham, который переводится как «провиниться, быть виновным, нести вину, признавать виновным», указывает на нарушение отношений, которое появляется в результате греха. ‎Вина, которая обозначается этим глаголом, как и родственными ему словами, может означать наказание, как результат повинности. Заметим, что этим термином так же называлась жертва повинности, которая обычно приносилась за грехи, совершенные неосознанно (Лев 4:13,), при которых нарушались запреты (Лев 5:17). Часто речь может идти об осквернении (Лев 5:2,3,4). В этом случае понятие вины ассоциируется с осквернением, которое противоположно святости и праведности. Став виновным, человек оказывается должником у Бога и asham — это долг, который необходимо возместить (Лев 6:4, Числ 5:7). В Новом Завете Христос неслучайно говорит о долгах в молитве, которую дает ученикам (Мф 6:12,14). Учитывая, что идея личной ответственности развивается постепенно, первоначально такая вина (asham), как состояние оскверненности (то есть не святости) могла наступить и случайно. Кроме того, она могла распространяться на народ, город или землю. Т.е. есть первоначально идея такой вины в том, что нечто святое, т.е. принадлежащее Богу, может стать нечистым, от Бога отторгнутым и должно (от слова долг) вернуться в святое состояние.

В языке Нового Завета вина так же обозначается несколькими терминами.

Существительное ἔνοχος переводится как «ответственный за грех, повинный, подлежащий суду». Именно этим словом евангелист Марк передает слова первосвященник, который говорит о Христе, что он повинен смерти (Мк. 14:64). Этот же термин апостол Павел применяет к тем, кто «виновен» против Тела и Крови Христовых (1 Кор. 11:27). Термин ἀιτίον переводится как «причина или вина». Трижды его произносит Понтий Пилат, когда утверждает, что не видит причины казнить Христа, так как не находит в Нем вины. Кроме того, единственный раз ап. Павел употребляет термин ὑπόδικος, который обозначает того, кто «подвергается суду», того, кто должен «отвечать за содеянное». Он говорит о мире, который «весь виновен перед Богом», потому что не исполнил закона (Рим 3:19).

Однако, несмотря на важность этих терминов, можно сказать, что во-многом они носят полисный, то есть социальный характер и связаны с судом и несением ответственности. В то же время, в богословском смысле термином, который передавал бы состояние виновности является ἁμαρτία, который переводится не только как грех, прегрешение, но и как повинность. Состояние «ἁμαρτία»  оказывается следствием беззакония, то есть конкретного поступка. Когда Иоанн Креститель говорит о Христе как об Агнце Божием, он говорит о том, что Тот «берет на Себя грех (ἁμαρτία) всего мира». При этом очевидно, что речь идет не об отдельном поступке, а о состоянии человеческой природы, которое исцеляет Христос.

Важно отметить, что ни одно из этих слов не имеет исключительного значения отношения к поступку или ощущению. Они переживаются как объективно данные, а не основанные на человеческом мнении или ощущении. Возможно, это связано с тем, что вина в библейской картине мира – это нарушение не человеческих установлений, но божественных заповедей. Здесь нет сомнений виновен человек, или нет, так как судьей является Сам Господь. Собственно, в этом и есть главное отличие виновности юридической и психологической, от виновности в богословском смысле, так как человек оказывается виновен или грешен перед Богом.

 Напротив, вне библейского контекста относительность термина вина хорошо известна. Так, в русском языке слово вина происходит от слав. вина, то есть «причина или вина», которое в свою очередь происходит от индоевропейской основы *wei-: *wī- «гнать, преследовать, вызывать страх»[1]. Когда множество веков спустя, Ф. Энгельс прочитает книгу Л. Феербаха «Сущность христианства», в которой, в частности, доказывалось, что Бога не существует, он напишет о чувстве невероятного облегчения, которое возникло у него и его друзей после ее прочтения. Удивительным образом идеологи атеизма в молодости переживали о своих поступках, испытывая именно чувство вины и даже страха, которое заставляло их задумываться о Боге, Которого они отрицали, и Которого подсознательно боялись.

 

Богословское и нравственное осмысление понятия «вина» в Ветхом Завете

В Библейской культуре источником заповедей, которые открываются человеку, является Бог. Это значит, что, если человек виновен – он виновен объективно и должен покаяться и исправиться. В зависимости от заповеди, которая была нарушена, люди могли переживать состояние вины индивидуально (Втор 24:16, Иез 18:2-4) или совместно (Исх 20:5,6; Ис 65:7, Иер 14:40). Находясь в народе, все оказывались связаны, человек мог страдать за грех общины, но и община за грех одного человека (Ос 7:24-26). Впрочем, очевидно, что со временем идея личной вины индивидуализируется (Втор. 24:16), что с особенной силой подчеркивал пророк Иезекииль в 18 главе, когда говорил, что «каждый умрет за свое беззаконие» (Иез 18:18).

Закон Моисея предписывал принесение жертв за несознательные грехи. Сознательное нарушение закона не могло быть очищено жертвами, потому что наказание за грех – заключалось либо в некотором исправлении сложившейся ситуации, либо смерти грешника. Виновный умирал (Числ 16:32, 1 Цар 2:27-36), потому что лишался связи с источником жизни.

Ко времени пророков в Израиле возникает мысль о том, что в первую очередь вина и невиновность должны рассматриваться с точки зрения добра и зла, а не с точки зрения того, что связано с культом. При соблюдении всех правил люди могут оказаться неспособны вступить в общение с Богом, если «в день поста исполняют волю свою», «постятся для ссор и распрей» (Ис 58:3-7). Похожим образом пророк Михей спрашивает: «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» и тут же отвечает «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих 6:6-8). Кроме того, пророки акцентируют внимание не на жертвах, а на покаянии, которое является важнейшим условием возвращения к Богу. Одним из ярких примеров переживания вины является 50 псалом, который принадлежит царю Давиду. Он признает себя виновным и осознание греха не оставляет его, но в то же время, он с дерзновением обращается к Богу и просит очищения сердца и обновления духа. Уже здесь мы видим, что подлинное исцеление вины происходит не благодаря кровавым жертвам, но благодаря «сокрушенному духу» и «смиренному сердцу» (Пс 50: 19).

 Призыв обратиться звучит лейтмотивом в книгах Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. И если в книге Второзакония Бог говорит: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор 30:19), то к народу поправшему верность завету и переживающему вину как утрату самостоятельности, разрушение страны и другие бедствия, Бог обращается со словами «Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите»! (Иез 18:32).

Наконец, прикровенно в Ветхом Завете возникает понимание того, что человек не способен самостоятельно вернуться к Богу в подлинном смысле слова. Исполнение закона практически невозможно, а покаяние не приводит к началу новой жизни. Вина, как отделенность от Источника бытия неизбывна, отпадение от источника святости ввергло человека к скверну, как в мир зла, детерминированности и смерти. В этой ситуации Бог Сам приходит на помощь человеку. Может показаться, что покаяние приводит человека к очищению, но на самом деле оно является только условием того, что Бог очищает человека от греха. (Пс 31:5). Причем, Он делает это не столько ради людей, сколько ради Себя и исполнения Своего замысла (Пс 24:11, 78:9, Иер 14:7). И если asham – это долг, который необходимо оплатить, то по закону, вместо того, кто не может сделать этого самостоятельно, это делает близкий родственник, искупитель, которым у пророка Исаии становится Сам Господь (Ис 43:14).

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!